Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:16, реферат
Устойчивость социально-экономического развития государства в современном мире в значительной мере определяется решением его экологических проблем и рациональным использованием природно-ресурсного потенциала. Все большее внимание этим проблемам стало уделять все мировое сообщество. Их значимость обострил надвигавшийся полномасштабный экологический кризис в 80-х годах прошлого века, который дал толчок к принятию развитыми странами законов об охране окружающей среды. Законодательно установленно
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ
1.1. Характеристика проблемы отходов
1.2. Определение отходов
1.3. Классификация отходов
1.4. Показатели состава и количества бытовых отходов
1.5. Проблемы, связанные с отходами
1.6. Экономические и социальные вопросы
ГЛАВА II. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В РОССИИ
2.1. Нарастание отходов и загрязнение окружающей среды
2.2. Опыт регионов по утилизации отходов
2.3. Правовые проблемы обращения с отходами
2.4. Технологические и экономические проблемы утилизации отходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО
Расходы управления отходами образуются из:
- начальных капитальных выплат для приобретения земли,
- постройки зданий для обработки отходов и приобретения оборудования,
- расходов по сбору отходов, транспорта (автомашины, горючее, логистика) и
расходов по захоронению,
- расходов по управлению отходами, которые связаны с закрытием полигонов, а также потенциальных выплат по очистке и приведению в порядок окружающей среды, после того, как полигон уже бездействует.
Три главные “непосредственные” выплаты:
· Стартовые выплаты содержат начальные инвестиции и расходы для начинания управления отходами
· Оперативные выплаты содержат повседневные расходы по выполнению работ
· Расходы по закрытию содержат расходы, когда объект обработки отходов нужно закрыть, а также расходы, которые связаны с пенсиями работников или компенсациями здоровья после закрытия объекта обработки отходов.
Дополнительные расходы, которые связаны с управлением отходами, это расходы по рекультивации для закрытых свалок. Во многих самоуправлениях есть закрытые или прекратившие работать свалки, для которых необходимо провести очистные и рекультивационные работы.
Условные расходы - расходы, которые могут появиться или не появиться в какой-то период времени в будущем. Например, непредвиденные расходы по очистке, непредвиденные потери, которые появились у персон (из-за нарушений здоровья) от объектов обработки отходов. Эти расходы можно предусмотреть, однако они будут не очень точны.
Общие расходы по управлению отходами трудно оценить. Они далеко превышают повседневные расходы по обработке отходов, которые создают сжигание отходов или захоронение на полигоне. Таблица 6 показывает непосредственные расходы по обработке отходов.
Таблица 6.
Категории и примеры расходов по обработке отходов
Дополнительно к непосредственным расходам есть также расходы по среде и социальные расходы, которые трудно вычислить в денежном выражении (см. таблицу 7).
Таблица 7.
Расходы среды и социальные расходы
Расходы среды - те расходы, которые необходимы для санации деградированной окружающей среды, которые трудно высчитать и которые не возвращаются.
Социальные расходы - расходы, которые необходимы, чтобы компенсировать неблагоприятные изменения для людей, их имущества и благосостояния, которое нельзя компенсировать легально. Эти расходы схожи с расходами среды. Социальные расходы также трудно высчитать, однако важно их понять в процессе планирования. Они могут включать не только сами объекты обработки отходов, но и строительство новых дорог, прирост движения и другое влияние на территории.
В планировании нужно учитывать такие воздействия:
1) неблагоприятное влияние на стоимость имущества, вид окрестности, и эстетику,
2) возможности альтернативного использования (выплаты) земли, также и в будущем,
3) шум, запах и движение.
Расходы по управлению отходами можно группировать также по тому, кто из участников платит за обработку отходов. Это могут быть самоуправления, которые субсидируют обработку отходов, или какое-либо государственное учреждение, что берет на себя такие расходы. Коммерческие учреждения по обработке отходов высылают счета своим клиентам - частным или юридическим персонам. Это и затраты времени, например, время, которое население потратило, сортируя отходы и доставляя их на отдельные точки сбора отходов, и т.д.
Проблемам экологии и рационального использования ресурсов в России уделяется властями всех уровней крайне недостаточное внимание. Их решение осуществляется фрагментарно, что приводит к нарастанию загрязнения окружающей среды отходами производственной деятельности и потребления.
Рост отходов характерен для всех стран мира, в том числе и России. На ее территории скопилось, по разным оценкам, от 80 до 140 млрд т отходов в отвалах и хранилищах. Особую опасность представляют токсичные отходы. На первом в 2008 г. заседании Совета безопасности РФ отмечалось, что темпы образования токсичных отходов в России опережают динамику ВВП.
Ежегодно в России образуется около 132 млн т отходов потребления, из них около 70 млн т – твердые бытовые отходы (ТБО). Состав ТБО следующий: бумага, картон – 30%, полимеры – 8%, стекло – 5%, пищевые отходы – 35%, прочие – 22%. В среднем на одного жителя России приходится 250-300 кг ТБО в год (Боровский, 2006).
Отходы занимают все большие территории и загрязняют окружающую среду. Вместе с тем они являются огромным возобновляемым ресурсом, который можно использовать в хозяйственной деятельности, сократив потребность в первичных природных ресурсах.
К настоящему времени развитые страны используют от 50 до 70% отходов производства и потребления, планируя в перспективе полностью отказаться от полигонного захоронения. В России же их использование составляет около 28%, а отходов потребления около 2% (по другим оценкам в России перерабатывается 35% промышленных и 3-4% твердых бытовых отходов) (Смольякова, 2009). Основная масса отходов потребления концентрируется на полигонах и многочисленных несанкционированных свалках, которые являются опасными источниками загрязнения воздуха, почв, растений, подземных и поверхностных вод. Полигоны и свалки помимо других газов выделяют еще и метан, который в 30 раз более интенсивно задерживает длинноволновое излучение, идущее от поверхности земли, чем углекислый газ, способствуя повышению температуры земной поверхности. При этом несанкционированные свалки мусора постоянно расширяются, захватывая и рекреационные зоны. Они возникают на лесных территориях, в прибрежных зонах водоемов в местах отдыха населения, а также в населенных пунктах и вблизи от них. На отдельных территориях загрязнения отходами достигают масштабов локального экологического бедствия. Так, Роспотребнадзор Иркутской области оценивает ситуацию, сложившуюся с загрязнением мусором берегов озера Байкал в настоящее время как находящуюся на грани экологической катастрофы. Подобные ситуации далеко не единичны, они характерны и для других регионов России.
Особую тревогу вызывает бесконтрольное захоронение опасных отходов, к которым относятся медицинские отходы (использованные одноразовые шприцы, перевязочные материалы, иссеченные органы, просроченные и фальсифицированные лекарства и т.п.). Около 80% этих отходов не уничтожается в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Часть из них зарывают в землю, в результате чего опасность возникновения эпидемии сохраняется в течении нескольких сотен лет. Остальное попадает в мусорные контейнеры и на полигоны твердых бытовых отходов и создает угрозу здоровья населения уже сегодня.
Бомбой замедленного действия являются скотомогильники, в которых захоронены инфицированные животные. Захоронение их в землю и дезинфекция не позволяют избавиться от опасных болезней. Очередной паводок, размыв скотомогильник, способен вызвать обширную эпидемию, которая может распространиться на несколько регионов России. Уничтожает инфекцию только сжигание.
Кроме медицинских и биоорганических отходов к опасным относятся пестициды и гербициды, просроченные минеральные удобрения, которые обычно зарывают в землю. На территории Российской Федерации их накопилось около 75 тыс т. В настоящее время в мире существует единственный завод, обезвреживающий пестициды, который находится в Финляндии и обслуживает 39 стран.
Причиной нарастания отходов и почти полное отсутствие переработки бытовых отходов является недостаток стимулов к их сбору и организации вторичного использования. В России до сих пор нет законодательно закрепленных требований к природопользователям по обязательной утилизации отходов. Это приводит к тому, что даже создающиеся заводы по переработке и сжиганию отходов простаивают, так как самым дешевым и распространенным способом утилизации является захоронение их на полигоне. В результате все большая часть страны превращается в антисанитарное состояние.
Функции по государственному контролю и ведению кадастра в сфере обращения с отходами осуществляют субъекты РФ. В ведении муниципальных образований остались сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых и других видов отходов на своей территории. Однако, как показывает практика, эти функции исполняются неудовлетворительно.
В России не осталось ни одного региона, в котором бы субъекты хозяйствования как в советский, так и в постсоветский период времени не нанесли урона окружающей среде. Даже на Чукотке по маршрутам Северного завоза разбросано около 12 млн. железных бочек с остатками топлива и их экологическая опасность возрастает с каждым годом. В 2009 г. Ростехнадзор намерен определить величину экологического ущерба, нанесенного российской Арктике, выявить основные места концентрации отходов и предложить способы и технологии расчистки арктических территорий.
Добыча полезных ископаемых также связана с нарастанием отходов и загрязнением окружающей среды, с выводом из оборота продуктивных земель.
В настоящее время площадь нарушенных земель в России составляет более одного миллиона гектаров. Наибольшие площади этих земель зафиксированы в следующих регионах (в тыс. га): Ямало-Ненецкий АО – 121,6, Корякский АО – 114,5, Ханты-Мансийский АО – 77,5, Свердловская область – 63,2, Кемеровская область – 62,4. По данным государственного учета основными нарушителями российских земель являются (в %): сельское хозяйство – 10, цветная металлургия – 10, угольная промышленность – 9, нефтедобывающая промышленность – 9, прочие – 62. При этом наибольшему экологическому ущербу подвержены территории в близи населенных пунктов и на землях промышленности. Накопление отходов происходит в десятки раз быстрее, чем их переработка, а выведение из хозяйственного оборота земли в некоторых регионах достигают трети их полезных площадей.
Вместе с тем, есть и положительные примеры, показывающие, что регионы стали уделять больше внимания экологическим проблемам. Так, в Новосибирской области бесхозные, в основном, ядохимикаты, накопившиеся на складах сельхозпредприятий с 60-80 гг. прошлого века, сконцентрировали на специализированных складах. Первый такой склад мощностью до 300 т ядохимикатов построен за счет областного бюджета. Разработана и реализуется программа по обезвреживанию опасных отходов за пределами Новосибирской области. Уже 2 года в Сибирском регионе действует полигон «Серебристый» по безопасному размещению отходов I и II класса опасности (Экономика…,2008).
Академической наукой разрабатываются технологии и оборудование по эффективной утилизации различных видов токсичных отходов. Так, в ИНХС РАН создана автоматическая установка для уничтожения токсических отходов в химическом реакторе на базе модифицированного жидкостного ракетного двигателя. Она позволяет уничтожать фосфорорганические соединения. Этим же институтом совместно с Академией гражданской защиты разработан метод и технология утилизации высокотоксичных серу- и циансодержащих соединений и запасов некондиционных пестицидов (Коршевец, Веденяпин, 2008). Имеются и другие разработки по уничтожению токсичных отходов, но многие из них не применяются на практике, или используются в ограниченных масштабах.
В городе Апатиты Мурманской области успешно реализуется программа обращения с муниципальными отходами. Она появилась благодаря утвержденной правительством Мурманской области концепции оптимизации управления отходами потребления, ориентирующей города и районы региона на необходимость сокращения объемов отходов размещаемых на свалках. Действующий порядок предусматривает экономические и административные механизмы, регулирующие обращение с отходами и включает в себя селективный сбор и утилизацию особо опасных отходов и отходов, которые могут быть использованы в виде вторичного сырья. Городом ведется подготовка к проектированию мусоросортировочного комплекса, осуществляется организационная и информационная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в сфере переработки отходов. Финансирование предприятий осуществляется из муниципального и регионального бюджетов с привлечением средств программы Евросоюза ТАСИС.
В Самарской области разработана целевая программа по обращению с отходами. На финансирование этой программы в 2008 г. было намечено потратить 40 млн руб. бюджетных средств.
Преимущественно за счет бюджета области в последние годы был спроектирован и построен ряд объектов: завод по переработке бытовых отходов в Тольятти, производимостью около 500 тыс. кубометров, мусороперегрузочная станция в Жигулевске, полигоны для захоронения ТБО в Тольятти, Кинельском, Красноярском и Ставропольском районах. В 2007 г. были завершены работы по обезвреживанию около 100 тонн опасных отходов, скопившихся в хозяйствах сельских районов. Однако, выделяемых средств на эти цели явно недостаточно. Для создания эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами производства и потребления необходимы миллиарды рублей, которую область самостоятельно финансировать не может. Руководство регионального министерства природных ресурсов видит решение проблемы в привлечении частного капитала путем частно-государственного партнерства. Для этого необходимо создание максимально благоприятных условий для использования частных инвестиций в решении проблемы переработки отходов.
Переработка отходов относится к числу самоокупаемых инвестиционных проектов. Отходы выгоднее перерабатывать, чем накапливать горы мусора на полигонах (Экономика…,2008).
Решать проблему утилизации отходов необходимо, прежде всего, в правовой сфере, устраняя имеющиеся недостатки в природоохранном законодательстве.
Федеральными органами власти предпринимаются меры по предотвращению загрязнения окружающей среды и повышению эффективности использования отходов. С 1996 г. осуществляется федеральная программа «Отходы», нацеленная на концентрацию научных, производственных и финансовых ресурсов с тем, чтобы максимально вовлечь отходы в хозяйственное использование. Создана и совершенствуется правовая база в области обращения с отходами. В 1998 г. был принят Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления», разрабатывается система нормативно-правовых актов, направленных на реализацию этого закона. Однако действенность этих мер малоэффективна. Об этом свидетельствуют результаты.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» нуждается во внесении в него изменений и дополнений. Он содержит неполный понятийный аппарат, существуют разночтения с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В законе отсутствуют такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла, а также запрещение ввоза на территорию государства продукции, которая в конце своего жизненного цикла не может быть использована в качестве вторичных ресурсов. В нем не отражена необходимость применения наилучших существующих технологий в области обращения с отходами, управление потоками отходов, требующих специального регулирования.
Информация о работе Эколого-промышленные аспекты использования промышленных и бытовых отходов