Компьютер и здоровье человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:43, научная работа

Описание работы

В работе изучаются правила и нормы работы на компьютере, раскрываются причины возникновения "компьютерных" заболеваний, а также оценивается степень неблагоприятного воздействия ПК и сети Интернет на здоровье старшеклассников.
Целью моей работы является изучить влияние компьютера на здоровье школьника.
Задачи:
1. Познакомиться с историей развития ПК.
2. Изучить положительные и отрицательные стороны ПК.
3. Изучить влияние ПК на психику человека.
4. Выработка рекомендаций для профилактики компьютерных заболеваний.
5. Проведение исследовательской работы.

Работа содержит 1 файл

Влияние компьютера на здоровье человека (Пешков).doc

— 131.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ


Управление образованием Муйского района

МОУ

ТАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №2

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

«КОМПЬЮТЕР

И

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

 

Адрес школы:

671561 РБ Муйский район

МОУ ТСОШ №2

Ф.И.О. исполнителя: Пешков Артем

9 «Б» класс

Ф.И.О. руководителя:

Бурцева Нина Николаевна

учитель МОУ  ТСОШ№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таксимо

                                                   2009г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью моей работы является изучить влияние компьютера на здоровье школьника.

 

Задачи:

1. Познакомиться с историей развития  ПК.

2. Изучить положительные и отрицательные  стороны ПК.

3. Изучить влияние ПК на психику человека.


4. Выработка рекомендаций для  профилактики компьютерных заболеваний.

5. Проведение исследовательской  работы.

 

Методы исследования: частично-поисковый метод, наблюдение, опрос.

 

Актуальность. Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно - достаточно следить за правилами работы за ПК. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни. Как все новое, компьютеризация несет и новые проблемы. Одна из них – влияние компьютера на здоровье. Проблема «Компьютер и здоровье» затрагивает очень многие аспекты: игромания, излучение от компьютера, влияние на зрение, сидячий образ жизни и испорченная осанка и т.д.

По данным экспертов Всемирной  организации здравоохранения, даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более одного двух часов, вызывают у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлёкшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъём, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать. Это может привести к снижению ощущения ответственности в реальном мире.

 

 

 

 

 

 

 

1. НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИСТОРИИ

 

В 1642г. Блез Паскаль сконструировал восьмиразрядный суммирующий механизм. Два столетия спустя в 1820г. француз Шарль де Кольмар создал арифмометр. В 1888г. американский инженер Герман Холлерит сконструировал первую электромеханическую счетную машину. Дальнейшее развитие науки и техники позволили в 1940-х годах построить первые вычислительные машины. В 1946г. была построена первая электронная вычислительная машина ENIAC. В 1959г. были изобретены интегральные микросхемы (чипы). В середине 1970-х годов начинают предприниматься попытки создания персонального компьютера - вычислительной машины, предназначенной для частного пользователя Компьютер - это многофункциональное электронное устройство, предназначенное для накопления, обработки и передач» информации. История персональных компьютеров (ПК) начинается с 1971г., когда американская фирма Intel разработала 4-разрядный микропроцессор (МП) 4004 для калькулятора. Он содержал около тысячи транзисторов и мог выполнять 8000 операций в секунду. Вскоре для терминала была выпущена 8-битная версия данного МП, получившая название 8008. Оба МП всерьез восприняты не были, поскольку рассчитывались для конкретных применений. Они относятся к МП первого поколения.

В конце 1973г. фирма Intel разработала однокристальный 8-разрядный МП 8080, рассчитанный для многоцелевых применений. Он был сразу замечен компьютерной промышленностью и быстро стал «стандартным». По стоимости он был доступен даже для любителей.

 

Основные этапы информационного развития общества:

    • I этап. Изобретение письменности создало возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
    • II этап. Изобретение книгопечатания в середине 16 века радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
    • III этап. В конце 19 века благодаря изобретению электричества появились телефон, телеграф, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме.
    • IV этап. С изобретением микропроцессорной технологии в 70-е годы 20 века на микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

2. КОМПЬЮТЕР: ЗА И ПРОТИВ

 

2.1 Положительные моменты (ЗА)

Информационные и коммуникационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед  новыми поколениями захватывающие, доселе не существовавшие возможности свободного распространения информации.

Эволюция информационного общества влечёт за собой кардинальные изменения  в сфере производства и деловой  активности людей. Стремительное развитие информационной составляющей общества резко меняет структуру занятости и трудоустройства, создаёт новые профессии и рабочие места. Человек в Интернете просматривает электронные энциклопедии, справочники, статьи,  которые помогают найти нужную информацию.

    1. Отрицательные моменты (ПРОТИВ)

1.Негативным фактором является то, что, вследствие неограниченного нахождения за компьютером, в реальной жизни дети вообще не имеют или теряют настоящих друзей. Виртуальные друзья никогда не заменят настоящих друзей.

2.При неправильном использовании и несоблюдении правил работы за компьютером может возникнуть отрицательное воздействие, которое выражается нарушением общего состояния здоровья или самочувствия:

- Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени: сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.

- Воздействие электромагнитного излучения: современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение.

- Утомление глаз, нагрузка на зрение: именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

- Перегрузка суставов кистей: постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

 

3.1. Пять правил безопасности

Если приобрести компьютер хорошего качества – тогда ряд проблем  отпадет само собой. Но есть 5 правил, которые хорошо бы запомнить:

1) Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

2) В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нём не надо закрывать паласом или ковром.

3) До и после работы на компьютере следует протирать экран увлажнённой чистой тряпкой или губкой.

4) Считается, что наши зелёные друзья – кактусы – помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

5) Не забывайте почаще проветривать  комнату, а аквариум или другие  ёмкости с водой увеличивают  влажность воздуха.

3.2 Правильная поза при работе за компьютером.

1) Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

2) Следует сидеть прямо и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного вперед.

3) Конструкция рабочего стула  должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе компьютере, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

4) Необходимо найти такое положение головы, при котором меньше напрягаются мышцы шеи. Рекомендуемый угол наклона головы - до 200. В этом случае значительно снижается нагрузка на шейные позвонки и на глаза.

5) Во время работы необходимо расслабить руки, держать предплечья параллельно полу, на подлокотниках кресла. Кисти рук на уровне локтей или немного ниже, запястья - на опорной планке. Тогда пальцы получают наибольшую свободу передвижения.

6) Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев. Можно надевать легкие перчатки без пальцев, если стынут руки.

7) Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

8) Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

9) Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

3.3 Глаза и компьютер

Раньше считалось, что зрение портится, если много смотреть телевизор и читать в темноте и движущемся транспорте. Теперь добавился еще один вредный фактор – компьютер. Таким образом, характерной особенностью труда за компьютером является необходимость выполнения точных зрительных работ на светящемся экране в условиях перепада яркостей в поле зрения, наличии мельканий, неустойчивости и нечеткости изображения. Частая переадаптация глаза к различным яркостям и расстояниям является одним из главных негативных факторов при работе с дисплеями.

Неблагоприятным фактором световой среды является несоответствие нормативным значениям уровней  освещенности рабочих поверхностей стола, экрана, клавиатуры. Нередко  на экранах наблюдается зеркальное отражение источников света и  окружающих предметов.

Работающие с видеодисплейными терминалами предъявляют жалобы на боль и ощущение «песка» в глазах, покраснение век, трудности перевода взгляда с близких на далекие предметы. Отмечается быстрое утомление и затуманенность зрения, двоение предметов. Комплекс выявляемых нарушений был охарактеризован специалистами как «профессиональная офтальмопатия» или астенопия - субъективные зрительные симптомы дискомфорта или эмоциональный дискомфорт, являющийся результатом зрительной деятельности.

Частота проявления астенопии зависит от рабочей ситуации, продолжительности работы за экраном и наличия у пользователя нарушений зрения, глазных болезней или наследственной склонности к таковым.

3.4. Пауза на отдых

Через каждые 45 - 60 минут работы за компьютером должен быть перерыв 10 - 20 минут.

1. Положите руку на край стола ладонью вниз. Взявшись за пальцы другой рукой, отведите кисть назад и удерживайте в таком положении в течение 5 секунд. Повторите эти же действия для другой руки.

2. Слегка упритесь рукой в стол на 5 сек., напрягите пальцы и запястье. То же самое проделайте другой рукой.

3. Сильно сожмите пальцы в кулак, затем распрямите их.

4. Сядьте на стул прямо, ноги твердо поставьте на пол, наклонитесь как можно ниже, что бы достать головой колени. Оставайтесь в таком положении 10 сек., затем распрямитесь, напрягая при этом мышцы ног. Повторите упражнение три раза.

4. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА


 

4.1 Психологические симптомы, указывающие на компьютерную зависимость:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой;
  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего сеанса он-лайн;
  • увеличение времени, проводимого он-лайн;
  • увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

4.2 Возможные причины возникновения компьютерной зависимости

  • Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее.
  • Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
  • Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок попросту уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами.
  • Неуверенность в себе, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость, малообщительность, конфликт со сверстниками.
  • Развод родителей в трудный возрастной период.
  • Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
  • Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Информация о работе Компьютер и здоровье человека