Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:15, курсовая работа
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Систематизируя научную экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно сформулировать следующие выводы:
1) экологическое образование
и воспитание школьников
2) существуют отдельные
программы, концептуальные
3) вскрываются отдельные
проблемы экологического
4) излагаются методологические и научно-методические подходы к организации образования и воспитания в области охраны окружающей среды;
5) предлагается богатейший
педагогический опыт в области
методики и инновационных
6) рассматриваются варианты
экологического образования и
воспитания при изучении
7) отмечается обширная
и разнонаправленная
8) имеется богатейший опыт
природоохранной деятельности
Таким образом, по мнению педагогов-новаторов, педагогов-практиков, ученых, педагогов-исследователей, на данном этапе возможно эффективное экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование высокой экологической культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы.
Образование и воспитание
школьников в области
Экологического образования и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности [16]. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:
- усвоение ведущих идей,
основных понятий и научных
фактов, на основе которых
- понимание многосторонней
ценности природы как
- овладение прикладными
знаниями, практическими умениями
и навыками рационального
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности
в общении с природой, осознание
ее облагораживающего
- формирование стремления
к активной деятельности по
улучшению и сохранению
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе,
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности
в природе гуманистические,
Принципы организации экологического воспитания:
1. Процесс формирования
ответственного отношения к
3. В основе формирования
бережного отношения к природе
лежит единство
4. Процесс формирования
экологической культуры
Систему экологического воспитания составляют звенья:
Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
Экологическое воспитание в
детских внешкольных
Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают :
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Выделяют:
-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (
-внеклассная и внешкольная
работа (исследовательский метод,
эксперимент, решение
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
-СМИ.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной
среды (подкормка животных; спасание
животных, попавших в беду; борьба
с мусором; изготовление
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию
эстетических ценностей
Основным критерием
Глава 2.
Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании школьников.
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов.
Природа -- это единственная книга с великим содержанием на каждом листке.
И. В. Гете.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик --
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев.
Основные законы экологии (по Коммонеру):
Все связано со всем.
Все должно куда-то деваться.
Природа знает лучше.
Ничто не дается даром.
1. Все связано со всем.
На планете Земля совершает свой путь великое множетво жизней. Все они взаимосвязаны, образуют единую общую систему, и значит, человечество едино с природой, само человечество тоже едино. Не может быть хорошо одним людям, когда плохо другим.
2.Все должно куда-то деваться.
В природе нет такого понятия, как "мусор". Отходы живых организмов, останки одних служат пищей другим. В результате "все возвращается на круги своя". Не надо думать, сто если какая-то вещь стала ненужной и ее выбросили на помойку, то она как бы исчезла. Ничто не исчезает бесследно, оно лишь перемещается, меняя свою форму.
3. Природа знает лучше.
В течение нескольких миллиардов лет формировалась земная природа. Это огромный период времени. Примерно 10000 лет назад возникла человеческая цивилизация. Проходили века, и человек вообразил, что он по своему желанию может "улучшать природу", меняя ее. К сожалению, это не так. Он не учел того, что взаимосвязи живой природы невообразимо сложны. А поэтому и получилось, что вмешательство в природу приводило не к ее улучшению, а наоборот, к ухудшению. Нельзя допускать больших изменении природы, нужно обращаться с природой бережно, внимательно, осторожно. 4. Ничто не дается даром.
Любая природная система - это единое целое. Если начать что-то улучшать то при этом, что-то обязательно ухудшится. Выигрыш в одном связан с проигрышем в другом. Если человек берет что-то у природы, он должен как-то возместить, иначе возмещать придется нашим потомкам. Выделяют следующие уровни организации живого:
Ген- клетка- ткань- орган -организм- популяция- биоценоз- биогеоценоз- биом- биосфера- ноосфера. Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические системы более высокого ранга, чем организм.
Экология исследует три
основных уровня организации живой
материи: отдельные особи, популяции,
сообщества. Изучая особи, экология исследует,
как влияют на организмы абиотические
и биотические факторы и
В конце XX века экология превратилась в одну из ведущих наук. Это обусловлено тем, что решение проблем, связанных с рациональным использованием природных ресурсов биосферы, возможно только с экологических позиций.
Экология как наука
является теоретической
Зеленым растениям принадлежит
особая космическая и земная роль.
Климент Аркадьевич Тимирязев писал:
"Когда где-то на Землю упал луч
Солнца, но он упал не на бесплодную почву,
он упал на зелёную былинку пшенично-
Растения освобождают воздух от углекислого газа, обогащая его кислородом и , являясь продуцентами (автотрофамй), т.к. только они способны образовать из неорганических веществ органические соединения, от которых зависит существование всех остальных форм жизни. Значительная часть энергии, запасенная в процессе фотосинтеза, необходима самому растению для поддержания жизненных процессов, построения собственного тела. Часть ее передается животным с растительным кормом. В результате то, чем питается человек, имеет растительное происхождение [16].
Мы привыкли представлять
нефть, газ, торф, бурый и каменный
уголь как нечто, связанное только
с геологией, между тем у них
чисто растительное происхождение.
Надо признать, что именно растёния
управляют нашими автомобилями, обогревают
наши дома, участвуют в производстве
промышленных товаров. Однако и этим
не ограничивается зависимость человека
от растений. История начала человеческой
цивилизации -- это история окультуривания
растений. Каждый центр цивилизации
базировался на своей собственной
растительной культуре: Египет и Месопотамия-
на пшенице, Китай-- на рисе, майа и ацтеки
-- на кукурузе,, инки - на кукурузе и
картофеле. Растения являются окружающей
средой для человека. Это источник
технического и лекарственного сырья,
стройматериалов. Многие растения стали
объектами и изучения бионики
в целях использования
Информация о работе Экологическое воспитание в начальной школе