Экологическая характеристика дорожно-транспортного комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

В Российской Федерации сложилась сложная и неблагоприятная, а в некоторых районах даже острая экологическая обстановка. Около 109 млн. человек, или 73 % всего населения, проживают в неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке. Серьезные экологические проблемы характерны и для Оренбургской области. Поэтому экологическая оценка состояния среды обитания и поиск способов управления ею являются приоритетными направлениями в деятельности инженеров-экологов, а также специалистов разных отраслей промышленности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды…………………………………………………………………………………….4
2. Характеристика автомобильного парка Оренбургской области –источника загрязнения окружающей среды………………………………………….7
3. Характеристика автомобильных дорог – источника ландшафтного загрязнения в промышленном городе……………………………………………….11
4. Воздействие автомобильных выбросов на здоровье человека………...12
Заключение…………………………………………………………………...16
Список используемой литературы………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Дорожно-транспортный комплекс.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  университет»

Кафедра _____экологии и природопользования_____ 

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Чрезвычайные экологические ситуации»

На тему: «Экологическая характеристика

дорожно-транспортного  комплекса» 
 
 
 

                      Выполнил: студент ФВиЗО

                      курс __, группа___

                      заочной формы обучения

                      _____________

                      Проверил:

                      ____________ 
                       

Оренбург

        Содержание. 

        Введение……………………………………………………………………….3

        1. Автомобильный транспорт как  источник загрязнения окружающей  среды…………………………………………………………………………………….4

        2. Характеристика автомобильного  парка Оренбургской области –источника загрязнения окружающей среды………………………………………….7

        3. Характеристика автомобильных дорог  – источника ландшафтного загрязнения  в промышленном городе……………………………………………….11

        4. Воздействие автомобильных выбросов  на здоровье человека………...12 

        Заключение…………………………………………………………………...16

        Список  используемой литературы………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение. 

        В Российской Федерации сложилась  сложная и неблагоприятная, а  в некоторых районах даже острая экологическая обстановка. Около 109 млн. человек, или 73 % всего населения, проживают в неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке. Серьезные экологические проблемы характерны и для Оренбургской области. Поэтому экологическая оценка состояния среды обитания и поиск способов управления ею являются приоритетными направлениями в деятельности инженеров-экологов, а также специалистов разных отраслей промышленности.

        Значительный  вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт. Уже  сегодня вклад автотранспорта в  общий выброс в атмосферу, учитываемых вредных веществ, в среднем по стране составляет 47 %, а в ряде регионов Российской Федерации на его долю приходится более половины всех выбросов. Однако, кроме прямого загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, есть косвенное загрязнение, которое связано с изготовлением, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Следовательно, оценка экологических последствий комплексного воздействия автотранспорта на среду является актуальной задачей.

        Техногенная система «автомобильная дорога – автомобильный транспорт» оказывает многоаспектное воздействие на придорожные зоны: химическое (продукты сгорания топлива, истирания шин, износ покрытия и т.д.) и физическое (механическое, звуковое). Суммарный экологический эффект этого воздействия может быть установлен на основании изучения отклика экосистем придорожных зон (наземных, почвенных и водных).Вещества автотранспортного происхождения воздействуют прежде всего на человека и растительный покров как на один из основных элементов придорожной экосистемы и на основу трофических цепей.

        Таким образом, для управления состояния  окружающей среды необходимо совместное рассмотрение дорожной и транспортной систем с экосистемами придорожной зоны. Эти две системы – природная и техногенная – оказывают взаимное влияние друг на друга, что позволяет теоретически обосновать принципы их сопряжения, то есть развитие автомобилизации в пределах экологической емкости ландшафта, а выделение условных блоков «дорожная сеть», «автотранспортные средства» и «придорожные экосистемы», позволяет изучить связь между ними и их составляющими. 

        1. Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды. 

        Исследования, проведенные в различных регионах России, свидетельствуют о значительном загрязнении воздуха населенных мест. Огромную роль в формировании загрязнения атмосферного воздуха играют выбросы примесей, образующихся в процессе сгорания топлива. При этом особую остроту приобретает загрязнение воздуха свинцом, кадмием, бенз(а)пиреном и другими химическими веществами.

        В современном городе бесспорное лидерство  в деле ухудшения экологической  ситуации - за автомобильным транспортом. Причин, которые обуславливают неблагоприятное воздействие транспорта на окружающую среду:

        1) отсутствие четких экологических ориентиров при принятии решений в области развития и обеспечения функционирования транспорта;

        2) неудовлетворительные экологические  характеристики производимой транспортной техники;

        3) недостаточный уровень технического  содержания парка машин;

        4) недостаточное развитие дорог и их низкое качество, а также недостатки в организации перевозок и движения транспортных средств.

        Рядом исследователей показана высокая корреляция между величиной транспортного потока и содержанием в воздухе пыли, органических веществ и тяжелых металлов. Отмечено, что при интенсивности движения 314 единиц/час запыленность воздуха на тротуарах превышает ПДК. Причем влияние выбросов транспортных средств проявляется на расстоянии 1-2 км от автотрассы и распространяется на высоту 300 м и более.

        При обсуждении негативных последствий  автомобилизации чаще затрагивают  наиболее явную проблему - дорожно-транспортные происшествия (ДТП), представляющие непосредственную опасность для жизни людей. Ежегодно в результате ДТП в мире гибнут сотни тысяч человек, а несколько миллионов человек получают увечья и травмы. Перед этими тревожными, острыми сиюминутными потерями отступают на второй план потери, замедленные во времени. Систематическое отравление токсичными и ядовитыми веществами, воздействие шумов убивает не сразу. Изменения в организме человека происходят постепенно и становятся причиной болезней, которые иногда невозможно вылечить. По статистике, такой человек считается погибшим от конкретного заболевания. Только решительные меры, направленные, если не на полную ликвидацию отрицательных экологических последствий от автомобилизации, то, по крайней мере, на строгое соблюдение нормативов по экологической безопасности автомобилей, ограничение использования наиболее экологически «вредных» автомобилей в городах, позволит снизить их воздействие на организм человека.

        Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» определяет меры организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия  на владельцев автомобилей в нашем  обществе. Он – основа формирования и укрепления экологического правопорядка, обеспечения экологической безопасности страны.

        Большое внимание охране окружающей среды уделяют  мировые автомобилестроительные державы. В европейских странах эта  проблема решается в направлениях совершенствования конструкций двигателей внутреннего сгорания (ДВС), государственного регулирования путем введения жестких норм на выбросы [нормы ЕЭК ООН] и реализации соответствующих экологических программ.

        Новые социально-экономические условия обусловили с начала 90-х годов замедление темпов развития промышленности. Вместе с тем, происходило бурное развитие автомобильного транспорта, что привело к диспропорции между темпами роста автомобилей и объемом дорожного строительства. Отсутствие кольцевых и поперечных связей в периферийной части города привело к перегрузке магистралей и увеличению транспортного потока в центральной части города.

        На  долю автомобильного транспорта Оренбургской области приходится 40-45 % всех антропогенных загрязнений атмосферы, а в городе Оренбурге – 77 %. Количество выбросов отработавших газов (ОГ) от автомобилей в городах Оренбургской области представлено в таблице 1. 
 
 
 
 
 

        Таблица 1 - Количество выбросов от автотранспорта в городах Оренбургской области в 1998 г, тыс. т.

Город Количество  выбросов, тыс.т./год
СО NOx СхНу Всего
Оренбург

Орск

Новотроицк

Медногорск

Кувандык

63,3

21,6

5,7

2,0

0,5

15,5

3,8

1,1

0,4

0,1

14,5

5,0

1,4

0,4

0,1

93,3

30,4

8,2

2,8

0,7

 

        Вместе  с тем, данные государственной отчетной ежегодной формы «2тп-воздух» не учитывают выбросы от индивидуального автотранспорта, что занижает данные о суммарном выбросе в 1,88-1,93 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Характеристика автомобильного парка Оренбургской области –источника загрязнения окружающей среды. 

        В промышленных городах в настоящее время, ведущее значение в формировании эколого-гигиенических проблем приобрел автомобильный транспорт. Автомобильные дороги разного качества связывают все населенные пункты области. Длина автодорог составляет 20 539 км, с внутризаводскими — превышает 30 тыс. км. Дороги с твердым покрытием составляют 97,1 % дорог общего пользования (по России — 87,8 %). Однако 60 % из них относится к дорогам четвертой категории, то есть они имеют щебеночное или гравийное покрытие.

        Число автомобилей за три - пять лет во многих городах России удвоилось, а кое-где даже утроилось. Оренбургская область не является исключением, количество автомобильного транспорта в последнее время здесь также увеличилось. Если рассмотреть динамику формирования автомобильного парка г.Оренбурга за последние несколько лет, то наблюдается его рост в 1,3 раза (в 1994 году - 88855 единиц, а в 1998 году - 114556 единиц), причем имеет место приоритетный рост числа легковых автомобилей (до 31 %) . Эта тенденция сохраняется и в других промышленных городах области.

        Ранее многие исследователи показали, что  количество и качественный состав отработавших газов двигателей внутреннего сгорания многих автомобилей является функцией их технического состояния (длины пробега, времени эксплуатации и т.д.). Следовательно, для оценки и прогноза влияния выбросов от автотранспорта на качество воздушной среды количественные показатели являются необходимыми, но недостаточными характеристиками. Проведённый анализ количественного и качественного состава автомобильного парка в городах Оренбургской области показал следующее: 
 
 
 
 
 

        Таблица 2 - Количественный состав автомобильного парка в городах Оренбургской области в 1999 году.

Города Автомобильный парк, количество единиц.
Легковые Грузовые Автобусы Всего
Оренбург

Орск

Новотроицк

Область

80085

38726

14656

290871

15032

6485

2044

68321

3394

709

400

8709

114378

61761

26510

402039

Информация о работе Экологическая характеристика дорожно-транспортного комплекса