Экологическое значение естествознания

Автор: Jannet Dark, 04 Декабря 2010 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы.

Содержание

Введение___________________________________________________3
1.Роль естествознания как науки_______________________________3
1.1. Четыре стадии познания Природы__________________________4
1.2. История и логика развития естествознания___________________7
2. Экологический процесс_____________________________________7
2.1. Предмет изучения экологии________________________________8
2.2. Структура экологии_______________________________________9
2.3. Цели и задачи экологии____________________________________9
2.4. Аутэкология_____________________________________________10
2.5. Синэкология_____________________________________________10
2.6. Экология человека________________________________________11
Заключение_________________________________________________12
Список использованной литературы____________________________13

Работа содержит 1 файл

Экологическое значение естествознания.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Надо  иметь в виду то обстоятельство, что между фактической историей науки и логикой ее развития существуют сложные взаимоотношения. Фактическая  история науки - вся на виду. Она предстает как величественная картина активного проникновения Человека в Природу. Здесь видим мы и спокойное терпеливое накопление знаний, истинность которых тысячекратно проверяется кропотливым экспериментальным трудом, и бурные потоки неожиданных открытий, вызывающих перевороты в устоявшихся взглядах, и рождение так называемых “сумасбродных идей”, которые оказываются единственно возможным шагом на пути познания глубин материи. На этой картине - и драма идей, и драма людей, и всюду яркие имена тех, кто первым открыл нечто неизвестное, подарив свою находку человечеству. Логика же развития науки от нас скрыта. Обнаружить и понять ее - это значит установить в необъятной массе фактического материала некую упорядоченность, увидеть в хаосе всякого рода случайностей определенный строй основных научных идей, осознать, каким образом известные исторические события следуют друг за другом. Логика развития науки предполагает знание закономерностей научного прогресса, его движущих сил и причин, обусловливающих и динамику развития науки.

     Кроме того, сам Человек является существенным объектом Природы, имеющим космологическое  значение.

     2. Экологический процесс

     Человек, вооружённый техникой, стал самым  опасным животным на Земле. Он не только уничтожает другие виды животных и растения, но и активно приближает самоуничтожение, изобретая всё более разрушительные виды оружия массового поражения, включая ядерное. Бактериологическое, химическое и д.р. Изменить траекторию развития человечества, ради предотвращения глобальной катастрофы призвана одна из самых молодых и бурно развивающихся отраслей научного знания – экология.

     Почти 70 лет(с 1869 по 1940 г.)экология оставалась узкоотраслевой биологической наукой. Однако развитие системного мышления и попытки осмыслить причины глобальных кризисов вывели экологию из тиши научных кабинетов и превратили в арену ожесточённых дискуссий между технократами, считающими, что техника – лучший способ решения всех проблем человечества, и экологами, полагающими, что окружающая природная среда – единственный дом человечества, где должно быть чисто и одинаково комфортно всем жильцам.

     За  последние десятилетия объём  экологических знаний неизмеримо вырос. Сформировалось понимание глобальных экологических проблем. Появилось экологическое право и другие междисциплинарные области экологических исследований. Экология перешагнула границы биологии и становится самостоятельной отраслью естествознания, включающей, помимо биологических знаний, многие разделы географии, химии, физики, экономики, социологии и многих других наук. Поэтому она по праву занимает место среди системного естествознания.

     2.1 Предмет изучения экологии

     Для обобщения всех вышеназванных подходов к пониманию экологии дадим следующее  определение науки: «Экология – это наука, изучающая воздействие объекта с окружающей средой». Именно такое определение делает экологию метанаукой, связывающей философию и общенаучные подходы с конкретными науками и практикой.

     Предметом изучения всегда будут взаимосвязи объекта с окружающей средой.

     Что касается объектов изучения, то на современном  уровне развития науки можно выделить четыре основных объекта.

     1.Планета земля в целом. В качестве окружающей среды для неё выступают Солнечная система, галактика Млечного Пути и Вселенная. Таким образом, экология Земли должна, прежде всего, изучать взаимосвязи Земли с ближним и дальним космосом.

     2.Живая природа планеты Земля, понимаемая как совокупность всех живых организмов, существует в данный момент времени (включая и человечество). Окружающей средой для живой природы являются неживая природа Земли, а также ближний и дальний космос. Результат функционирования живой природы Земли – «биосфера» кА область взаимодействия живой и неживой природы Земли.

     3.Отдельные виды, популяции или сообщества живых организмов. В качестве окружающей среды для любого отдельного вида живых организмов или сообщества (совокупности видов, связанных между собой условиями жизнедеятельности) выступают:

     а) живая природа планеты Земля, включая человечество.

     б) неживая природа планеты Земля.

     в) ближний и дальний космос.

     Результат взаимодействия видов и сообществ  с окружающей средой – формирование биогеоценозов (экосистем) как устойчиво  воспроизводящихся совокупностей  живых организмов и условий их обитания.

     4.Человечество. Выделение человечества из живой природы связано с ведением хозяйственной деятельности и способностью человека создавать особую (искусственную) среду обитания. Потому в качестве окружающей среды для человечества необходимо рассматривать:

     а) живую природу планеты Земля.

     б) неживую природу планеты Земля.

     в) искусственную среду обитания, в  результате хозяйственной деятельности;

     г) ближний и дальний космос.

     Результатом взаимодействия человечества с окружающей средой должно стать формирование ноосферы (области деятельности человека разумного) и антропоэкосистем как её компонентов.

     Выделение четырёх основных объектов изучения экологии – Земли, живой природы, видов и сообществ живой природы  и человечества –т- позволяет провести структуризацию экологических исследований и определить четыре основные отрасли экологических знаний.

     2.2 Структура экологии

     Экология  состоит из 4 основных отраслей:

     1) Экология Земли (глобальная экология).

     Включает  космическую экологию (взаимодействие Земли с дальним космосом), геопланетарную экологию (взаимодействие Земли с планетами Солнечной системы) и т.д.

     2) Экология живой природы (биоэкология,  или общая экология).

     Включает  биосферную экологию (взаимодействие неживой и живой природы) и  ноосферную (взаимодействие живой природы и человечества).

     3) Экология видов и сообществ  живой природы в совокупности  с условиями их обитания (биогеоэкология, или специальная экология). Аутэкология (экология отдельных организмов) и синэкология(экология сообществ).

     4) Экология человечества (социальная экология).

     Этнокультурная  экология (приспособление этносов к  условиям окружающей среды); экономическая  экология (взаимосвязь между человеком  и окружающей средой в процессе хозяйственной  деятельности); социальная экология (взаимодействие человека и общества); техноэкология (взаимодействие человека и техники).

     2.3 Цели и задачи экологии

     Главная цель экологии состоит в обеспечении  общества в целом и отдельных  граждан достоверной экологической  информацией. На основе использования  такой информации можно принимать и реализовать решения, обеспечивающее выживание и дальнейшее развитие объекта в условиях неблагоприятных изменений окружающей среды.

     Для достижения этой цели экология разбирает 5 основных задач:

     1 Необходимо проводить наблюдения  за состоянием и изменениями окружающей среды (экологический мониторинг). Это помогает решить первую задачу информационного обеспечения общества – задачу сбора научных фактов.

     2 Общение и систематизация научных  фактов, а также выявлении тенденций  и закономерностей из изменения окружающей среды (экологический анализ и синтез).

     3 Предсказание ещё не наступивших  изменений окружающей среды на  основе выявленных тенденций  и закономерностей (экологический  процесс).

     4 Разработка рекомендаций по предотвращению  негативных изменений окружающей среды, а также в разработке предложений по защите от уже существующих негативных воздействий (экологическое программирование).

     5 Передача полученной научной  информации большинству граждан  через средства массовой информации  и образовательные программы (экологическое информирование).

     2.4 Аутэкология

     Эта область экологических исследований изучает взаимоотношения представителей одного и того же вида живых организмов с окружающей средой. Цели изучения включают два основных аспекта:

     1) изучение предела устойчивости и предпочтения по отношению к экологическим факторам.

     2) изучение воздействия окружающей  среды на морфологию, физиологию  и поведение организма.

     К экологическим факторам относятся  абиотические (воздействие неживой  природы) и биотические (воздействие живой природы) факторы.

     Среди абиотических факторов важную роль играют климатические факторы (глобальный климат, мезоклимат и микроклимат), вода и почва, освещённость территории.

     Среди биотических факторов – обеспеченность пищей, а также внутривидовое поведение (в частности, не только внутривидовая кооперация, о которой говорилось ранее, но и внутривидовая конкуренция, выражающаяся в чётко разграничении территории и установление социальной иерархии) и межвидовое воздействие (выражающееся в нейтрализме, конкуренции – борьбе за территорию, мутуализме, когда особь одного вида не может существовать без особи другого вида.

     2.5 Синэкология

     Изучает отношения между особями, относящимся  к различным видам биоценоза, а также межу ними и окружающей средой.

     Прежде всего, синэкология занимается разграничением и классификацией биоценозов и экосистем, изучает динамику биоценозов, перемещения вещества и переноса энергии в экосистемах, продуктивность систем.

     Синэкология изучает, как статистические аспекты  существования биоценозов, так и динамические с помощью таких понятий, как пищевая цепь, пирамида чисел, биомасса, энергия, продуктивность, производительность.

     2.6. Экология человека

     Экология  человека, являясь составной частью общей экологии, определяется, прежде всего, негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания.

     Ещё в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой. Но уже в конце XIX в. возник дисбаланс между человеком  и окружающей средой. Сейчас объём  допустимого воздействия на биосферу превышен в 8 – 10 раз.

     Хотя  экологическая проблема, в принципе, имеет глобальный характер, но в  различных странах она проявляется  по-разному. Мы будем рассматривать  её применительно к условиям современной  России, в которой экологическое  состояние природы и населения является, по некоторым оценкам, наихудшим в мире.

     В стране имеется 13 зон с опасной  экологической ситуацией. К ним  относятся, прежде всего такие районы, как зона аварии Чернобыльской АЭС, Южный Урал – окрестности Челябинска, где появилось новое для врачей понятие – “хроническая лучевая болезнь” и др.

     Поэтому закономерно, что здоровье населения  ухудшается.

     Таким образом, экологическая проблема в  нашей стране выдвигается на первый план, прежде всего в связи с  угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию.

     Перед обществом встаёт ещё одна важнейшая  задача – формирование экологического сознания населения.

     Можно говорить об аутэкологии, о синэкологии  человека и динамике человеческой популяции.

     Человек имеет высокую экологическую  валентность и способен населять практически любой участок земной поверхности в том случае, если будет создавать искусственную среду обитания с экологическими факторами, определяющими оптимальные условия обитания. Рассмотрим только два фактора – температуру и влажность воздуха, чтобы показать физиологические реакции организма и способы адаптации.

     Комфортные  условия для организма существуют при температурах от 20 до 26 градусов и относительной влажности от 25% до 75% .При комфортных условиях организм не испытывает нагрузки со стороны окружающей среды и имеет минимальные потребности в одежде, жилье, питании и питье.

Информация о работе Экологическое значение естествознания