Экологическая экспертиза. Экологический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экологич. экспертиза экол. контр..doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ мероприятия по контролю могут включать в себя: 

·              действия по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя; 

·              действия по обследованию используемых юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями при осуществлении  деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов; 

·              действия по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы; 

·              действия по проведению их исследований, испытаний, 

·              действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.[17] 

Как видим, мероприятия по контролю, а, следовательно, и проверка, не включают в себя меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а, значит, не включают в себя меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Указанные меры законодатель рассматривает самостоятельно и лишь в совокупности все указанные меры по контролю являются составляющими деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.[18] 

Если сравнивать тексты двух законов, то увидим следующее. Предыдущий ФЗ от 08.08.2001 г. N 134ФЗ закреплял  требования по организации и проведению мероприятий по контролю, чаще используя  формулировку "мероприятие по контролю", новый ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ в зависимости от видов проверки закрепляет требования по ее организации и проведению, используя формулировку "проверка". На основании вышеизложенного, это совершенно обоснованно. 

Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает понятие экологического контроля следующим образом. 

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. 

Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. 

При этом ФЗ "Об охране окружающей среды" выделяет следующие виды экологического контроля: 

- государственный  экологический контроль (государственный  экологический контроль, осуществляемый  федеральными органами исполнительной  власти; государственный экологический  контроль, осуществляемый органами  исполнительной власти субъектов РФ); 

- производственный  экологический контроль; 

- общественный  экологический контроль. 

Так, общественный экологический контроль согласно ст. 68 ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Такой вид экологического контроля осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 

Результаты общественного  экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством. 

Кроме того, такие  обращения, содержащие информацию и  иные доказательства, свидетельствующие  о наличии признаков нарушений, являются основанием для проведения внеплановых мероприятий по контролю. 

Так, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294ФЗ "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": 

"Основанием  для проведения внеплановой проверки является: 

1) истечение  срока исполнения юридическим  лицом, индивидуальным предпринимателем  ранее выданного предписания  об устранении выявленного нарушения  обязательных требований и (или)  требований, установленных муниципальными  правовыми актами; 

2) поступление  в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального  контроля обращений и заявлений  граждан, юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, информации от  органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:[19] 

а) возникновение  угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 

б) причинение вреда  жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера; 

в) нарушение  прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)". 

Вместе с тем, Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294ФЗ закрепляет требования, согласно которым  обращения и заявления, не позволяющие  установить лицо, обратившееся в орган  государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеизложенных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. 

В свою очередь, основные права и обязанности  граждан в области охраны окружающей среды, а также основные права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, устанавливаются соответственно статьями 11 и 12 ФЗ "Об охране окружающей среды". 

Так, согласно ст. 11 указанного закона среди основных прав в области охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие права: 

1) право создавать  общественные объединения, фонды  и иные некоммерческие организации,  осуществляющие деятельность в  области охраны окружающей среды; 

2) оказывать  содействие органам государственной  власти РФ, органам государственной  власти субъектов РФ, органам  местного самоуправления в решении  вопросов охраны окружающей среды; 

3) обращаться  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; 

4) предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде; 

5) осуществлять  другие предусмотренные законодательством  права. 

В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, имеют право: 

1) оказывать  содействие органам государственной  власти РФ, органам государственной  власти субъектов РФ, органам  местного самоуправления в решении  вопросов охраны окружающей среды; 

2) обращаться  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  и к должностным лицам о  получении своевременной, полной  и достоверной информации о  состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; 

3) обращаться  в органы государственной власти  РФ, органы государственной власти  субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;[20] 

4) подавать в  органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; 

5) предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде; 

6) осуществлять  другие предусмотренные законодательством  права. 

Производственный  экологический контроль осуществляется согласно ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения  выполнения в процессе хозяйственной  и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. 

При этом на субъектов хозяйственной и иной деятельности п. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" возлагаются обязанности по представлению следующих сведений в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль: 

- сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля; 

- сведения об  организации экологических служб  на объектах хозяйственной и  иной деятельности; 

- результаты  производственного экологического  контроля. 

Таким образом, исходя из смысла ст. 67 указанного федерального закона осуществление производственного экологического контроля это обязанность, а не право хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). 

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. 

На государственный  экологический контроль распространяются требования ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Так, в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.[21] 
 

Заключение

Экологическая ситуация в Российской Федерации  может быть стабилизирована и  улучшена только путем коренного  изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это требует реализации целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы. 

Информация о работе Экологическая экспертиза. Экологический контроль