Экологическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

В России тяжелая экологическая обстановка усугубляется затянувшимся общим кризисным состоянием. Государственное руководство мало, что делает для ее исправления. Медленно развивается правовой инструментарий для защиты окружающей среды - экологическое право. В 90-е годы, правда, было принято несколько экологических законов, основным из которых стал закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действующий с марта 1992 года.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экологическая ответственность 5
1.1. Понятие,методы и организация государственного управления охраной окружающей среды ……………………………………..……………………….. 5
1.2. Понятие и виды экологической ответственности 5
1.3. Экологические преступления 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. 11
2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел 11
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры 15
Заключение

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности  определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной  службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.

     Дисциплинарная  ответственность выражается в наложении  на виновное лицо дисциплинарного наказания  в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).

     Законодательством, уставами о дисциплине и иными  нормативными актами для отдельных  категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

     Материальная  ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.

     Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом .

     Она может быть возложена, как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовом законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они группируются в главе "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры".

    За  совершение экологических  административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

    1.3. Экологические преступления

     Введение  специальной главы об ответственности  за экологические преступления является одной из новшеств нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358 УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств, прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и преступлений5.

             Прежнее уголовное экологическое  законодательство в основном  было ориентировано на то, чтобы  пресечь расхищение природных  ресурсов. Оно рассматривало природную  среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежно  устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

        В УК РФ содержание главы  "Экологические преступления", как и других, приводится в  соответствие с иерархией социальных  ценностей, принятых в правовом  демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

     В связи с изложенным, усиливается  в целом наказуемость экологических  преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

     Глава 2. Роль правоохранительных органов в решении  экологических проблем

    Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Закон РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" отводят регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет право граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

        Владение этой информацией, свободный  доступ к ней является той  основой, которая реально может  создавать и уже создает необходимые  предпосылки к реализации каждым  гражданином своего конституционного  права на жизнь в условиях  благоприятной окружающей среды.

      В последние годы государством, его исполнительными властными  структурами предприняты существенные  усилия, чтобы граждане Российской  Федерации владели этой информацией.

    2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел

     В соответствии с экологическим законодательством  и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению  природоохранной деятельности в  МВД РФ" органы внутренних дел  призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы)6.

     Так, например, Главное управление обеспечения  общественного порядка (ГУООП) МВД  РФ в объеме своей компетенции  организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

     ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной  инспекцией по безопасности дорожного  движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

     В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

     Наиболее  распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным  органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору  и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

     Таким образом, органы внутренних дел относятся  к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории РФ.

     Важным  направлением деятельности органов  внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических  правонарушений и выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, разработка мер по их предупреждению.

     Теория  и практика выработали различные  формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов. Действенной формой профилактики нарушений  природоохранительного законодательства является внесение органами внутренних дел представлений в соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия, способствующие нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению. Нецелесообразно вносить представления, носящие общий характер, так как эта форма желаемого результата не дает. Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы.

     Договорные  отношения об охране объектов природы  характеризуются рядом особенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но и устанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие из предоставленной им компетенции, зависящей от особенности охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы. Социальное, экономическое значение каждого природного объекта определяет способы охранной деятельности, т.е. ведомственная милиция играет очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений еще и потому, что она специально для этих целей создается.

     Охрана  природных ресурсов стала одной  из ряда задач, которые органы внутренних дел решают совместно с другими  государственными и общественными  формированиями. Для того чтобы эта  работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

     1) создании специального аппарата, который бы координировал деятельность  органов внутренних дел по  борьбе с браконьерством и  другими видами нарушений природоохранительного законодательства;

     2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее  обильной и редкостной фауной  и флорой, специализированных групп  и подразделений (экологической  милиции); в компетенцию которых  входили бы непосредственная  организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;

Информация о работе Экологическая ответственность