История возникновения процедура ОВОС. Экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Концепция национальной безопасности России рассматривает переход к устойчивому развитию при сбалансированном решении социально-экономических задач и проблем, связанных с охраной окружающей природной среды (ОПС), как важнейшее условие обеспечения национальных интересов в области экономики. Стратегия охраны ОПС изложена в Экологической доктрине РФ. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплексный интерактивный процесс, направленный на выявление воздействий намечаемой к реализации хозяйственной или иной деятельности на здоровье людей и окружающую среду.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………..3
1. Зарубежный опыт проведения процедуры ОВОС……………………5
2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США……...5
3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС…..6
4. Процедура ОВОС……………………………………………………….9
5. Процедура ОВОС в России……………………………………...……12
6. Участники процесса ОВОС……………………………………….…..16
Заключение………………………………………………………...…..19
Список литературы……………………………………………..……..21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

Так, специального рассмотрения может заслуживать обычный по масштабу и характеру деятельности проект объекта, который планируется  разместить вблизи уникального природного комплекса. Необходимость проведения ОВОС может быть обусловлена обеспокоенностью населения, проживающего на территории, где планируется разместить объект. Серьезные проблемы связаны с  проведением ОВОС для нескольких небольших объектов, которые предполагается разместить на одной площадке (территории). При этом вводиться в эксплуатацию они могут не одновременно, а через  значительные промежутки времени. Каждый в отдельности такой объект может  оказывать незначительное воздействие  на окружающую среду и поэтому, казалось бы, не требует проведения ОВОС, но вместе они характеризуются значительным воздействием, которое, несомненно, должно быть оценено и учтено в процессе принятия решения. Это можно сделать  при проведении ОВОС для проектно-планировочных  документов, разрабатываемых на мезотерриториальном  уровне, - проектов районной планировки, схем генеральных планов групп предприятий, генеральных планов крупных населенных пунктов и др.

Определение задач и планирование ОВОС. На этом этапе с участием всех заинтересованных сторон выявляются вопросы, которые необходимо исследовать  в ходе оценки, а также выработать и отобрать разумные альтернативы намечаемой деятельности.

Оценка воздействий. Наиболее сложный и ответственный этап, на котором производится выявление, - определение величины и оценка значимости воздействий.

Разработка мероприятий  по регулированию воздействий. Производится разработка мероприятий по предотвращению, уменьшению и компенсации негативных последствий воздействий, внесение изменений в проект, планирование мониторинга и контроля воздействий.

Подготовка итогового  документа. Представление результатов  оценки воздействия в форме, регламентированной соответствующими нормативными документами.

Оценка полноты и качества материалов ОВОС. Проверка адекватности и полноты итогового документа, появляющеюся в результате выполнения ОВОС, Оценка соответствия проекта  действующим природоохранным нормам и правилам,

Принятие решения. Решение  о целесообразности или нецелесообразности продолжения работ по проекту, необходимости  доработки, которое принимается  специально уполномоченными органами.

Мониторинг и контроль воздействия. Осуществляется на этапе  строительства, введения в эксплуатацию и функционирования объекта для  проверки соответствия проектных решений  по природоохранным мероприятиям и  показателей, характеризующих воздействие  на окружающую среду, требованиям и  прогнозам, сделанным при выполнении ОВОС. Результаты мониторинга и контроля воздействия используются для управления воздействием на окружающую среду, при  создании системы экологического менеджмента  на объекте.

Участие общественности. Обычно происходит на этапах определения задач, а также оценки полноты и качества ОВОС, но может также происходить  на любом другом этапе процесса. Программы участия общественности могут иметь различные цели - от простого обеспечения информацией  до полного вовлечения в процесс  принятия решения. Формы и методы участия должны быть выбраны не только с учетом масштабов проекта, но и  готовности общественности к принятию важных решений.

В России деятельность в  области ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия на окружающую среду, последняя редакция которого принята в мае 2000 г. Согласно этому положению предусматриваются следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

  1. Уведомление, предварительная оценка воздействия на окружающую среду и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. На этом этапе заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами. Предусмотрено информирование заинтересованных сторон о намечаемой деятельности.
  2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценки местности, где предполагается разместить объект, мнение заинтересованных сторон Наиболее сложной проблемой остается выявление наиболее значимых воздействий.

 

5. Процедура ОВОС в России.

Основу российской системы  экологической оценки хозяйственной  деятельности составляют ОВОС и экологическая экспертиза. Экологическая оценка подразумевает учет не только экологических, но и экономических факторов на стадии предпроектного и проектного планирования различных видов хозяйственной деятельности. В России требование о проведении ОВОС было распространено на все формы хозяйственной деятельности с 1988 г.; c 1990 г. утверждено в ГОСТ 17.0.0.04-90 "Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения"; в 1995 г. закреплено Федеральным Законом, в котором содержатся основные положения об установлении соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и обязательности включения материалов ОВОС в состав документов, представляемых на экспертизу. В Федеральном Законе "Об охране окружающей среды" процедура ОВОС закреплена ст. 32 "Проведение оценки воздействия на окружающую среду".

Таким образом, в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации, процедура ОВОС является одним из этапов экологического сопровождения проектов. Раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" входит в состав документов по обоснованию инвестиций в строительство, в материалы их технико-экономического обоснования (ТЭО). При его разработке необходимо определять требования к выбору места размещения объектов при существующей и прогнозной экологической ситуации (на вариантной основе) и социально-экономическом развитии территории и проектным решениям по использованию природных ресурсов и сохранению ОПС.

Экологическое обоснование  проектного решения должно базироваться на детальном анализе исходной информации о состоянии ОПС, природных, ландшафтных и ассимиляционных особенностях территории, ее хозяйственном использовании, характере планируемой деятельности, видах и масштабах воздействия.

Основные принципы национальной процедуры оценки воздействия на окружающую среду определяются ст. 2 Положения. Экологическое обоснование проектного решения должно базироваться на детальном анализе исходной информации о состоянии ОПС, природных, ландшафтных и ассимиляционных особенностях территории, ее хозяйственном использовании, характере планируемой деятельности, видах и масштабах воздействия.

Участие общественности в  процедурном процессе ОВОС может  осуществляться на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Российская экологическая оценка намечаемой деятельности (в содержательной части), существенно отличается от экологической оценки, которую необходимо проводить в соответствии с требованиями ЕБРР. АЭВ – экологическая оценка ЕБРР – более индивидуализирована в зависимости от типа проекта и, следовательно, от уровня воздействия этого проекта на состояние окружающей среды, выполняется для всех проектов, которые могут оказать значительное влияние на состояние окружающей среды. Целью АЭВ является предоставление достаточного объема экологической информации для того, чтобы Совет директоров имел возможность прийти к заключению, является ли намечаемая деятельность адекватной с точки зрения ее экологических последствий, и принять решение об утверждении или отказе от предоставления финансовых средств для осуществления проекта по экологическим соображениям. В соответствии с Директивой ЕС по АЭВ, заказчик проекта должен обратиться за разрешением на осуществление намечаемой деятельности, если она способна оказать значительное воздействие на состояние окружающей среды.

Российское законодательство не выделяет четко категорий деятельности, для которых необходимо выполнение ЭО. Оно предусматривает, что при проведении ОВОС потенциальные воздействия на окружающую среду любого вида деятельности должны рассматриваться с тем, чтобы в максимальной степени уменьшить негативное влияние проекта. В соответствии с требованиями ЕБРР и ЕС, проведение АЭВ необходимо в случае реализации крупных проектов, а также проектов, которые будут реализовываться в экологически уязвимых районах. Обычно ЭО проводится в отношении всех видов деятельности, которые могут оказать значительное влияние на окружающую среду, с учетом их характера, масштаба и местоположения.

Российские процедуры  проведения ОВОС и Государственной  экологической экспертизы (ГЭЭ) основываются на принципе презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а это означает, что любая намечаемая деятельность является объектом ЭО. Российское законодательство не дает четких указаний и критериев относительно необходимой степени детализации ОВОС, хотя на практике в отношении видов деятельности, которые вряд ли могут причинить серьезный ущерб окружающей среде, может применяться упрощенная процедура проведения ОВОС. В отличие от российского законодательства, ЕБРР указывает перечень видов деятельности, требующих проведения АЭВ. Эти виды деятельности делятся на категории А, В и С в зависимости от значимости их последствий для окружающей среды. Степень детализации АЭВ, требуемого для каждой категории, четко определена в экологических правилах Банка.

Между процедурами определения  объема ЭО, предусмотренными российским законодательством, и правилами ЕБРР и ЕС, не наблюдается существенных различий. Все они предусматривают осуществление следующих обязательных мероприятий:

• подготовка исходной информации о намечаемой деятельности, включая  местоположение и описание проекта, с определением воздействия на состояние ОПС, которое может оказать намечаемая деятельность;

• изучение ранее собранных  данных;

• определение пробелов в исходных данных;

• информирование общественности о намечаемой деятельности;

• подготовка к общественным слушаниям;

• проведение общественных слушаний;

• подготовка отчета о результатах  общественных слушаний;

• разработка технического задания на выполнение экологической  оценки.

Раздел ОВОС (в российском варианте) и отчет по АЭВ должны готовиться в соответствии с Техническим заданием, подготовленным на этапе определения объема АЭВ. Типовое содержание и формат раздела по ОВОС и Отчета по АЭВ несколько различаются, но эти различия не имеют существенной роли, так как структура отчетов определяется индивидуально с учетом специфики каждого конкретного проекта для обеспечения оптимального подхода к анализу экологических вопросов.

В соответствии с российским законодательством, окончательное  решение в отношении намечаемой деятельности принимается при проведении ГЭЭ, которая следует за ОВОС; в соответствии с требованиями ЕБРР – окончательное решение о возможности реализации намечаемой деятельности является заключительным этапом процедуры проведения АЭВ.

 

6. Участники процесса  ОВОС.

Заказчик (инициатор деятельности) - это юридическое или физическое лицо, ответственное за подготовку документации планируемой или иной деятельности. В роли инициатора могут  выступать предприятия, организации, объединения всех форм собственности, государственные органы, иные физические и юридические лица.

Согласно требованиям  нормативных документов, регламентирующих деятельность по разработке, согласованию и экспертизе проектной документации, отвечает за организацию оценки воздействия  на окружающую среду и представление  документации на государственную экспертизу (в том числе экологическую) заказчик (инициатор планируемой хозяйственной  и иной деятельности). Заказчик несет  расходы, связанные с проведением  ОВОС. Если ОВОС проводится в полном объеме, то эти затраты могут быть весьма значительными. Инициатор деятельности обязан выполнить прогноз воздействий  намечаемой деятельности на окружающую среду, подготовить отчет о результатах  проведения ОВОС, обеспечить участие  общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.

Специально уполномоченные органы. К специально уполномоченном органам относятся органы и организации, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу оценки воздействия  на окружающую среду или намечаемой деятельности в целом. Можно выделить три основные функции таких органов  в процессе ОВОС. Во-первых, это контроль за процессом ОВОС. Таким специально уполномоченным республиканским органом  государственного управления является Минприроды. В его задачи входит контроль соблюдения процедуры и проверка качества документации ОВОС. При этом основным предметом такой проверки является достаточность информации для принятия решений, ее достоверность и адекватность представления.

Во-вторых, принятие решения  по итогам ОВОС, что является компетенцией государственных органов. В третьих, согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности, которое производится различными специализированными органами, уполномоченными согласовывать (выдавать разрешения, лицензии и т. п.) отдельные  аспекты намечаемой деятельности. Как  правило, эти органы используют материалы  ОВОС при принятии соответствующих  решений.

Отдельно следует упомянуть  внутренние системы ОВОС международных  финансовых организаций (например, Всемирного банка. Европейского банка реконструкции  и развития и т. п.), которые активно  используют экологические процедуры  для отбора инвестиционных проектов в развивающихся странах, странах  Центральной и Восточной Европы В таких системах функции специально уполномоченных органов в рамках установленной процедуры выполняют  подразделения этих организаций  Они контролируют соблюдение необходимых  условий инициатором деятельности, претендующим на получение финансирования определяют требования к объему материалов ОВОС, оценивают качество документации по ОВОС, а также делают заключение о целесообразности финансирования проекта.

Информация о работе История возникновения процедура ОВОС. Экологическая экспертиза