Экологическое воспитание в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Работа содержит 1 файл

4 .docx

— 43.06 Кб (Скачать)

 

в) передача популяций под  охрану лесничествам, создание заказников, комплексных ландшафтных заповедников.

 

Для охраны природы на территории Беларуси находятся два природных  заповедника (Березенский биосферный и Полесский радиационно-экологический), четыре национальных парка (Беловежская  пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский национальные парки), 97 природных заказников республиканского значения, 457 природных заказников местного значения, 189 памятников природы республиканского значения, 572 памятников природы местного значения.

 

Одно из важнейших направлений  охраны природы- экологический мониторинг- система наблюдений над всеми  явлениями природы, связанными с  хозяйственной деятельностью. Учитывая глобальный характер экологических  проблем, РБ подписала ряд международных  соглашений и договоров по вопросам охраны окружающей среды.

 

Таким образом, РБ являясь  сторонником межгосударственных соглашений в области охраны природы, проводит большую работу по выполнению договорных обязательств.

 

2.3 Идея зависимости здоровья  человека от действия факторов  окружающей среды.

 

Природу побеждают только когда подчиняются ее законам 

 

Ф.И. Тютчев.

 

Человек--часть природы, природа  для него -- дом, в котором он находит  не только еду, воздух, тепло и т.д., отдых для усталой души и тела, приятные минуты.

 

По продолжительности  жизни Республика Беларусь занимает 45 место в мире, 36 -- по детской  смертности и ведущее по загрязнению  окружающей среды. На 20% уменьшилась  рождаемость детей, на 17% увеличилась  смертность за последнее десятилетие.

 

Человек--творение природы. Он появился в биосфере около 3 млн лет  назад. Но человек является и социальным существом. Он перестраивает по мере склонностей и возможностей окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей-- так возникает  социальная адаптация. И хотя человек  существо разумное, он сам себе медленно и верно создает условия для  самоуничтожения. Совокупность биотических, абиотических, социальных (антропогенных) факторов приобретают такие характеристики, которые выходят за рамки адаптивных возможностей человека. И только создание человеком себе искусственного окружения  позволяет как-то смягчить действие природных факторов, улучшить качество своей жизни.

 

Качество жизни человека -- это совокупность природных и  социальных условий, которые обеспечивают (или нет) комплекс здоровья человека, что означает соответствие окружающей среды человека, его потребностям. Качество жизни характеризуется  средней ее продолжительностью, мерой  здоровья человека и уровнем заболеваемости (физической и химической). Техногенное  загрязнение окружающей среды становится с каждым годом все более экологически вредным и опасным для жизни. Основными загрязнителями атмосферы  на сегодняшний день являются окись  углерода и сернистый газ. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают  в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают  в воздух окислы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и  мышьяка; химические и цементные  заводы. Вредные газы попадают в  воздух в результате сжигания топлива  для нужд промышленности, отопления  жилищ, работы транспорта, сжигания и  переработки бытовых и промышленных отходов. Воздействия хозяйственной  деятельности на природную среду  стали поистине гигантскими. Поступление  в воды суши и океана, в атмосферу  и почвы различных химических соединений (а их примерно 100 тыс.), образующихся в результате производственной деятельности человека, в десятки раз превосходит  естественное поступление веществ  при выветривании горных пород и  вулканизме. Ежегодно из недр Земли  извлекается свыше 100 млрд. т полезных ископаемых, выплавляется 800 млн. т различных  металлов, производится более 60 млн. т  неизвестных в природе синтетических  материалов, вносится в почвы сельскохозяйственных угодий свыше 500 млн. т минеральных  удобрений и примерно 3 млн. т различных  ядохимикатов, 1/3 которых смывется поверхностными стоками в водоемы или задерживается  в атмосфере (при рассеивании  с самолетов). Количество железа, поступающего антропогенным путем в природную  среду, составило за последние 150 лет  около 6,5 млрд. т, а возможные последствия "ожелезнения" земной коры пока не известны. На порядок увеличилось поступление в окружающую среду свинца и кадмия - элементов с высокими токсическими свойствами.

 

Человечество использует для ирригации, промышленного производства, бытового снабжения более 13% речного  стока и сбрасывает в водоемы  ежегодно более 500 млрд. м3 промышленных и коммунальных стоков. Их нейтрализация  требует (в зависимости от степени  очистки) 5-12-кратного разбавления природной  чистой водой. Не менее чем вдвое  увеличился твердый сток в океан, который составляет сейчас 17,4 млрд. т в год. Только в водохранилищах накопление продуктов размыва суши составляет 13,4 млрд.т в год. В целом  под воздействием антропогенного фактора  снос с суши возрос примерно в 2,5 раза и составляет ежегодно 50 млрд. т вещества в твердой, жидкой и газообразной форме.

 

В результате сжигания топлива  в атмосферу ежегодно поступает  более 20 млрд. т двуокиси углерода и  более 700 млн. т других паро- и газообразных соединений и твердых частиц. Серьезной  проблемой становятся избыток серы в окружающей среде и загрязнение  соединениями серы воздуха и поверхностных  вод. В настоящее время техногенное  поступление серы в 7 раз превышает  таковое при естественных природных  процессах; при сжигании низких сортов угля и мазута в атмосферу выделяется 150 млн. т сернистого газа в год. Как  известно, во влажном воздухе SO2 образует серную кислоту, которая вместе с  дождями выпадает на землю. Когда  в воздух и почву попадают металлическая  пыль или растворенные в воде металлы, то образуются еще более ядовитые соли серной кислоты. убивающие все  живое. Особенно опасны соли кадмия, ртути, свинца.

 

При анализе загрязнения  среды следует учитывать не только прямое загрязнение в результате потерь сырья и побочных отходов  индустрии, которые колеблются от 2 до 33%, но и рассеивание вещества в процессе использования готовой  продукции из-за ее коррозии, износа, механического истирания и т.п.

 

Таким образом загрязняя  окружающую среду человек наносит  непоправимый вред своему здоровью.

 

Средняя продолжительность  жизни уменьшилась на 5--10 лет. Особенно чувствителен к опасным факторам среды организм ребёнка. Поэтому  важна настойчивая работа по объяснению и привитию гигиенических норм и  правил поведения в экологически сложных условиях жизни. Есть научные  данные, которые утверждают, что  здоровье человека на 20--40% зависит от состояния окружающей среды, на 15-20 % - от генофонда, на 25-50 % от условий жизни  и только на 10 % от деятельности служб  охраны здоровья. Значит, издержки окружающей среды можно компенсировать правильной организацией здорового образа жизни [4,6].

 

Например, необходимо знать, что существует внутреннее и внешнее  облучение. Первое опаснее, т.к. радионуклиды, находясь в организме, очень близки к клеткам тканей тела, которые  облучаются. Необходимо знать, что радиоактивные  частицы попадают в организм тремя  путями: с едой и водой, через органы дыхания (самый опасный путь, поэтому  ж много сейчас рака лёгких) и  через кожу, особенно повреждённую в результате загара. Примерно 50 % полученных доз выводятся из организма за 120-170 дней. Поэтому целе-сообразно  корректировать свой образ жизни: употреблять  экологически чистые пищевые продукты, выезжать за пределы радиоактивной  зоны в чистые места для оздоровления и т.д. Срёди многих отрицательных  факторов антропогенного характера  самым опасным является воздействие  мутагенов на генофонд живых организмов и в первую очередь человека, окружающей среде находится масса мутагенов -- это радионуклиды, ультрафиолетовое излучение, пестициды, нитраты нитриты, соли тяжелых металлов, даже медпрепараты. Ощутимы и последствия Чернобыльской  трагедии. По законам естественного  отбора всё чаще выбраковываются  аномальные зиготы, эмбрионы, организмы. В 2 раза увеличилось число врождённых уродств. Кроме этого воздействия, на здоровье организма сказывается  воздействие социальных факторов. Напряжение психических возможностей на работе, во время учёбы, связанное с нестабильностью  в экономике страны, провоцирует  заболевания психики, аллергические  реакции, рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, СПИДа. Это резко подрывает  здоровье молодежи. Алкоголизм -- молекулярная болезнь; этанол, почти токсичный  сам по себе, попадая в организм, превращается в ядовитый продукт -- ацетальдегид. Сама природа порядилась так, что в клетках человеческого  организма в малых количествах  содержится этот яд, т.к. без него клетка не может дышать, усваивать кислород. При потреблении алкоголя его  держание увеличивается, что весьма опасно для организма. Табак и  его дым содержат более 1000 разных химических веществ, многие из которых  мало изучены. Более 30 из характеризуются  крайне вредным действием. Никотин  по ток сичности стоит в одном  ряду с синильной кислотой. В затяжки  температура на горящем конце  сигареты достигает 600 градусов. При  такой температуре происходит пиролиз  табака и бумаги с образованием бензапрена, оксида и диоксида углерода, синильной  кислоты, диоксида азота

 

Страница:  1   2


Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе