Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа
Цели данной работы:
определить понятие, цели и виды государственной и общественной экологической экспертизы и найти точки соприкосновения с государственным и общественным контролем.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
В Федеральном
законе дан обширный перечень объектов
государственной экологической
экспертизы, проводимой как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов РФ. С
учетом того обстоятельства, что основным
фактором отрицательного воздействия
на природу является социальноэкономическое
развитие, экологической экспертизе подлежат
все формы планирования и проектирования
такого развития – проекты комплексных
и целевых социальноэкономических, научнотехнических
и иных программ, при реализации которых
может быть оказано воздействие на окружающую
природную среду; проекты генеральных
планов развития территорий свободных
экономических зон и территорий с особым
режимом природопользования и ведения
хозяйственной деятельности; проекты
схем развития отраслей народного хозяйства
РФ, в том числе промышленности; проекты
генеральных схем расселения, природопользования
и территориальной организации производительных
сил РФ; проекты схем расселения, природопользования
и территориальной организации производительных
сил крупных регионов и национальногосударственных
образований; проекты инвестиционных
программ; проекты комплексных схем охраны
природы; техникоэкономические обоснования
и проекты строительства, реконструкции,
расширения, технического перевооружения,
консервации и ликвидации организаций
и иных объектов хозяйственной деятельности
и другие проекты независимо от их сметной
стоимости, ведомственной принадлежности
и форм собственности, осуществление которых
может оказать воздействие на окружающую
природную среду, и др.
В целом можно
сказать, что в перечень включены
наиболее значимые объекты, требующие
обязательной государственной экологической
экспертизы. Включение некоторых объектов
отражает новые подходы государства к
решению вопросов охраны окружающей среды,
обусловленные национальными потребностями
или международными обязательствами,
вытекающими из договоров РФ.[5]
Так, в соответствии
со ст. 11 и 12 Федерального закона в число
объектов обязательной государственной
экологической экспертизы включены проекты
правовых актов, реализация которых может
привести к негативным воздействиям на
окружающую природную среду. Причем на
федеральном уровне обязательной экспертизе
подлежат проекты правовых актов РФ как
нормативного, так и ненормативного характера.
На уровне Российской
Федерации практика нормотворчества,
при которой экологические
Если исходить
из общественной полезности государственной
экспертизы законопроектов, как и
проектов иных правовых актов, то Государственная
Дума может решить вопрос об экспертизе
двояким путем: либо посредством проведения
обязательной государственной экологической
экспертизы в рамках Федерального закона
«Об экологической экспертизе», как это
имеет место, либо в рамках Федерального
закона «О законах и иных правовых актах»,
которым будет урегулирована процедура
подготовки, обсуждения, согласования
и принятия законодательных и иных правовых
актов. Необходимо при этом, чтобы соответствующие
нормы формировались на основе принципа
научной обоснованности.
Виды экологической
экспертизы определяются непосредственно
в законодательстве. И Закон РСФСР «Об
охране окружающей природной среды», и
Федеральный закон «Об экологической
экспертизе» устанавливают, что в России
осуществляются государственная и общественная
экологическая экспертизы. Проведение
экспертизы таких видов имеет юридически
значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Такое утверждение есть не что иное, как позиция авторов. Однако по решению органа или предприятия, инициирующего деятельность, которая будет оказывать вредное воздействие на окружающую среду, может быть проведена ведомственная экспертиза проектных материалов. В этом бывает заинтересовано само ведомство, если соответствующие материалы оно должно представлять на государственную экологическую экспертизу и не уверено в экологической обоснованности проекта. Такая экспертиза носит служебный характер и обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей ведомства или предприятия. Что касается коммерческой (платной) экспертизы, которая бы проводилась на лицензионной и договорной основе, как и ведомственной, то такие виды экспертизы не предусматриваются законодательством, хотя соответствующие предложения вносились. Такая экспертиза может быть, очевидно, отнесена к общественной экспертизе, если проводится в инициативном порядке общественными формированиями.[6]
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
С учетом роли экологической
экспертизы как гаранта обеспечения учета
экологических требований при планировании
экологически опасной хозяйственной деятельности
и принятии решений важным является вопрос
о принципах проведения государственной
экологической экспертизы. В соответствии
со ст. 3 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» такая экспертиза основывается
на принципах:[7]
- презумпции
потенциальной экологической
- обязательности
проведения государственной
- комплексности
оценки воздействия на
- обязательности
учета требований экологической
безопасности при проведении экологической
экспертизы (принцип обязывает субъектов
экологоэкспертного процесса обеспечивать
соблюдение нормативов качества окружающей
природной среды, устанавливаемых на уровнях,
безопасных для здоровья человека, объектов
животного и растительного мира, правовых
экологических требований к размещению,
проектированию, строительству, эксплуатации
объектов, влияющих на состояние природной
среды, и в конечном счете права каждого
на благоприятную окружающую среду);
- достоверности
и полноты информации, представляемой
на экологическую экспертизу;
- независимости
экспертов экологической
- научной обоснованности,
объективности и законности
- гласности,
участия общественных
- ответственности
участников экологической
Последовательное
соблюдение названных принципов
в процессе организации и проведения
государственной экологической
экспертизы – важнейшее требование
и условие ее эффективности в
обеспечении реализации экологического
права. На практике в связи с соблюдением
этих принципов возникает немало проблем.
Содержащиеся
в названном Федеральном законе
принципы применяются и к
Сформулированные нормы и принципы экологической экспертизы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической экспертизы, основу ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в экологоэкспертном процессе, включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, экологоэкспертные органы и организации.[9]
2.2 Общественная экологическая экспертиза
Согласно статье
19 ФЗ «об экологической экспертизе»
граждане и общественные организации
(объединения) в области экологической
экспертизы имеют право:
выдвигать предложения
о проведении в соответствии с
настоящим Федеральным законом
общественной экологической экспертизы
хозяйственной и иной деятельности,
реализация которой затрагивает
экологические интересы населения,
проживающего на данной территории;
направлять в
письменной форме федеральному органу
исполнительной власти и его территориальным
органам в области
получать от
федерального органа исполнительной власти
и его территориальных органов
в области экологической
осуществлять
иные действия в области экологической
экспертизы, не противоречащие законодательству
Российской Федерации.
При подготовке
заключения государственной экологической
экспертизы экспертной комиссией государственной
экологической экспертизы и при принятии
решения о реализации объекта государственной
экологической экспертизы должны рассматриваться
материалы, направленные в экспертную
комиссию государственной экологической
экспертизы и отражающие общественное
мнение.
Согласно ст.
20 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» «общественная
В соответствии
со статьей устанавливается два
вида субъектов, участвующих в осуществлении
общественной экологической экспертизы:
1) субъекты, инициирующие
процедуру проведения
2) субъекты, проводящие
общественную экологическую
Статья 21 определяет
объекты общественной экологической
экспертизы, которые в целом совпадают
с объектами государственной
экологической экспертизы, предусмотренными
ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных
с секретностью сведений об объектах
экологической экспертизы.[10]
В данной статье
перечислены два вида охраняемых
законом сведений: государственная
тайна и коммерческая тайна. Вместе
с тем данный перечень не исчерпывающий,
и законодательством могут быть
предусмотрены также иные виды конфиденциальной
информации, которая не может предоставляться
для проведения общественной экологической
экспертизы.
Статья 22 устанавливает
порядок проведения общественной экологической
экспертизы. Исходя из содержания данной
статьи, общественная экологическая экспертиза
может проводиться либо до проведения
государственной экологической экспертизы,
либо во время ее проведения. Также она
предусматривает возможность проведения
общественной экологической экспертизы
после проведения государственной экологической
экспертизы.
На экспертов
общественной экологической экспертизы
распространяется ряд требований, предъявляемых
к экспертам государственной
экологической экспертизы.
Статья 23 Федерального
закона «Об экологической экспертизе»
предусматривает осуществление общественной
экологической экспертизы «при условии
государственной регистрации заявления
общественных организаций (объединений)
о ее проведении».
Статья 24 устанавливает
перечень условий, при которых в
проведении общественной экологической
экспертизы может быть отказано. Данный
перечень условий является исчерпывающим,
а значит, никакие иные основания не могут
быть основанием к отказу в реализации
права на проведение общественной экологической
экспертизы.
Информация о работе Экологическая экспертиза. Экологический контроль