Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:15, курсовая работа
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Введение.
История человечества неразрывно
связана с историей природы. На современном
этапе вопросы традиционного
взаимодействия ее с человеком выросли
в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем
не научаться бережно относиться
к природе, они погубят себя. А
для этого надо воспитывать экологическую
культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с
младшего школьного возраста, так
как в это время приобретенные
знания могут в дальнейшем преобразоваться
в прочные убеждения. Термин "экология"
(от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука)
введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом
исследования экологии связь живых
существ со средой. Первоначально
экология оставалась в сфере биол.
науки развивала идеи Ч. Дарвина
о многообразных взаимосвязях растений
и животных со средой. В современной
науке понятие "экология" не ограничивается
только биологическими рамками. Выделяют
социальную, техническую, медицинскую
экологию и др., которые вместе с
экологией природных систем составляют
современную комплексную
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью повышения
экологической культуры
- необходимостью постоянного
сохранения и улучшения
- необходимостью решения
актуальных проблем, связанных
с уменьшением жизненного
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия
человеком экологических
- недостаточно развитой
у человека потребностью
Исходя из актуальности проблем экологического и природоохранного воспитания, была поставлена цель курсовой работы:
Раскрыть фундаментальные экологические идеи в природоохранном воспитании школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические
основы экологического
2. Определить систему
3. Выделить основные
Объект изучения: школьники.
Методы изучения: анализ литературы и опыта ведущих методистов- биологов и экологов.
Глава 1.
Экологическое образование и воспитание школьников.
1.1 Теоретические основы экологического образования и воспитания. Анализ педагогического опыта.
Довольно долго экологическому
воспитанию не уделялось должного внимания.
В последние годы школа сделала
решительный поворот к
Сегодня созданы предпосылки
для развития системы непрерывного
экологического образования и воспитания.
Многие образовательные учреждения
разных видов (школы, гимназии, лицеи
и др. ) уже включили в свои учебные
планы учебные предметы экологического
направления. Однако статус образовательной
области "экология" еще не утвердился,
в большинстве школ занятия по
экологии проводятся в форме факультатива
или предмета по выбору. Невелик
также престиж школьного
В 1991 г. постановлением Совета
Министров Республики Беларусь утверждена
республиканская программа по образованию
в области охраны окружающей среды
на 1991-1995 г., разработанная Министерством
образования совместно с
В ноябре 1992 г. проведена Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы экологического образования и воспитания", где обращалось внимание на нерешенные проблемы в области экологического образования, на отсутствие глубокого научного анализа состояния проблемы, на то, что не определен обязательный объем знаний; для разных ступеней обучения, на отсутствие качественных методических разработок.
"Концепция образования
и воспитания в Беларуси" (1993
г.) утверждает, что государственная
политика в сфере образования
и воспитания основывается на
принципе экологической
В 1995 г. на базе Республиканского экологического центра учащихся начата работа по реализации программы поддержки системы внеклассного образования, которую финансировал Фонд Сороса. Результатом выполнения проекта будет создание информационного банка данных детских экологических организаций г. Минска (в перспективе - республики), неформального учебно-координационного центра детских экологических организаций г. Минска (в перспективе - республики). В сентябре 1995 г. состоялась II Республиканская конференция: "Экопедагогика: состояние, проблемы, перспективы", на которой обсуждались и определялись пути решения наиболее актуальных проблем экологического образования и воспитания детей. Учитывая то, что сегодня речь идет о создании непрерывного экологического образования, на конференции затрагивались проблемы экологического образования и воспитания всех уровней в системе подготовки кадров. Обсуждались научно-педагогические аспекты экологического образования и воспитания. Конференция выработала конструктивные предложения по решению проблем экологического образования и воспитания в адрес Министерства образования и науки, направленных на повышение статуса экологического образования. [16]
Много внимания в экологической
литературе уделяется вопросам экологии,
экологического образования и воспитания
при изучении отдельных программных
предметов в учебных заведениях
разного типа. Подтверждение тому
следующие статьи: "Охрана труда
и основы промышленной экологии"
(Г. А. Сохор, Гомельский политехнический
техникум) "Экология энергии(О. А. Симоненкова,
Минский политехнический
Анализируя практическую
деятельность по экологическому воспитанию,
можно встретиться с введением
в ряде школ обзорных уроков по вопросам
охраны природы, факультативных курсов,
специальных курсов "Основы экологии"
(Н. А. Короткая), которые имеют статус
самостоятельного предмета. Много внимания
в экологической литературе уделяется
вопросам экологии, экологического образования
и воспитания при изучении отдельных
программных предметов в
Данный список можно продолжить, однако даже из анализа этих статей видно, что в деле экологического образования и воспитания нет единого системообразующего фактора, объединяющего все виды деятельности педагогов в единое русло для достижения главной цели: формирования высокого уровня экологической культуры широких слоев населения.
Анализируя практическую деятельность по экологическому воспитанию, можно встретиться с введением в ряде школ обзорных уроков по вопросам охраны природы, факультативных курсов, специальных курсов "Основы экологии" (Н. А. Короткая), которые имеют статус самостоятельного предмета. И. Дзевенская предлагает диффузную модель, по которой элементы экологических знаний включаются во все учебные дисциплины и методы работы но экологическим модулям: наблюдения, опыты, "мозговые атаки", "защиты позиций", "круглые столы", "месячники экологических знаний" и т.д. В гимназии глобального образования Санкт-Петербурга (школа №631 Приморского района) функционирует мастерская "экологический менталитет" как одна из форм глобального образования (Алексашина И. Ю., Виноградова О. Ю. Джеймс Хадсон (Лондон) предлагает работу за пределами класса, которой руководят центры внеклассной работы. Разноплановые практические дела отдельных учебных заведений, направленные на формирование высокого уровня экологической культуры, излагаются в анализе педагогического опыта.
Отмечается также факт,
что назрела необходимость в
издании новых школьных учебников
по биологии с учетом актуальных программных
требований -- экологизации фактологических
знаний. И. А. Бурдина и А. Г. Бурдин
указывают на то, что учебник школьной
ботаники имеет слабую экологическую
ориентацию: не показана глобальная роль
водорослей, мхов, бактерий, грибов, лишайников,
их роль в круговороте веществ
в биосфере. Поэтому ученики не
могут объяснить простые
Современному академическому взгляду на окружающую среду Эдвард Годдсмит (Киев) противопоставляет определение "модернизм". Основной принцип "модернистского" подхода заключается в том, что будущее нашей планеты и благополучие человечества зависят от развития науки и промышленности, а следовательно, необходимо дальнейшее расширение экологической деятельности. При этом негативное воздействие на природу игнорируется полностью. Автор не только оспаривает такой подход, но и предлагает новый -- экологический. Принципы экологического подхода обосновываются, показывается их тесная взаимосвязь в виде всеобъемлющей модели взаимодействия человечества с природой [2].
С. В. Алексеев, Н. В. Груздева,
А. Г. Муравьев предлагают концептуальные
подходы к организации
Педагогами-новаторами наработан
богатейший материал, который положил
начало новому направлению в экологическом
образовании и воспитании-- педагогической
технологии. Теория воспитания В. А. Сухомлинского,
система обучения В. Ф. Шаталова -- оригинальные
подходы в педагогической деятельности.
Только через личные ощущения, переживания
человек осознает себя в мире. Это
хорошо продемонстрировал в своих
экспериментах В.А. Сухомлинский. Безусловно,
через теснейшую связь с
Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе