Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 13:25, курсовая работа
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к природопользованию:
• была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР),
• было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомрироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
• в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы.
Экологические требования
при использовании
Наблюдение, учет источников
и контроль за уровнем биологического
воздействия на окружающую природную
среду осуществляются специально уполномоченными
на то государственными органами РФ в
области санитарно-эпидемиологического
надзора. Требования охраны окружающей
природной среды от шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий
предназначены для предупреждения и устранения
вредного воздействия интенсивного производственного
шума, вибрации, магнитных полей и других
вредных физических воздействий на человека
и окружающую природную среду в производственных,
общественных, жилых зданиях, на улицах,
во дворах, на площадях городов и других
населенных пунктов, в загородных зонах
отдыха населения, в местах массового
скопления и размножения диких зверей
и птиц [1 и др.].
Требования охраны
окружающей природной среды от производственных,
и бытовых отходов (ст. 54) также учитываются
при планировании, проектировании и осуществлении
хозяйственной деятельности. При этом
органы местного самоуправления, предприятия,
учреждения, организации, граждане обязаны
принимать эффективные меры по обезвреживанию,
переработке, утилизации, складированию
или захоронению производственных и бытовых
отходов, соблюдать действующие экологические,
санитарно-гигиенические и противоэпидемические
нормы и правила. Нарушение указанных
правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении,
влечет за собой ограничение, приостановление
либо прекращение проектирования и реализации
деятельности предприятии и иных объектов
по предписанию специально уполномоченных
на то государственных органов РФ в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора (Минздрава РФ).
Существуют специальные
экологические требования к военным
и оборонным объектам, военной
деятельности (ст. 55), которые в полной
мере относятся к военным и оборонным
объектам, военной деятельности, осуществляемой
на территории РФ, к дислокации войск и
военной техники (кроме особых ситуаций),
точно так же, как и обычные требования
- к проектированию, размещению, строительству,
вводу в эксплуатацию и эксплуатации гражданских
предприятий, сооружений и иных объектов.
В соответствии с законодательством РФ
военные органы, как и другие, обязаны
не допускать, а в случае его возникновения
— возместить вред, причиненный окружающей
природной среде и здоровью человека.
Требование запрета разработки и реализации
проектов, существенно влияющих на окружающую
природную среду является одним из наиболее
общих и важных экологических требований,
касающихся экологической экспертизы.
В соответствии с ним запрещается разработка
и реализация народнохозяйственных проектов,
связанных с нарушением или разрушением
высокопродуктивных естественных экологических
систем и природного равновесия, неблагоприятными
изменениями климата и озонового слоя
Земли, уничтожением генетических фондов
растений и животных, наступлением других
необратимых последствий для здоровья
человека, окружающей природной среды.
Все перечисленные выше экологические
требования базируются на системе нормирования,
регламентируемой в общем виде в разделе
IV обсуждаемого закона [3], в соответствии
с которым при нарушении нормативов качества
ОС (предельно допустимых концентраций
- ПДК, уровней — ПДУ и др.), а также нормативов
предельно допустимых вредных воздействий
(предельно допустимых выбросов — ПДВ,
сбросов - ПДС, нагрузок - ПДН и т.д.) планирование
и осуществление выбросов, сбросов и других
вредных воздействий на ОС могут быть
ограничены, приостановлены или прекращены
(после соответствующей ГЭЭ) по предписанию
специально уполномоченных на то государственных
органов РФ в области охраны ОС и санитарно-эпидемиологического
надзора (Минздрава РФ).
К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, предельно допустимых выбросов и сбросов, предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, в т.ч. радиационных, а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, экологические требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам, предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33) и нормативы санитарно-защитных зон. Нормирование затрагивает кроме объектов промышленности также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики, городское строительство, деятельность, связанную с использованием радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно — объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата (потепление) и озоновый слой. Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, группируются в подзаконных нормативно-правовых документах [1, 5, 8] по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия); обоснования в проектной документации; обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия). Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных таким образом экологических требований к обосновывающим документам, является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности [5].
Заключение
Сегодня экологическая
экспертиза в России является одним
из наиболее эффективных управленческих
рычагов рационального
Список литературы
1. Букс И.И., Фомин
СЛ. Экологическая экспертиза и
оценка воздействия на
2. Безопасность России.
Словарь терминов и определений. – М.:МГФ
«Знание». 1999. – 267 с.
3. Закон РФ «Об
охране окружающей природной
среды» от 20.12.01 N° 7-ФЗ. // ВСНД. 2001
4. Закон РФ «Об
экологической экспертизе» от 23.11.95
№ 174-ФЗ, (в ред. Федерального
закона от 15.04.98 N 65-ФЗ)
5. Инструкция по
экологическому обоснованию
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecosystema.ru/