Экологическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

В России тяжелая экологическая обстановка усугубляется затянувшимся общим кризисным состоянием. Государственное руководство мало, что делает для ее исправления. Медленно развивается правовой инструментарий для защиты окружающей среды - экологическое право. В 90-е годы, правда, было принято несколько экологических законов, основным из которых стал закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действующий с марта 1992 года.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экологическая ответственность 5
1.1. Понятие,методы и организация государственного управления охраной окружающей среды ……………………………………..……………………….. 5
1.2. Понятие и виды экологической ответственности 5
1.3. Экологические преступления 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. 11
2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел 11
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры 15
Заключение

Работа содержит 1 файл

экологическое право.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Гуманитарный Университет Профсоюзов

Кафедра _____________________ 
 
 

Контрольная работа 

На тему: «Экологическая ответственность» 
 
 
 
 

Выполнил: Студент 

юридического  факультета

6 курс  заочного отделения

Алиев А.К.

Проверила: Доц. Денисова Ю.Н. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург, 2009 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Человечество слишком медленно  подходит к пониманию масштабов  опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.  
        За время своего существования человечество, особенно в XXI веке, ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.

        Как утверждают специалисты, через  30 - 50 лет начнется необратимый процесс, который на рубеже XXI - XXII веков приведет к глобальной экологической катастрофе.  Особо тревожное положение сложилось на Европейском континенте. Западная Европа свои экологические ресурсы в основном исчерпала и соответственно использует чужие.  
        В европейских странах почти не осталось нетронутых биосистем. Исключение составляет территория Норвегии, Финляндии, в какой-то степени Швеции и, конечно, евразийской России.  
        На территории России (17 млн. кв. км) имеется 9 млн. кв. км нетронутых, а значит, работающих экологических систем. Значительная часть этой территории - тундра, которая биологически малопродуктивна. Зато российская лесотундра, тайга, сфанговые (торфяные) болота - это экосистемы, без которых невозможно представить нормально действующую биоту всего Земного шара.        

 Россия, например, стоит на первом месте  в мире по поглощению (благодаря  своим обширным лесам и болотам)  углекислоты - около 40 процентов.  
        Остается отметить в мире нет ничего более ценного для человечества и его будущего, чем сохраняющаяся и пока работающая естественная экологическая система России при всей сложности экологической обстановки.  
        В России тяжелая экологическая обстановка усугубляется затянувшимся общим кризисным состоянием. Государственное руководство мало, что делает для ее исправления. Медленно развивается правовой инструментарий для защиты окружающей среды - экологическое право. В 90-е годы, правда, было принято несколько экологических законов, основным из которых стал закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действующий с марта 1992 года. Однако правоприменительная
практика выявила серьезные пробелы, как и в самом законе, так и в механизме его  реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экологическая ответственность

1.1 Понятие,методы и организация государственного управления охраной окружающей среды.

    В результате перестройки в организации  охраны природы в 1988 году был создан Государственный комитет охраны природы. Аналогичные комитеты были созданы и в союзных республиках. Комитеты должны были стать координаторами всей природоохранительной деятельности. В 1991 году Комитет был упразднен и на его месте было установлено Министерство экологии и природных ресурсов, призванное воедино собрать все подведомственные, отраслевые функции природоохранительной деятельности. Но и этот эксперимент не был удачным. В 1994 году постановлением правительства РФ от 23 апреля было создано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды РФ).  
        Существует разделение на органы Общей компетенции и специальной компетенции. К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство, Представительные и исполнительные органы субъектов Федерации. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы государства, которые в соответствии с положениями о них, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру они подразделяются на комплексные, отраслевые, функциональные.  
Компетенция органов закреплена в законе (ст. 6-10), Компетенция РФ и субъектов в Конституции РФ ст.71-721.

    По  Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и Субъектов Федерации.

    1.2. Понятие и виды  экологической ответственности

    Юридическая ответственность за экологические  правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической  безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.

        В комплексном виде законодательное  закрепление ответственности по  экологическому праву произведено  в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"

    Статья 81. Виды ответственности за экологические  правонарушения. 
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами РФ и республик в её составе.

    Статья 82. Дисциплинарная ответственность за экологические проступки  
1. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения.

2. Руководители  предприятий, учреждений, организаций  и иные виновные работники  могут быть полностью или частично  лишены премий или иных средств  поощрения за невыполнение планов  и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства.

    Статья 83. Материальная ответственность должностных  лиц и иных работников, виновных в причинении вреда экологическим  правонарушением  
Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.  Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности. Вместе с тем все виды являются частью общего понятия. Не существует однозначного понятия юридической ответственности, а, следовательно, не существует и однозначного понятия ответственности за экологические правонарушения.2  
        Что касается классификации ответственности, то наибольшее распространение получило деление на виды по ее отраслевой принадлежности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная. С другой стороны, все виды ответственности можно разделить на объективную и субъективную.  
        К объективной относятся гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда - объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая - формальное основание.

    Субъективной  будет считаться ответственность, возникающая только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. С этих позиций вину можно считать субъективным основанием ответственности.

    По  способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания.

    К компенсационной относится обязанность  возместит причиненный вред, предусмотренный  нормами гражданского и административного  права.  
        К репрессивным видам относится, в частности, административная, уголовная, дисциплинарная.

    Задачами  юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в  сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения новых правонарушений и правонарушений со стороны других граждан; воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

              Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил3.

        В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации4.

        Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.

     Задачами  юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку. Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

        В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека.

    Данное  определение содержит основные отличительные  признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем  указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние, нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического отношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья, должностные и т.д.).

     Более удачным представляется определение  экологического правонарушения как  общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Информация о работе Экологическая ответственность