Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:08, реферат
Концепция национальной безопасности России рассматривает переход к устойчивому развитию при сбалансированном решении социально-экономических задач и проблем, связанных с охраной окружающей природной среды (ОПС), как важнейшее условие обеспечения национальных интересов в области экономики. Стратегия охраны ОПС изложена в Экологической доктрине РФ. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплексный интерактивный процесс, направленный на выявление воздействий намечаемой к реализации хозяйственной или иной деятельности на здоровье людей и окружающую среду.
Введение. ………………………………………………………………..3
1. Зарубежный опыт проведения процедуры ОВОС……………………5
2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США……...5
3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС…..6
4. Процедура ОВОС……………………………………………………….9
5. Процедура ОВОС в России……………………………………...……12
6. Участники процесса ОВОС……………………………………….…..16
Заключение………………………………………………………...…..19
Список литературы……………………………………………..……..21
Содержание.
Введение. ………………………………………………………………..3
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Концепция национальной безопасности России рассматривает переход к устойчивому развитию при сбалансированном решении социально-экономических задач и проблем, связанных с охраной окружающей природной среды (ОПС), как важнейшее условие обеспечения национальных интересов в области экономики. Стратегия охраны ОПС изложена в Экологической доктрине РФ. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплексный интерактивный процесс, направленный на выявление воздействий намечаемой к реализации хозяйственной или иной деятельности на здоровье людей и окружающую среду. В настоящее время методология и практика ОВОС нефтегазового комплекса в отношении морских арктических экосистем в России как задачи прикладной экологии только начинают разрабатываться. В современном понимании ОВОС - это прежде всего систематический процесс, охватывающий как планирование (проектирование), так и осуществление (реализацию) намечаемой деятельности. Он включает (не в порядке проведения) следующие основные составляющие:
Эффективная система ОВОС базируется на следующих основополагающих принципах:
Для Западной Арктики,
рассматриваемой сегодня в
• географическое положение Европейского Севера на стыке биогеографических границ
(Атлантики и Арктики) и политических (стран Западной Европы и России);
• обширность арктического
шельфа и его полиресурсная
• трансграничность некоторых
месторождений природных
• начавшееся освоение и
высокая перспективность
Баренцева и Карского морей;
• высокая уязвимость, чувствительность
арктических экосистем к
Таким образом, вышеперечисленное
обусловливает высокую
Промышленно развитые страны,
столкнувшиеся с проблемой
Процедура ОВОС предшествовала
появлению экологической
2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США.
Принятие Конгрессом США (1969) и подписание Президентом США Р. Никсоном (1970) законодательного акта "О национальной политике в области окружающей среды" положило начало проведению процедуры ОВОС. Акт был принят с целью координации деятельности федеральных ведомств США и использования систематического, междисциплинарного подхода при принятии решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности. Согласно статье 1502.2 NEPA "Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС) должно являться средством оценки воздействия на окружающую среду в результате планируемого действия, а не оправданием уже принятого
Решения". В соответствии с требованиями NEPA, до принятия решения о реализации проекта инициатор хозяйственной деятельности обязан подать ЗВОС в органы федерального правительства. Методология ОВОС NEPA в США основана на использовании систематического, междисциплинарного подхода при принятии решений о реализации намечаемой хозяйственной деятельности, обеспечивающего интеграцию естественных и общественных наук.
Таким образом, в США был выработан реальный механизм предотвращения негативных воздействий на ОПС, а также обусловливаемых ими проявлений социальной напряженности. Опыт использования процедуры ОВОС в США повлек благоприятные последствия для защиты окружающей среды, сократив негативные воздействий от реализации недостаточно продуманных и обоснованных решений в хозяйственной деятельности. В целом необходимо отметить исключительно важную роль применения процедуры ОВОС в США, так как четкая и простая методология ее проведения заслужила признание и быстро распространилась почти во всех развитых странах.
3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС.
В настоящее время в странах ЕС накоплен богатый опыт в области экологической оценки проектов реализации намечаемой деятельности. Согласно требованиям к проведению современной процедуры EIA в странах ЕС, разработчики обязаны решить следующие вопросы при подготовке материалов ОВОС:
• Какие стратегические эколого-экономические решения, принятые до подготовки материалов
ОВОС, должны быть учтены?
• Что можно сказать относительно последующих стадий?
• Каким образом можно достигнуть лучшей интеграции EIA в процесс планирования и принятия решения?
• Каково влияние прочих воздействий (экономических, социальных и пространственных)?
Планирование проектов развития – длительный, сложный, многосторонний процесс. Процедура EIA предусматривает обоснование технических решений и получение ряда согласований предпроектной и проектной документации для реализации намечаемой хозяйственной деятельности, а именно:
1) принятие решений относительно
целей проекта (до начала
2) рассмотрение альтернатив при подготовке ЗВОС, их сравнение, обоснование выбора (следующая стадия планирования). Уровень информации в ЗВОС – региональный, так как вопросы оформления земельного участка и планов строительства разрабатываются более подробно на следующей стадии проекта, для которой проводится ОВОС, а также в ходе его реализации;
3) анализ технических
решений, которые могут иметь
серьезные последствия для
4) рассмотрение изменений среды обитания, вызванных строительством, физическим присутствием и эксплуатацией объекта, таких как шум, снижение качества воздуха, загрязнение почвы и водных объектов (выпуски сточных вод), угнетение флоры и фауны (фактор беспокойства), а также социальные проблемы (снижение рекреационных свойств среды, уменьшение числа рабочих мест и т.д.). Впоследствии возможна только компенсация или смягчение таких воздействий.
Процедура проведения ОВОС в странах ЕС предусматривает следующие основные этапы:
• определение необходимости проведения процедуры ОВОС заявленной деятельности
(предварительное изучение);
• составление инвестором заявления о намерениях, в случае, если требуется проведение ОВОС;
• общественное обсуждение, советы, консультации;
• заключение природоохранных органов;
• определение предпочтительного
альтернативного решения
• разработка проекта, подготовка заключения;
• общественное обсуждение проекта;
• заключительное решение администрации;
• принятие решения о землеотводе, получение согласований и разрешительной документации;
• сопровождение процедуры ОВОС (контроль и оценка).
Характерной особенностью процедуры ОВОС в странах ЕС является то, что она проводится в основном для проектов национального уровня. Для проектов регионального и местного уровней процедура ОВОС не требуется, а предусматривается проведение процедуры скрининга (пилотного обследования) по следующим критериям: характеристика деятельности; местоположение объекта; наличие чувствительных объектов природы и уязвимых мест объекта; отношения с другими объектами (совокупные воздействия) и характеристики отрицательных воздействий.
4. Процедура ОВОС.
Так как любое решение о развитии производительных сил обязательно проходит стадии прогнозирования, планирования, проектирования, то процедура ОВОС, как правило, тесно связана с действующей в стране системой прогнозирования и циклом инвестиционного проектирования, что и обеспечивает реализацию на практике такого принципа ОВОС, как превентивность.
Отличительной особенностью ОВОС является то, что на каждом этапе в процессе разработки и принятия решений, касающихся объекта проектирования, участвуют не только специально уполномоченные органы, но и все заинтересованные стороны.
Процедура ОВОС включает ряд последовательных этапов: анализ необходимости проведения ОВОС, предварительный анализ осуществляется для принятия решения о целесообразности проведения дальнейшего исследования в рамках процесса ОВОС.
Применение ОВОС для всех
проектов нецелесообразно. В разных
странах используют различные методы
отбора или оценки проектов, чтобы
решить, какие из них будут существенно
влиять на окружающую среду, а какие
- нет. Министерством природных
Информация о работе История возникновения процедура ОВОС. Экологическая экспертиза