Экологическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

В России тяжелая экологическая обстановка усугубляется затянувшимся общим кризисным состоянием. Государственное руководство мало, что делает для ее исправления. Медленно развивается правовой инструментарий для защиты окружающей среды - экологическое право. В 90-е годы, правда, было принято несколько экологических законов, основным из которых стал закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действующий с марта 1992 года.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экологическая ответственность 5
1.1. Понятие,методы и организация государственного управления охраной окружающей среды ……………………………………..……………………….. 5
1.2. Понятие и виды экологической ответственности 5
1.3. Экологические преступления 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. 11
2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел 11
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры 15
Заключение

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     3) выделении конкретных сотрудников,  организующих и проводящих работу  по охране природы;

     4) упорядочении нормативных актов  органов МВД РФ, регламентирующих  обеспечение надзора охраны природных объектов и рационального природопользования.

     В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" колонии, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке ценной древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности.

    2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры

     Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры. Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

     Надзор  за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды  является одним из главных направлений  их деятельности. Он осуществляется в  строгом соответствии с Федеральным  законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ".

     В соответствии с Законом о прокуратуре  РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным  и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

     При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.

     Спектр  допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

     В связи с этим первоочередной задачей  прокуратуры является дальнейшее повышение  эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным  и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок. Другой важной задачей прокуратуры следует считать организацию взаимодействия с этими органами.

     При этом следует исходить из следующего. Во-первых, природоохранные органы обладают всеми необходимыми правами и возможностями по выявлению, пресечению и устранению нарушений природоохранительного законодательства и ведомственных актов, привлечению к ответственности виновных лиц и принятию мер к возмещению причиненного материального ущерба. Во-вторых, прокуроры, как уже отмечалось, не вправе подменять природоохранные органы, дублировать их деятельность, выполнять функцию контроля. В-третьих, прокурорский надзор, обладая признаками всеобщности и надведомственности, распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемую природоохранными органами. А это означает, что прокуроры вправе требовать от указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок, выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражные суды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений. Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнение законов природоохранными органами и, с другой — призваны всячески способствовать активизации и совершенствованию их деятельности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы. Это положение характеризуется следующими особенностями.

     В зависимости от характера нарушений  природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление.

     Представление прокурора является наиболее распространенным средством реагирования на нарушения  природоохранительного законодательства. Оно вносится прокурором или его  заместителем, согласно ст. 24 Закона о прокуратуре РФ, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе глубоко проведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

     Ко  всему прочему прокуроры обязаны  осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов  прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в  полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.

     Законом о прокуратуре РФ предусмотрена  ответственность за неисполнение требований прокурора. В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

     Особой  задачей прокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

     Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической безопасности.

     За  последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участием природоохранных и  территориальных прокуроров были проведены  проверки исполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичных  отходов; предотвращения захоронения  радиоактивных и других опасных веществ; незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морской экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельного законодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства о недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другим экологическим вопросам. По результатам вносились представления руководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ, Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретных вопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительного законодательства, устранении противоречий в законах, о разработке законодательных актов, усиливающих ответственность за экологические правонарушения.

     Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить:

     · заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения природоохранительного законодательства;

     · большую координацию и согласованность следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц;

     · усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;

     · повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.

     Активность  реагирования специализированных прокуратур на нарушения природоохранительного  законодательства по всем учитываемым  статистическим показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем у территориальных прокуратур.

    Заключение

     Охрана  природы, создание комфортной среды  обитания человека является глобальной проблемой. Важно то, что создать  предпосылки и условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.

             Взаимосвязанность и взаимообусловленность  природных процессов вызывает  необходимость принципиально нового  подхода в регулировании общественных  отношений, где приоритет отдается  сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.

            В настоящее время экологическое  право становится самостоятельной  отраслью юриспруденции. Сам термин "экологическое право" еще  нуждается в наполнении и осмыслении.   Природоохранные правовые нормы разбросаны по многим отраслям права. Они содержатся в гражданском, административном, уголовном законодательстве. Кроме того, проблемы использования и охраны недр, вод, животного мира и других природных ресурсов уже регулируются отдельными нормативными актами. Но их общая сфера регулирования: отношения "общество – природа" ставят проблему кодификации и классификации экологического права. Изменение общественных представлений о праве и порядке, их направленность на строительство правового государства вводят в научный и практический обиход новые основополагающие понятия, такие как экологические права и обязанности человека и их гарантии, экологические обязанности государства, экологический правопорядок. Соответственно, деятельность по обеспечению гарантий, надзору за соблюдением прав и охране правопорядка становится самостоятельным комплексом функций государства. Работа природоохранных правоохранительных органов только начинается и должна стать основой для обобщения опыта правоприменительной практики и разработки нового законодательства. Процесс создания новых законов подразумевает определение применительно к данной отрасли права таких институтов и понятий, как долг, ответственность, разграничение отношения в узком и широком смысле (природоохранные и экологические), установление меры, как долга, так и ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список использованной  литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.1993.№237.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I, II, III, IV.
  3. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 25.
  4. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. № 2060-1.
  5. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2007.
  6. Экологическое право: Хрестоматия (Сост. В.Ю.Резниченко),М. 2004.
  7. Бринчук М.М.  Экологическое право,- М.Юристъ,2008.
  8. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 2007.

Информация о работе Экологическая ответственность