Экологическая характеристика дорожно-транспортного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации сложилась сложная и неблагоприятная, а в некоторых районах даже острая экологическая обстановка. Около 109 млн. человек, или 73 % всего населения, проживают в неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке. Серьезные экологические проблемы характерны и для Оренбургской области. Поэтому экологическая оценка состояния среды обитания и поиск способов управления ею являются приоритетными направлениями в деятельности инженеров-экологов, а также специалистов разных отраслей промышленности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды…………………………………………………………………………………….4
2. Характеристика автомобильного парка Оренбургской области –источника загрязнения окружающей среды………………………………………….7
3. Характеристика автомобильных дорог – источника ландшафтного загрязнения в промышленном городе……………………………………………….11
4. Воздействие автомобильных выбросов на здоровье человека………...12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Дорожно-транспортный комплекс.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
 

        В 1999 году легковой автотранспорт в  Оренбургской области составил 72% от автопарка, грузовой – 17 %, автобусы –2 %. В г. Оренбурге легковые автомобили составляют 70 % от их общего числа, грузовики - 13 %, автобусы – 3%. Во всех городах Оренбургской области более 50 % автопарка составляют легковые автомобили. 

        Таблица 3 - Качественная характеристика автомобильного парка г.Оренбурга.

Вид автотранспорта Срок  эксплуатации.
Менее 5 лет, % От 5 до 10 лет, % Свыше 10 лет, %
Легковой

Грузовой

Автобусы

22,6

20,7

23,6

41

43

43,4

36,4

36,3

33

 

        Для оценки экологической безопасности автомобильного парка г. Оренбурга  следует исходить из следующих тенденций:

        1) несмотря на резкое увеличение  количества легковых автомобилей  за последние годы, большегрузные  автомобили в промышленных городах  остаются основными источниками загрязнения воздуха. Это во многом связано со сложившейся структурой парка, в котором более 60% приходится на автомобили средней грузоподъемности. Использование их для перевозок мелких партий товаров сопряжено с излишним расходом топлива на тонну перевезенного груза, а следовательно, с неоправданно большими выбросами вредных веществ. С точки зрения как экономичности, так и экологичности следует, что в городах должны эксплуатироваться преимущественно автомобилями грузоподъемностью 1...3 т, а на междугородных перевозках - 15 т и более. Это снижает не только затраты на перевозки, но и негативное воздействие на окружающую среду. Увеличение доли грузовых автомобилей малой и большой грузоподъемности до 30 % и 45 %, соответственно, и сокращение за счет этого на четверть грузового автопарка уменьшили бы условный выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 20 %;

        2) продолжительность эксплуатации  многих автомобилей, динамика  их количественного изменения на автотранспортных предприятиях г. Оренбурга составляет 10 и более лет, поэтому пробег у большинства из них превышает 100тыс. км. То есть, у большинства автомобилей с дизельными двигателями, экологические характеристики однозначно выходят за нормативные требования не только ЕЭК ООН, но и отечественных стандартов (ГОСТ 17.2.2.01. - 84; ОСТ37.001.234; ОСТ 37.001.054.86; ОСТ 37.001.070.94), хотя эти правила обязывают производителей автотранспортных средств гарантированно обеспечивать сохранение экологических характеристик автомобилей при пробеге 80 тыс. км.

        Однако, в условиях Оренбургской области, на данный момент видимое снижение объемов  основных загрязнений, в том числе  и автомобильных, с экономических  позиций представляется отдаленной перспективой. Невысокий технический  уровень сервисного обслуживания отечественных автомобилей, длительные сроки эксплуатации парка автотранспортных средств, при отсутствии гарантий автомобиля в процессе эксплуатации - все это делает затруднительной точную оценку реальных выбросов вредных веществ автомобильным транспортом. Это можно видеть по результатам оценки влияния отклонений режимных параметров двигателей на выбросы вредных веществ в результате нарушения требований к регулировке при эксплуатации автотранспортных средств. Дизельные двигатели по ряду экологических показателей предпочтительнее бензиновых (например, при их эксплуатации ниже уровень выброса СО и непредельных углеводородов). Однако, они отличаются повышенной эмиссией диоксида азота и твердых частей, в частности сажи. Наиболее значительный перерасход топлива наблюдается при неисправностях топливной аппаратуры, что негативно сказывается на всех экологических показателях автомобиля.

        Борьба  с автомобильными выбросами должна вестись, в основном, за счет улучшения экологических характеристик парка эксплуатируемых автотранспортных средств (АТС), такого улучшения можно добиться:

        − через поэтапное обновление эксплуатируемого парка путем замены выходящих из эксплуатации АТС на более «Экологически безопасные» или путем модернизации эксплуатируемых АТС за счет оснащения их нейтрализаторами, газовой аппаратурой и т.д.;

        − через поддержание определенного уровня экологических характеристик АТС в процессе их эксплуатации, путем своевременного и качественного проведения диагностики и ТО.

        Таким образом, тенденции по количеству и  качеству автомобильного парка в Оренбургской области позволяют сделать прогноз об усилении в дальнейшем его неблагоприятного влияния на качество атмосферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3. Характеристика автомобильных дорог – источника ландшафтного загрязнения в промышленном городе. 

        Улицы современного города представляют собой сложные инженерные сооружения. Они определяют лицо города, степень его благоустройства. Городские улицы связывают в единую транспортную сеть жилые, промышленные, административные районы и служат для движения городского транспорта и пешеходов, а также размещения зданий и других элементов оборудования и благоустройства. Проезжая часть, тротуары, полосы зеленых насаждений - все, что расположено между границами застройки, образует улицу. Современные улицы должны удовлетворять ряду требований, главным из которых является удобство и безопасность движения транспорта и пешеходов. Но, как отмечалось выше, улица любого города представляет собой протяженный источник выбросов выхлопных газов и пыли. И поэтому для оценки качества атмосферы в промышленном городе следует оценивать не только состояние автомобильного парка, но и состояние автомобильных дорог.

        В соответствии со СНиП 2.07.01-89* улицы и  городские дороги разделяют на следующие категории: скоростные дороги, магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения, проезды, пешеходные и парковые дороги.

        Распределение транспортных потоков по улицам и  дорогам должно осуществляется в  соответствии с их назначением. Скоростные дороги и магистральные улицы  формируются более капитально. Они выдерживают большие нагрузки и движение с повышенными скоростями. Ширина городских улиц в пределах красных линий также связана с их назначением и должна быть не менее: для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением - 75 м, а с регулируемым движением - 60 м, магистральных улиц районного значения -35м, жилых улиц при многоэтажной застройке - 25 м, при одноэтажной застройке и закрытом водоотводе –15 м. Причем ширина проезжей части и тротуаров должна соответствовать размерам движения. Ширину полосы в 3,75 м принимают при расчетной скорости движения транспорта по дороге 27,7м/с (100 км/ч). Ширину полосы движения 3,5 м назначают для дорог с троллейбусным и автобусным движением. Полосы шириной 3 м принимают при движении по дороге главным образом легкового транспорта. При устройстве двухполюсной проезжей части и незначительной интенсивности движения ширину каждой полосы принимают равной 2,75 м. 

        4. Воздействие автомобильных выбросов на здоровье человека. 

        Гигиенисты  и экологи большое внимание уделяют мониторингу примесей атмосферного воздуха, особенно выделяемых автотранспортными средствами. Причем в программе глобального экологического мониторинга для всех стран, принятого ООН, фигурируют диоксид азота, диоксид серы, сероводород, сульфаты, кадмий, свинец, ртуть. В 1980 году в эту программу были дополнительно внесены хром, медь, олово, молибден, ванадий, марганец, никель, сурьма, мышьяк, селен.

        ОГ  ДВС содержат сложную смесь, насчитывающую  более 280 соединений. В основном это  газообразные вещества и небольшое количество твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии. По химическим свойствам и характеру воздействия на организм человека вещества, составляющие ОГ, разделяются на нетоксичные (N2, О2, Н2О, Н2) и токсичные (СО, СО2 СХНУ, NOX , SO2, H2S, альдегиды и др.). Многообразие соединений выхлопа ДВС сведено к нескольким группам, сходным по характеру воздействия на организм человека или родственным по химической структуре и свойствам. Нетоксичные вещества вошли в первую группу.

        Ко  второй группе отнесен оксид углерода, присутствие которого в количестве до 12 % характерно для ОГ бензиновых двигателей при работе на богатых топливовоздушных смесях.

        Третью  группу образуют оксиды азота: оксид (NO) и диоксид (NO2). В ОГ бензиновых двигателей содержится 98...99 % NO и 1...2 % NO2; a в ОГ дизельных двигателей - соответственно 90 и 10 %.

        Четвертая группа включает углеводороды всех гомологических рядов: алканы, алкены, алкадины, циклические, в том числе ароматические углеводороды, среди которых много канцерогенов.

        Пятую группу составляют альдегиды (60 % формальдегида, 32 % алифатических и 5 % ароматических  альдегидов).

        К шестой группе отнесены твердые частицы, основная часть которых сажа - твердые  углеродные частицы, образующиеся в  пламени.

        Выбросы вредных веществ от автотранспорта дают около 13 % полициклических ароматических углеводородов, содержащихся в атмосферном воздухе и до 80 % бензола.

        Особую  опасность представляет применение этилированного бензина. Использование антидетонационных добавок, содержащих свинец, привело к тому, что автотранспорт является основным источником выбросов свинца в виде аэрозоля, неорганических солей и оксидов свинца в атмосферу. Это приводит к значительному загрязнению свинцом атмосферного воздуха, а также почвы и растительности на территориях, прилегающих к автострадам.

        В «капельные потери» входят различные  масла, консистентные смазки и жидкости, состав и количество которых практически не поддаются учету.

        В продуктах износа тормозных накладок обнаружены медь, свинец, хром, никель, цинк. В продуктах истирания дорожного покрытия, особенно бетонного, содержатся свинец и цинк. В Германии продукты износа автомобильных шин в 1982 г. составили 44 тыс. тонн. В их состав, в зависимости от типа и марки шин, входят оксид цинка (1,5...2,0 %), кадмий, медь, свинец. Поэтому выявляется высокое содержание свинца, меди, цинка, кадмия в почве и растительности, взятых с газонов вдоль автомагистралей. Содержание в почве свинца и кадмия обнаруживается на расстоянии 120...180 м от автодороги.

        Уровень загрязнения атмосферного воздуха  примесями в значительной мере определяет состояние здоровья населения территории. Неблагоприятное влияние оказывают примеси, в концентрациях, превышающих ПДК. Особо опасны токсические вещества, обладающие ярко выраженным специфическим эффектом: аллергизирующим, тератогенным, канцерогенным и др. Поэтому качество атмосферного воздуха селитебных территорий постоянно контролируется государственными организациями.

        Установлено, что заболеваемость населения, проживающего '84{на территории крупных индустриальных узлов и в зонах влияния промышленных предприятий, в 1,5-2 раза выше, чем в наиболее отдаленных от промышленных объектов районах.

        На  территории с загрязненной атмосферой увеличивается, в первую очередь, распространенность болезней органов дыхания и инфекционных заболеваний. Ведущей нозологической группой являются заболевания органов дыхания, которые занимают первое место в структуре общей заболеваемости населения. В формировании заболеваемости органов дыхания ведущую роль играют острые респираторные заболевания верхних дыхательных путей. Несмотря на имеющийся спад производства (до 50 %), проблема загрязнения воздушной среды в России и его влияния на здоровье населения продолжает оставаться весьма острой.

        Учитывая  растущий уровень автомобилизации, нельзя недооценивать роли автотранспорта в росте заболеваемости человека, особенно в городах с большой транспортной нагрузкой. Это касается непосредственного влияния газообразных токсикантов и твердых частиц поступающих через дыхательные пути и кожу.

        Наблюдения  показали, что в домах, расположенных  рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3—4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние 50 м.

        Установлено, что концентрация газообразных органических соединений свинца в больших городах может достигать 140 мг/м3, что провоцирует свинцовые анемии, эритропоэз, полиневриты, нарушения усвоения витаминов, снижение иммунитета и другие патологии. Неорганические формы соединений свинца, поступающие в организм человека с пылью, вызывают явления астмы, бронхитов, сосудистой недостаточности, нарушение внимания. Основная доля свинца поступает в организм человека через дыхательные пути.

        От  выбросов свинца в воздух страдают прежде всего дети. Особое внимание врачей-гигиенистов и социологов стало привлекать усугубляющееся по мере автомобилизации стран снижение умственного развития (интеллектуальных способностей) детей в регионах с высокой автотранспортной нагрузкой.

        При этом на здоровье детей оказывают  влияние не только высокие, но и постоянно действующие низкие концентрации свинца. Особенно это важно для детей первых пяти лет жизни. В этот период жизни организм наиболее уязвим и находится на стадии усиленного формирования основных сенсорных и психосоциальных механизмов.

        Клинические признаки отравления свинцом многочисленны и следствием отравления являются поражения нервной, кроветворной, иммунной, сердечнососудистой и других систем жизнедеятельности человека. Существует специальный термин «бензиновая пневмония» — заболевание, возникающее при непосредственном засасывании бензина любой марки (в том числе и без свинцовых добавок) в шланг и попадании его в легкие. При вдыхании паров бензина возникают нарушения дыхания, тахикардия, судороги. Свинец нарушает работу ферментов, витаминный синтез и обмен, снижает иммунитет. Он нарушает синтез порфиринов крови, вызывая свинцовую анемию.

Информация о работе Экологическая характеристика дорожно-транспортного комплекса