Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:58, контрольная работа
В России тяжелая экологическая обстановка усугубляется затянувшимся общим кризисным состоянием. Государственное руководство мало, что делает для ее исправления. Медленно развивается правовой инструментарий для защиты окружающей среды - экологическое право. В 90-е годы, правда, было принято несколько экологических законов, основным из которых стал закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", действующий с марта 1992 года.
Введение 3
Глава 1. Экологическая ответственность 5
1.1. Понятие,методы и организация государственного управления охраной окружающей среды ……………………………………..……………………….. 5
1.2. Понятие и виды экологической ответственности 5
1.3. Экологические преступления 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в решении экологических проблем. 11
2.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел 11
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры 15
Заключение
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
Кафедра
_____________________
Контрольная
работа
На тему:
«Экологическая
ответственность»
Выполнил: Студент
юридического факультета
6 курс заочного отделения
Алиев А.К.
Проверила:
Доц. Денисова Ю.Н.
Санкт-Петербург,
2009
Содержание
Введение
Человечество слишком медленно
подходит к пониманию
За время своего существования
человечество, особенно в XXI веке, ухитрилось
уничтожить около 70 процентов всех естественных
экологических (биологических) систем
на планете, которые способны перерабатывать
отходы человеческой жизнедеятельности,
и продолжает их "успешное" уничтожение.
Объем допустимого воздействия на биосферу
в целом превышен сейчас в несколько раз.
Более того, человек выбрасывает в окружающую
среду тысячи тонн веществ, которые в ней
никогда не содержались и которые зачастую
не поддаются или слабо поддаются переработке.
Все это приводит к тому, что биологические
микроорганизмы, которые выступают в качестве
регулятора окружающей среды, уже не способны
выполнять эту функцию.
Как утверждают специалисты,
В европейских странах почти не осталось
нетронутых биосистем. Исключение составляет
территория Норвегии, Финляндии, в какой-то
степени Швеции и, конечно, евразийской
России.
На территории России (17 млн. кв. км) имеется
9 млн. кв. км нетронутых, а значит, работающих
экологических систем. Значительная часть
этой территории - тундра, которая биологически
малопродуктивна. Зато российская лесотундра,
тайга, сфанговые (торфяные) болота - это
экосистемы, без которых невозможно представить
нормально действующую биоту всего Земного
шара.
Россия,
например, стоит на первом месте
в мире по поглощению (благодаря
своим обширным лесам и
Остается отметить в мире нет ничего более
ценного для человечества и его будущего,
чем сохраняющаяся и пока работающая естественная
экологическая система России при всей
сложности экологической обстановки.
В России тяжелая экологическая обстановка
усугубляется затянувшимся общим кризисным
состоянием. Государственное руководство
мало, что делает для ее исправления. Медленно
развивается правовой инструментарий
для защиты окружающей среды - экологическое
право. В 90-е годы, правда, было принято
несколько экологических законов, основным
из которых стал закон Российской Федерации
"Об охране окружающей природной среды",
действующий с марта 1992 года. Однако правоприменительная
Глава 1. Экологическая ответственность
1.1 Понятие,методы и организация государственного управления охраной окружающей среды.
В
результате перестройки в организации
охраны природы в 1988 году был создан
Государственный комитет охраны
природы. Аналогичные комитеты были
созданы и в союзных республиках. Комитеты
должны были стать координаторами всей
природоохранительной деятельности. В
1991 году Комитет был упразднен и на его
месте было установлено Министерство
экологии и природных ресурсов, призванное
воедино собрать все подведомственные,
отраслевые функции природоохранительной
деятельности. Но и этот эксперимент не
был удачным. В 1994 году постановлением
правительства РФ от 23 апреля было создано
Министерство охраны окружающей среды
и природных ресурсов (Минприроды РФ).
Существует разделение
на органы Общей компетенции и специальной
компетенции. К государственным органам
общей компетенции относятся Президент,
Федеральное собрание, Правительство,
Представительные и исполнительные органы
субъектов Федерации. К государственным
органам специальной компетенции относятся
те органы государства, которые в соответствии
с положениями о них, специально уполномочены
выполнять соответствующие природоохранительные
функции. По объему и характеру они подразделяются
на комплексные, отраслевые, функциональные.
Компетенция органов закреплена в законе
(ст. 6-10), Компетенция РФ и субъектов в Конституции
РФ ст.71-721.
По
Конституции РФ, природопользование,
охрана окружающей природной среды,
обеспечение экологической
1.2. Понятие и виды экологической ответственности
Юридическая ответственность за экологические правонарушения и преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.
В комплексном виде
Статья
81. Виды ответственности за экологические
правонарушения.
За экологические правонарушения, то есть
виновные, противоправные деяния, нарушающие
природоохранительное законодательство
и причиняющие вред окружающей природной
среде и здоровью человека, должностные
лица и граждане несут дисциплинарную,
административную либо уголовную, гражданско-правовую,
материальную, а предприятия, учреждения,
организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с настоящим
Законом, иными законодательными актами
РФ и республик в её составе.
Статья
82. Дисциплинарная ответственность за
экологические проступки
1. Должностные лица и иные виновные работники
предприятий, учреждений, организаций
в соответствии с положениями, уставами,
правилами внутреннего распорядка и другими
нормативными актами несут дисциплинарную
ответственность за невыполнение планов
и мероприятий по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов, за
нарушение нормативов качества окружающей
природной среды и требований природоохранительного
законодательства, с учетом их трудовой
функции или должностного положения.
2. Руководители
предприятий, учреждений, организаций
и иные виновные работники
могут быть полностью или
Статья
83. Материальная ответственность должностных
лиц и иных работников, виновных
в причинении вреда экологическим
правонарушением
Должностные лица и иные работники,
по вине которых предприятие, учреждение,
организация понесли расходы по возмещению
вреда, причиненного экологическим правонарушением,
несут материальную ответственность перед
предприятиями, учреждениями, организациями
в соответствии с трудовым законодательством.
Юридическая ответственность - один из
видов социальной ответственности. Вместе
с тем все виды являются частью общего
понятия. Не существует однозначного понятия
юридической ответственности, а, следовательно,
не существует и однозначного понятия
ответственности за экологические правонарушения.2
Что касается классификации
ответственности, то наибольшее распространение
получило деление на виды по ее отраслевой
принадлежности: уголовная, административная,
гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная.
С другой стороны, все виды ответственности
можно разделить на объективную и субъективную.
К объективной
относятся гражданско-правовая ответственность,
возникающая по факту причинения вреда
при использовании источника повышенной
опасности независимо от вины его владельца.
Здесь факт причинения вреда - объективное
основание ответственности, а норма закона,
ее предусматривающая - формальное основание.
Субъективной
будет считаться
По способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания.
К
компенсационной относится
К репрессивным
видам относится, в частности, административная,
уголовная, дисциплинарная.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения новых правонарушений и правонарушений со стороны других граждан; воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил3.
В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Федерации4.
Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридической ответственности за экологические правонарушения.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку. Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.
В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека.
Данное определение содержит основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны не все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние, нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического отношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья, должностные и т.д.).
Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.