Экологические последствия функционирования различных видов транспорта на примере России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Цель работы: Проанализировать различные виды транспорта с точки зрения воздействия на окружающую среду и разграничить их по степени воздействия на окружающую среду.
Задачи работы:
Рассмотреть специфику автомобильного, железнодорожного, авиационного, водного, трубопроводного и проводного видов транспорта;
Провести сравнение этих видов по степени экологичности

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Общая характеристика воздействия различных видов транспорта на окружающую среду………………………………………………….................…5
Автомобильный транспорт………………………………………….…..…5
Железнодорожный транспорт…………………………………………..…6
Авиационный транспорт……………………………………………..……7
Водный транспорт……………………………………………………..….. 8
Трубопроводный транспорт……………………………………………... .9
Проводной транспорт (ЛЭП)…………………………………………… 10
Специфические воздействия различных видов транспорта на окружающую среду…………………………………………………………. 12
Автомобильный транспорт……………………………………………… 12
Железнодорожный транспорт…………………………………………... 15
Авиационный транспорт………………………………………………... 18
Водный транспорт………………………………………………………. 20
Трубопроводный транспорт……………………………………………. 22
Проводной транспорт (ЛЭП)…………………………………………… 27
Заключение…………………………………………………………………. 29
Приложение………………………….……………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………….32

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

В период эксплуатации трубопроводов возможно углеводородное загрязнение атмосферы из-за просачивания газа через трещины, неплотности  и разрывы трубопроводов, а также  в результате «дыхания» резервуаров. Утечки жидких транспортируемых продуктов приводят к их растеканию и уничтожению флоры и фауны. Они часто сопровождаются пожарами, при которых в атмосферу выделяется большое количество токсичных продуктов  
сгорания.

Аварии на трубопроводах  приводят к залповым выбросам нефти и газа и вызывают загрязнение больших площадей, экстремально высокие уровни вредных веществ в поверхностных водах и почве. Основными причинами аварий являются нарушения технологии изготовления труб и оборудования, коррозионные разрушения трубопроводов, внешние механические воздействия. Поэтому необходимо периодически проводить диагностику трубопроводов, что позволит избежать аварийных ситуаций и повысить экологическую безопасность трубопроводного транспорта. [18]

6.Проводной транспорт (ЛЭП)

Электромагнитное загрязнение – это разновидность антропогенного или природного физического загрязнения, возникающего при модификации электромагнитных свойств среды (под действием линий электропередач высокого напряжения, работы некоторых промышленных установок, природных явлений – магнитных бурь и других источников ЭМИ). В результате многочисленных исследований, показано, что электромагнитные волны оказывают существенное воздействие на биологические объекты, проявляющиеся в многообразии индуцированных эффектов.

Проведенный анализ литературы показал, что до настоящего времени  в РФ не проводилось комплексных  и методически грамотных исследований воздействия ЭМП различных источников на окружающую среду. Как правило, в  работах изучается реакция отдельных  особей или различных видов живых организмов на воздействие ЭМП.

Основное внимание в  проведенных исследованиях уделялось  изучению непосредственного влияния  электромагнитного излучения на биологические объекты и обработке  данных медицинской статистики в  районах повышенного электромагнитного риска, но нет работ по изучению состояния и функционирования экосистем в целом в условиях действия ЭМП.. Комплексным оценкам влияния "вклада" каждого конкретного источника электромагнитного загрязнения с учетом экологической, ландшафтной, демографической, градостроительной и иных особенностей должного внимания не уделялось. А именно эти оценки позволяют определить зоны воздействия каждого конкретного источника загрязнения, возможный экономический ущерб, разработать комплекс мер по его предотвращению, что отвечает условиям дальнейшей экологизации социально-экономических отношений.

Механизм действия электромагнитного  излучения на живые организмы  до сих пор окончательно не расшифрован. Существует несколько гипотез, объясняющих  биологическое действие электромагнитного поля. В основном они сводятся к индуцированию токов в тканях и непосредственному воздействию поля на клеточном уровне, в первую очередь с его влиянием на мембранные структуры. Предполагается, что под действием электромагнитного поля может изменяться скорость диффузии через биологические мембраны, ориентация и конформация биологических макромолекул, кроме того, состояние электронной структуры свободных радикалов. По-видимому, механизмы биологического действия электромагнитного поля имеют, в основном, неспецифический характер и связаны с изменением активности регуляторных систем организма. [21]

Специфические воздействия различных видов  транспорта на окружающую среду

  1. Автомобильный транспорт

Принцип работы автомобильных  двигателей основан на превращении химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ. При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные (водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества. Последние являются продуктами сгорания или побочных реакций, протекающих при высоких температурах. К ним относятся окись углерода СО, углеводороды CmHn, окислы азота (NO и NO2) обычно обозначаемые NOX. Кроме перечисленных веществ вредное воздействие на организм человека оказывают выделяемые при работе двигателей соединения свинца, канцерогенные вещества, сажа и альдегиды. В таблице 1 приведено содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей.

Таблица 1

Содержание  основных токсичных веществ в  отработавших газах бензиновых двигателей

Токсичные вещества

Содержание

Окись углерода %

до 10,0

Углеводороды, %

до 3,0

Окислы азота %

до 0,5

Альдегиды %

0,03

Сажа г/м3

до 0,04

Бензопирен мкг / м

до 20

Двуокись серы %

0,008


 

Основным токсичным  компонентом отработавших газов, выделяющихся при работе бензиновых двигателей, является окись углерода. Она образуется при неполном окислении углерода топлива из-за недостатка кислорода во всем объеме цилиндра двигателя или в отдельных его частях.

Загрязнение воздуха  автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. [1]

Отработавшие газы двигателя  внутреннего сгорания содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их объединяют в группы:

Первая группа. В нее  входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха. В этой группе заслуживает внимания углекислый газ (СО2), содержание которого в отработавших газах в настоящее время не нормируется, однако вопрос об этом ставится в связи с особой ролью СО2 в «парниковом эффекте».

Вторая группа. К этой группе относят – оксид углерода, или угарный газ (СО). Оно обусловлено  его способностью вступать в реакцию  с гемоглобином крови, приводя к  образованию карбоксигемоглобина, который не связывает кислород. Вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и нарушается функционирование всех систем организма.

Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом, NO – оксид азота и NO2 – диоксид  азота. Он тяжелее воздуха, поэтому  собирается в углублениях, канавах и представляет большую опасность при техническом обслуживании транспортных средств.

Четвертая группа. В эту  группу входят - углеводороды, то есть соединения типа СХНУ – этан, метан, бензол, ацетилен и др. токсичные  вещества. Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате образуются новые токсичные продукты – фотооксиданты, являющиеся основой «смога». Фотооксиданты биологически активны, оказывают вредное воздействие на живые организмы, ведут к росту легочных и бронхиальных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов, ухудшают условия видимости.

Пятая группа. Ее составляют альдегиды. В отработавших газах присутствуют в основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.

Шестая группа. В нее  входят взвешенные твердые вещества (сажа и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.)), которые состоят из мелкодисперсных частиц (диаметром менее 1 мкм), способные находиться во взвешенном состоянии в течение суток.

Седьмая группа. Представляет собой сернистые соединения –  такие неорганические газы, как сернистый ангидрид, сероводород, которые появляются в составе отработавших газов двигателей, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Они оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмена и угнетению окислительных процессов, при высокой концентрации (свыше 0,01 %) – к отравлению организма.

Восьмая группа. Компоненты этой группы – свинец и его соединения – встречаются в отработавших газах карбюраторных автомобилей только при использовании этилированного бензина, имеющего в своем составе присадку, повышающую октановое число. Чем выше октановое число, тем более стоек бензин против детонации. Детонационное сгорание рабочей смеси протекает со сверхзвуковой скоростью, что в 100 раз быстрее нормального.

Негативное воздействие на экосистемы оказывают не только рассмотренные  компоненты отработавших газов двигателей, выделенные в восемь групп, но и сами углеводородные топлива, масла и  смазки. Обладая большой способностью к испарению, особенно при повышении температуры, пары топлив и масел распространяются в воздухе и отрицательно влияют на атмосферный воздух. [2]

2. Железнодорожный  транспорт

Протяженность железных дорог России составляет 158 тысяч километров. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт оказывает меньшее влияние на окружающую среду, особенно по сравнению с автомобильным, его доля в загрязнении окружающей природной среды остаётся высокой. Это происходит в результате выброса вредных веществ, как подвижного состава, так и многочисленных производственных и подсобных   предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. При этом происходит существенное  загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. Кроме того, железнодорожный транспорт создаёт шумовое, тепловое  загрязнение, наличие излучений среды обитания человека.  

 На железнодорожном транспорте  источниками выбросов вредных  веществ в атмосферу являются  объекты производственных предприятий  и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива  при его сгорании выделяются  различные количества вредных веществ. При  сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных  агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия. [5,7]

Приготовление в депо сухого песка  для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид  в концентрации от 10до 150 мг/м3

При обмывке подвижного состава  в   воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3.

Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива  с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

Основными источниками  шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником  шума,  является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо.

Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить  на три категории:

  • умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ; 
  • шумное 75-100дБ;
  • особо шумовое с уровнем более 100дБ.

 

   Источниками  вибрации на железнодорожном  транспорте являются такие технологические  процессы как укладка бетонных  смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся  поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты. [6]

Ионизирующие излучения представляют собой потоки частиц и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул.

На железнодорожном  транспорте источником ионизирующего излучения является перевозки радиоактивных грузов, материалов, например, гранита.

Различают α, β, γ излучение. Уровень радиации по действующему стандарту считается безопасным, когда человек за год получает до 170мбэр. В результате облучения у человека замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекциям и ослабляется иммунитет организма. Радиационное поражение генов сказывается на последующих поколениях, вызывая глубокие процессы перерождения организма (физическое и умственное нарушения).

Информация о работе Экологические последствия функционирования различных видов транспорта на примере России