История возникновения процедура ОВОС. Экологическая экспертиза

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Концепция национальной безопасности России рассматривает переход к устойчивому развитию при сбалансированном решении социально-экономических задач и проблем, связанных с охраной окружающей природной среды (ОПС), как важнейшее условие обеспечения национальных интересов в области экономики. Стратегия охраны ОПС изложена в Экологической доктрине РФ. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплексный интерактивный процесс, направленный на выявление воздействий намечаемой к реализации хозяйственной или иной деятельности на здоровье людей и окружающую среду.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………..3
1. Зарубежный опыт проведения процедуры ОВОС……………………5
2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США……...5
3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС…..6
4. Процедура ОВОС……………………………………………………….9
5. Процедура ОВОС в России……………………………………...……12
6. Участники процесса ОВОС……………………………………….…..16
Заключение………………………………………………………...…..19
Список литературы……………………………………………..……..21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.87 Кб (Скачать)

Содержание.

 

     Введение. ………………………………………………………………..3

  1. Зарубежный опыт проведения процедуры ОВОС……………………5
  2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США……...5
  3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС…..6
  4. Процедура ОВОС……………………………………………………….9
  5. Процедура ОВОС в России……………………………………...……12
  6. Участники процесса ОВОС……………………………………….…..16

Заключение………………………………………………………...…..19

Список литературы……………………………………………..……..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Концепция национальной безопасности России рассматривает переход к  устойчивому развитию при сбалансированном решении социально-экономических задач и проблем, связанных с охраной окружающей природной среды (ОПС), как важнейшее условие обеспечения национальных интересов в области экономики. Стратегия охраны ОПС изложена в Экологической доктрине РФ. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплексный интерактивный процесс, направленный на выявление воздействий намечаемой к реализации хозяйственной или иной деятельности на здоровье людей и окружающую среду. В настоящее время методология и практика ОВОС нефтегазового комплекса в отношении морских арктических экосистем в России как задачи прикладной экологии только начинают разрабатываться. В современном понимании ОВОС - это прежде всего систематический процесс, охватывающий как планирование (проектирование), так и осуществление (реализацию) намечаемой деятельности. Он включает (не в порядке проведения) следующие основные составляющие:

  • анализ (прогноз) потенциальных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и оценку их значимости на всех этапах ее планирования и реализации;
  • консультации с заинтересованными в экологических, социальных, экономических и иных аспектах планируемой деятельности сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;
  • документальное оформление процедуры проведения оценки, всех согласований (обсуждений, консультаций) и результатов оценки воздействия;
  • использование результатов оценки воздействий в процессе принятия решений, относящихся к намечаемой деятельности.

Эффективная система ОВОС базируется на следующих основополагающих принципах:

  • демократичность - обеспечение участия и доступа к процессу ОВОС для всех заинтересованных сторон;
  • прозрачность - все решения по ОВОС и основания для их принятия должны быть открыты и доступны для участников процесса;
  • определенность - процедура и временные рамки оценки должны предварительно согласовываться и соблюдаться всеми участниками;
  • подотчетность - лица, принимающие решение, подотчетны всем заинтересованным сторонам за свои действия и решения, принимаемые в процессе оценки;
  • надежность - оценка выполняется профессионально и объективно;
  • целесообразность (рентабельность) - процесс ОВОС и его результаты обеспечивают защиту окружающей среды с наименьшими затратами для общества;
  • гибкость - возможность адаптации процесса ОВОС с учетом специфики объекта, для оценки воздействия которого она используется;
  • практическая применимость - информация и результаты, полученные в процессе оценки, должны быть использованы при планировании и принятии решений.

 Для Западной Арктики,  рассматриваемой сегодня в качестве стратегического источника природных ресурсов России, актуальность прикладных исследований для обеспечения реализации основных принципов устойчивого развития, в том числе обоснования ОВОС любой хозяйственной деятельности, особенно высока и обусловлена следующими причинами:

• географическое положение  Европейского Севера на стыке биогеографических  границ

(Атлантики и Арктики)  и политических (стран Западной  Европы и России);

• обширность арктического шельфа и его полиресурсная функциональность;

• трансграничность некоторых  месторождений природных ресурсов и источников поллютантов;

• начавшееся освоение и  высокая перспективность месторождений  минеральных ресурсов

Баренцева и Карского морей;

• высокая уязвимость, чувствительность арктических экосистем к антропогенным  воздействиям, низкая степень самовосстановления.

Таким образом, вышеперечисленное  обусловливает высокую репрезентативность Баренц- региона для решения задач по разработке методологии оценки воздействия нефтегазового комплекса на морские арктические экосистемы.

 

    1. Зарубежный опыт проведения процедуры ОВОС.

Промышленно развитые страны, столкнувшиеся с проблемой ухудшения  состояния ОПС, были вынуждены начать разработку методики и системы экспертиз. Экологическая экспертиза начала проводиться с 1965 г. в Японии, 1970 г. − в США, 1973 г. − в Канаде, 1976 г. − во Франции и Испании, 1977 г. − в Нидерландах, 1979 г. − в Китае и т.д. В СССР экспертные комиссии при Госкомприроды были созданы лишь в 1988 г.

Процедура ОВОС предшествовала появлению экологической экспертизы в зарубежных странах, и, по существу, явилась ее прообразом. ОВОС впервые была проведена в Югославии (1969), более 20 лет назад в − США, 1991 г. − в России. В настоящее время во многих странах ОВОС закреплена законодательно.

 

2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США.

Принятие Конгрессом США (1969) и подписание Президентом США  Р. Никсоном (1970) законодательного акта "О национальной политике в области окружающей среды" положило начало проведению процедуры ОВОС. Акт был принят с целью координации деятельности федеральных ведомств США и использования систематического, междисциплинарного подхода при принятии решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности. Согласно статье 1502.2 NEPA "Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) должно являться средством оценки воздействия на окружающую среду в результате планируемого действия, а не оправданием уже принятого

Решения". В соответствии с требованиями NEPA, до принятия решения  о реализации проекта инициатор хозяйственной деятельности обязан подать ЗВОС в органы федерального правительства. Методология ОВОС NEPA в США основана на использовании систематического, междисциплинарного подхода при принятии решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности, обеспечивающего интеграцию естественных и общественных наук.

Таким образом, в США был  выработан реальный механизм предотвращения негативных воздействий на ОПС, а также обусловливаемых ими проявлений социальной напряженности. Опыт использования процедуры ОВОС в США повлек благоприятные последствия для защиты окружающей среды, сократив негативные воздействий от реализации недостаточно продуманных и обоснованных решений в хозяйственной деятельности. В целом необходимо отметить исключительно важную роль применения процедуры ОВОС в США, так как четкая и простая методология ее проведения заслужила признание и быстро распространилась почти во всех развитых странах.

 

3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС.

В настоящее время в  странах ЕС накоплен богатый опыт в области экологической оценки проектов реализации намечаемой деятельности. Согласно требованиям к проведению современной процедуры EIA в странах ЕС, разработчики обязаны решить следующие вопросы при подготовке материалов ОВОС:

• Какие стратегические эколого-экономические решения, принятые до подготовки материалов

ОВОС, должны быть учтены?

• Что можно сказать  относительно последующих стадий?

• Каким образом можно  достигнуть лучшей интеграции EIA в процесс  планирования и принятия решения?

• Каково влияние прочих воздействий (экономических, социальных и пространственных)?

Планирование проектов развития – длительный, сложный, многосторонний процесс. Процедура EIA предусматривает обоснование технических решений и получение ряда согласований предпроектной и проектной документации для реализации намечаемой хозяйственной деятельности, а именно:

1) принятие решений относительно  целей проекта (до начала проведения  процедуры ОВОС);

2) рассмотрение альтернатив  при подготовке ЗВОС, их сравнение,  обоснование выбора (следующая стадия планирования). Уровень информации в ЗВОС – региональный, так как вопросы оформления земельного участка и планов строительства разрабатываются более подробно на следующей стадии проекта, для которой проводится ОВОС, а также в ходе его реализации;

3) анализ технических  решений, которые могут иметь  серьезные последствия для окружающей среды (при подготовке ОВОС). При этом диапазон альтернатив становится более узким, более детально изучается информация о возможных воздействиях на ОПС. Выбор местоположения намечаемого к строительству объекта определяет главные последствия для ОПС, так как способ использования и свойства застраиваемой территории будут изменены, а устранение произошедших в результате реализации проекта негативных последствий для ОПС затруднительно;

4) рассмотрение изменений  среды обитания, вызванных строительством, физическим присутствием и эксплуатацией объекта, таких как шум, снижение качества воздуха, загрязнение почвы и водных объектов (выпуски сточных вод), угнетение флоры и фауны (фактор беспокойства), а также социальные проблемы (снижение рекреационных свойств среды, уменьшение числа рабочих мест и т.д.). Впоследствии возможна только компенсация или смягчение таких воздействий.

Процедура проведения ОВОС в странах ЕС предусматривает  следующие основные этапы:

• определение необходимости  проведения процедуры ОВОС заявленной деятельности

(предварительное изучение);

• составление инвестором заявления о намерениях, в случае, если требуется проведение ОВОС;

• общественное обсуждение, советы, консультации;

• заключение природоохранных  органов;

• определение предпочтительного  альтернативного решения эколого-экономических  проблем;

• разработка проекта, подготовка заключения;

• общественное обсуждение проекта;

• заключительное решение  администрации;

• принятие решения о  землеотводе, получение согласований и разрешительной документации;

• сопровождение процедуры  ОВОС (контроль и оценка).

Характерной особенностью процедуры  ОВОС в странах ЕС является то, что  она проводится в основном для проектов национального уровня. Для проектов регионального и местного уровней процедура ОВОС не требуется, а предусматривается проведение процедуры скрининга (пилотного обследования) по следующим критериям: характеристика деятельности; местоположение объекта; наличие чувствительных объектов природы и уязвимых мест объекта; отношения с другими объектами (совокупные воздействия) и характеристики отрицательных воздействий.

 

4. Процедура ОВОС.

Так как любое решение  о развитии производительных сил  обязательно проходит стадии прогнозирования, планирования, проектирования, то процедура  ОВОС, как правило, тесно связана  с действующей в стране системой прогнозирования и циклом инвестиционного  проектирования, что и обеспечивает реализацию на практике такого принципа ОВОС, как превентивность.

Отличительной особенностью ОВОС является то, что на каждом этапе  в процессе разработки и принятия решений, касающихся объекта проектирования, участвуют не только специально уполномоченные органы, но и все заинтересованные стороны.

Процедура ОВОС включает ряд  последовательных этапов: анализ необходимости  проведения ОВОС, предварительный анализ осуществляется для принятия решения  о целесообразности проведения дальнейшего  исследования в рамках процесса ОВОС.

Применение ОВОС для всех проектов нецелесообразно. В разных странах используют различные методы отбора или оценки проектов, чтобы  решить, какие из них будут существенно  влиять на окружающую среду, а какие - нет. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) установлен перечень объектов и видов  деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Для других объектов целесообразность проведения оценки воздействия определяется местными территориальными органами Минприроды. Для видов и объектов хозяйственной  и иной деятельности, не включенных в перечень, для которых не проводится оценка воздействия, заказчик ( или  по его поручению разработчик в составе проектной документации разрабатывает раздел «Охрана окружающей среды», на основании которого им делается вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.

Информация о работе История возникновения процедура ОВОС. Экологическая экспертиза