Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 13:25, курсовая работа
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к природопользованию:
• была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР),
• было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомрироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
• в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы.
— работников государственных
органов контроля и надзора, а
также других организаций и учреждений,
выявляющих первичную информацию о
нарушениях законов, норм, правил и
стандартов в отношении уже действующих
объектов экологической экспертизы или
аудита (ЭА);
— представителей научно-исследовательских
и проектных организаций, не входящих
в состав экспертных комиссий, но создающих
те самые материалы и документы,
подлежащие экспертизе (экологические
обоснования и/или материалы ОВОС);
— персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА и широкая общественность, проводящие ОЭЭ или участвующие в ГЭЭ в качестве наблюдателей.
Объекты экологической
экспертизы
В законодательстве
обозначены лишь общие типы объектов,
подлежащих экологической экспертизе:
все предплановые, предпроектные и проектные
материалы по объектам и мероприятиям,
намечаемым к реализации на территории
РФ, независимо от их сметной стоимости
и принадлежности, а. также экологические
обоснования лицензий и сертификатов
[3]. К предплановым материалам (работам)
относятся документы информационно-методического
характера, содержащие экономические,
социальные, собственно экологические
и иные характеристики объекта планирования.
К предплановым работам обычно относят:
прогнозы развития отраслей хозяйства,
территориальные комплексные схемы охраны
природы и состояния окружающей природной
среды и т.д. К предплановой документации
относятся: генеральные схемы расселения,
схемы и планы развития городов и территорий,
в том числе районной планировки (застройки)
населенных пунктов, комплексные схемы
охраны и использования отдельных природных
ресурсов, схемы различных специальных
зон и территорий (в т. ч. зон экологического
бедствия, свободных экономических и эколого-экономических
зон). К предпроектным материалам относятся:
материалы выбора площадки строительства
(трассы), технико-экономические обоснования
(ТЭО), основные положения на строительное
проектирование и соответствующие задания,
специальные условия на строительное
проектирование и т.д. К проектным материалам
относятся типовые и индивидуальные рабочие
проекты на строительство, реконструкцию,
развитие, техническое перевооружение,
ликвидацию предприятий, зданий, сооружений
и др. объектов, а также иная рабочая и
сметная документация.
Объектами ЭЭ являются
также материалы экологических
обоснований лицензий. К объектам
экологической экспертизы законом
отнесены также экологические
Наиболее полно
и подробно в действующем российском
законодательстве объекты государственной
ЭЭ определены в Законе «Об экологической
экспертизе» [4]. Кроме вышеуказанных типов
объектов экспертизы и оценки закон закрепляет
следующие (ст. 11): проекты правовых актов
РФ и ее субъектов, нормативно-технических
и инструктивно-методических документов,
утверждаемых органами государственной
власти РФ и ее субъектов; проекты материалов,
подлежащих утверждению органами государственной
власти РФ и ее субъектов; проекты материалов,
предшествующих разработке прогнозов
развития и размещения производительных
сил на соответствующей территории и т.д.
(всего около 20 типов материалов). Существенно
новым с точки зрения объектов ЭЭ является
то, что к ним относятся теперь и действующие
объекты, требующие повторной государственной
ЭЭ, хотя ранее уже имевшие её положительное
заключение. Повторная государственная
экологическая экспертиза проводится
в случаях: необходимости доработки объекта
(по замечаниям ГЭЭ); при изменении условий
природопользования; реализации объекта
экспертизы с отступлениями от документов,
получивших ранее положительное заключение
ГЭЭ или внесения изменений в эти документы;
внесения в проектную документацию изменений
после получения положительного заключения
государственной ЭЭ; истечения срока действия
положительного заключения ГЭЭ. Разработан
конкретный Перечень видов (объектов)
хозяйственной и иной деятельности, при
подготовке обосновывающей документатции
на строительство которых ОВОС проводится
в обязательном порядке. Перечень закреплен
в Положении «Об оценке воздействия на
окружающую среду в РФ» [10]. Он содержит
ЗЗ основных типа объектов и видов деятельности,
характеризуемых предельными значениями
мощности, производительности, тепловой
нагрузки (например, ТЭЦ), объемом отходов
или хранящихся веществ, другими количественными
характеристиками объектов,! позволяющими
судить об их экологической вредности
или опасности. Перечень экологически
опасных объектов и видов хозяйственной
деятельности, уточненный ВНИИ природы
[6]:
1. Объекты ядерно-топливного
цикла — установки, предназначенные для
производства или обогащения ядерного
топлива, регенерации отработанного ядерного
топлива или сбора, удаления и переработки
радиоактивных отходов, ТВЭЛ, ядерных
боеприпасов и реакторов.
2. Топливно-энергетические
объекты — атомные, гидравлические и тепловые
электростанции и крупные установки для
сжигания топлива мощностью 300 Мвт и более.
3. Черная и цветная
металлургия — установки для
доменного и мартеновского
4. Нефтехимическая,
нефте- и газоперерабатывающая
промышленность, за исключением
заводов по производству смазочных материалов
из сырой нефти и установок по производству
сжиженного газа из угля и битуминозных
сланцев мощностью до 500 т/сут.
5. Химическая промышленность
— химические комбинаты,
6. Коксохимическое
производство, заводы термической
перера-м ботки твердого
7. Добыча и переработка
всех видов полезных
8. Целлюлозно-бумажная
промышленность — производство
древесной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы,
бумаги, картона с суточным объмом 200 т
и более.
9. Легкая промышленность
— фабрики по очистке,
10. Строительная индустрия
— предприятия с
11. Микробиологическое
производство, заводы антибиотиков.
12. Нефте-, газо- и
нефтепродуктопроводы
13. Склады для хранения
нефтяных (общей емкостью более
5 тыс. м3), нефтехимических, химических
продуктов, ядохимикатов, минеральных
удобрений (емкостью 5 тыс. т и более), пестицидов
(мощностью 850 т и более), наземные хранилища
природного газа, подземные хранилища
горючих газов.
14. Производство, хранение,
транспортировка и уничтожение
боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного
топлива.
15. Магистральные
автомобильные дороги, автострады
общегосударственного, республиканского,
областного (краевого) значения, аэропорты
длиной взлетно-посадочной
16. Торговые морские
порты, а также внутренние водные пути
и порты на них, принимающие суда грузоподъемностью
1350 т и более.
17. Железные дороги
дальнего сообщения, станции и
пункты очистки и промывки
вагонов.
18. Животноводческие
комплексы — свиноводческие (50 тыс.
голов и более), по откорму молодняка
КРС (6 тыс. голов и более), КРС (1200 коров
и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек
и более, 3 млн. бройлеров и более).
19. Мелиоративные
системы площадью более 1000 га,
магистральные каналы.
20. Системы водоснабжения
крупных городов (водозаборы поверхностных
вод производительностью более 1 м3/сек
и подземных вод при заборе воды 10 млн
м3/год и более).
21. Крупные плотины
(высотой более 15 м) и водохранилища.
22. Объекты, полигоны
термической, химической
23. Санитарно-технические
сооружения и установки
24. Вырубка лесов
на больших площадях (при сооружении
гидротехнических и других
25. Космодромы.
Примечание: На все объекты, расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.
Порядок организации
и проведения экологической экспертизы
Процедура, включающая
в себя случай и основания для
назначения, условия организации и порядок
проведения, организационные формы и правила,
учитываемые аспекты, а также конечные
результаты, отличается для различных
видов и типов экологических экспертиз.
Рассмотрение этих различий, прежде всего
между государственной и общественной
ЭЭ, между процедурой ОВОС и процедурой
ГЭЭ, а также между другими типами специальных
экспертиз или оценок помогают студенту
(слушателю) лучше понять и усвоить организационно-процедурную
сторону этого вида экологической деятельности,
что немаловажно при формировании профессионального
эколога-эксперта.
Основания и случаи
проведения экологической экспертизы
в законодательстве четко не определены
(в законе [3] отсутствуют, а в законе
[4] определяются косвенно). Как отмечают
практики, «представляется важным дать
более определенное описание случая, не
ограничиваясь только перечнем объектов,
подлежащих ГЭЭ...».
Основания для проведения
ГЭЭ
— конкретный перечень
объектов (проектов), имеющих нормативно
и документировано выраженные требования
по своему составу и объему;
— решение соответствующего
органа законодательной, исполнительной
или судебной власти;
— инициативное решение
самого специально уполномоченного
в области ЭЭ государственного органа
(органа государственной ЭЭ);
— решение органа
местного самоуправления или результаты
референдума (опроса — для ОЭЭ), выражающие
мнение не менее одной трети граждан, проживающих
на данной территории
Исходя из принципов
презумпции потенциальной экологической
опасности любой деятельности и
обязательности экологической экспертизы,
она, очевидно, должна проводиться во всех
случаях по указанным в законе объектам
- на основании представления материалов
в экспертизу. Но отсюда пока ещё не следует
прямое основание для её назначения, а
только лишь косвенное, определяемое через
права и обязанности специально уполномоченных
государственных органов в области ЭЭ
— это решение соответствующего уровня
органа управления. Единственное прямое,
законодательно закрепленное основание
проведения ГЭЭ относится только к повторной
экспертизе, которая осуществляется на
основании решения суда или арбитражного
суда (ст. 14) закона [4].
На уровне подзаконных
актов (в Регламенте проведения ЭЭ [8])
основания сформулированы следующим
образом — Государственная
— поручений Правительства
Российской Федерации;
— решений органов
государственной власти субъектов
РФ (для территориальных органов),
— указаний руководства
Госкомэкологии России;
— заявления заказчика
материалов, подлежащих государственной
экологической экспертизе;
— решения судебных
органов соответствующей
— в порядке выборочной
проверки проведения государственной
экологической экспертизы специально
уполномоченными
Статья 12 этого же
закона конкретизирует случаи проведения
повторной экологической
— изменения условий
природопользования специально уполномоченным
на то государственным органом в области
охраны окружающей среды;