Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа
Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
Согласно ФЗ
от 26.12.2008 г. N 294ФЗ мероприятия по контролю
могут включать в себя:
·
действия по рассмотрению документов
юридического лица, индивидуального предпринимателя;
·
действия по обследованию используемых
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями при
·
действия по отбору образцов продукции,
объектов окружающей среды, объектов производственной
сферы;
·
действия по проведению их исследований,
испытаний,
·
действия по проведению экспертиз и расследований,
направленных на установление причинноследственной
связи выявленного нарушения обязательных
требований и (или) требований, установленных
муниципальными правовыми актами, с фактами
причинения вреда.[17]
Как видим, мероприятия
по контролю, а, следовательно, и проверка,
не включают в себя меры по пресечению
и устранению последствий выявленных
нарушений, а, значит, не включают в себя
меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Указанные меры законодатель рассматривает
самостоятельно и лишь в совокупности
все указанные меры по контролю являются
составляющими деятельности уполномоченных
органов исполнительной власти, направленной
на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями обязательных требований.[18]
Если сравнивать
тексты двух законов, то увидим следующее.
Предыдущий ФЗ от 08.08.2001 г. N 134ФЗ закреплял
требования по организации и проведению
мероприятий по контролю, чаще используя
формулировку "мероприятие по контролю",
новый ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ в зависимости
от видов проверки закрепляет требования
по ее организации и проведению, используя
формулировку "проверка". На основании
вышеизложенного, это совершенно обоснованно.
Федеральный закон
от 10.01.2002 г. N 7ФЗ "Об охране окружающей
среды" раскрывает понятие экологического
контроля следующим образом.
Контроль в
области охраны окружающей среды (экологический
контроль) система мер, направленная
на предотвращение, выявление и пресечение
нарушения законодательства в области
охраны окружающей среды, обеспечение
соблюдения субъектами хозяйственной
и иной деятельности требований, в том
числе нормативов и нормативных документов,
в области охраны окружающей среды.
Контроль в
области охраны окружающей среды (экологический
контроль) проводится в целях обеспечения
органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, юридическими
и физическими лицами исполнения законодательства
в области охраны окружающей среды, соблюдения
требований, в том числе нормативов и нормативных
документов, в области охраны окружающей
среды, а также обеспечения экологической
безопасности.
При этом ФЗ "Об
охране окружающей среды" выделяет
следующие виды экологического контроля:
- государственный
экологический контроль (государственный
экологический контроль, осуществляемый
федеральными органами
- производственный
экологический контроль;
- общественный
экологический контроль.
Так, общественный
экологический контроль согласно ст.
68 ФЗ "Об охране окружающей среды"
осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды. Такой
вид экологического контроля осуществляется
общественными объединениями и иными
некоммерческими организациями в соответствии
с их уставами, а также гражданами в соответствии
с законодательством.
Результаты общественного
экологического контроля, представленные
в органы государственной власти
РФ, органы государственной власти
субъектов РФ, органы местного самоуправления,
подлежат обязательному рассмотрению
в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, такие
обращения, содержащие информацию и
иные доказательства, свидетельствующие
о наличии признаков нарушений,
являются основанием для проведения
внеплановых мероприятий по контролю.
Так, согласно п.
2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г.
N 294ФЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении
"Основанием
для проведения внеплановой проверки
является:
1) истечение
срока исполнения юридическим
лицом, индивидуальным
2) поступление
в органы государственного
а) возникновение
угрозы причинения вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям,
окружающей среде, безопасности государства,
а также угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
б) причинение вреда
жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, безопасности
государства, а также возникновение
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
в) нарушение
прав потребителей (в случае обращения
граждан, права которых нарушены)".
Вместе с тем,
Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294ФЗ
закрепляет требования, согласно которым
обращения и заявления, не позволяющие
установить лицо, обратившееся в орган
государственного контроля (надзора),
орган муниципального контроля, а также
обращения и заявления, не содержащие
сведений о вышеизложенных фактах, не
могут служить основанием для проведения
внеплановой проверки.
В свою очередь,
основные права и обязанности
граждан в области охраны окружающей
среды, а также основные права и обязанности
общественных и иных некоммерческих объединений,
осуществляющих деятельность в области
охраны окружающей среды, устанавливаются
соответственно статьями 11 и 12 ФЗ "Об
охране окружающей среды".
Так, согласно ст.
11 указанного закона среди основных прав
в области охраны окружающей среды за
гражданами закрепляются следующие права:
1) право создавать
общественные объединения,
2) оказывать
содействие органам
3) обращаться
в органы государственной
4) предъявлять
в суд иски о возмещении
вреда окружающей среде;
5) осуществлять
другие предусмотренные
В соответствии
со ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды"
общественные и иные некоммерческие
объединения, осуществляющие деятельность
в области охраны окружающей среды, в том
числе, имеют право:
1) оказывать
содействие органам
2) обращаться
в органы государственной
3) обращаться
в органы государственной
4) подавать в
органы государственной власти РФ,
органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления, суд
обращения об отмене решений о проектировании,
размещении, строительстве, реконструкции,
об эксплуатации объектов, хозяйственная
и иная деятельность которых может оказать
негативное воздействие на окружающую
среду, об ограничении, о приостановлении
и прекращении хозяйственной и иной деятельности,
оказывающей негативное воздействие на
окружающую среду;
5) предъявлять
в суд иски о возмещении
вреда окружающей среде;
6) осуществлять
другие предусмотренные
Производственный
экологический контроль осуществляется
согласно ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей
среды" в целях обеспечения
выполнения в процессе хозяйственной
и иной деятельности мероприятий по
охране окружающей среды, рациональному
использованию и восстановлению природных
ресурсов, а также в целях соблюдения требований
в области охраны окружающей среды, установленных
законодательством в области охраны окружающей
среды.
При этом на субъектов
хозяйственной и иной деятельности п.
2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды"
возлагаются обязанности по представлению
следующих сведений в соответствующий
орган исполнительной власти, осуществляющий
государственный экологический контроль:
- сведения о лицах,
ответственных за проведение производственного
экологического контроля;
- сведения об
организации экологических
- результаты
производственного
Таким образом,
исходя из смысла ст. 67 указанного федерального
закона осуществление производственного
экологического контроля это обязанность,
а не право хозяйствующих субъектов (юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей).
Государственный
экологический контроль осуществляется
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов РФ.
На государственный
экологический контроль распространяются
требования ФЗ от 26.12.2008 г. N 294ФЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля".
Так, в случае, если при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства предусмотрено
осуществление государственного строительного
надзора, государственный контроль в области
охраны окружающей среды (государственный
экологический контроль) осуществляется
в рамках государственного строительного
надзора органами исполнительной власти,
уполномоченными на осуществление государственного
строительного надзора, в соответствии
с законодательством о градостроительной
деятельности.[21]
Заключение
Экологическая
ситуация в Российской Федерации
может быть стабилизирована и
улучшена только путем коренного
изменения ориентации социально-экономического
развития страны, формирования новых ценностных
и нравственных установок, пересмотра
структуры потребностей, целей, приоритетов
и способов деятельности человека. Это
требует реализации целого комплекса
радикальных политических, социально-экономических,
законодательных, технологических мер.
При этом важно и необходимо соблюдение
принципа разумных компромиссов при разрешении
возникающих конфликтов между необходимостью
соблюдения экологических регламентаций
и ограничений и потребностями развития
хозяйственной сферы.
Информация о работе Экологическая экспертиза. Экологический контроль