Характеристика законодательной базы в области товароведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг. Таким образом, товар выступает как один из основных объектов
коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией. Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения.

Содержание

Введение. 3
Классификация и характеристика субъектов экспертизы. Права и обязанности экспертов 5
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. 8
1.Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества: 8
2. Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции 8
2.2 Подход к системам менеджмента качества 8
О качестве и безопасности пищевых продуктов 10
О техническом регулировании. 13
Об информации, информатизации и защите информации. 14
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 14
О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ 17

Работа содержит 1 файл

Семестровая работа.docx

— 44.82 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский  Государственный университет

Факультет “Коммерции”

Кафедра “Товароведение и экспертиза потребительских  товаров” 
 
 
 
 

Семестровая работа

По  дисциплине   Введение в специальность

На тему:  Характеристика законодательной базы в области товароведения 
 
 
 
 

Выполнила:

студент группы КОМ-130 Полянная Д.И

Проверил:

Доцент  кафедры “ТиЭПТ”

Черкасова Э.И 
 

Челябинск 2010г.

Оглавление

Введение. 3

Классификация и характеристика субъектов экспертизы. Права и обязанности  экспертов 5

ГОСТ  Р ИСО 9000-2001. Системы  менеджмента качества. 8

1.Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества: 8

2. Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции 8

    2.2 Подход к системам менеджмента качества 8

О качестве и безопасности пищевых продуктов 10

О техническом регулировании. 13

Об  информации, информатизации и защите информации. 14

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 14

О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ  МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ТОВАРОВ 17 

  

Введение.

Объектом  дисциплины  «Товароведение»  традиционно  являются  лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может  расшириться  и будет разработано товароведение  услуг. Таким  образом,  товар  выступает  как  один  из  основных  объектов

коммерческой  деятельности. К другим объектам можно  отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.  Товар  —  сложное  понятие  и  не  менее  сложный  материальный объект,  обладающий  определенными  потребительскими  свойствами. Поэтому  он составляет объект особой науки  и учебной дисциплины — товароведения.     Существует     множество     определений     термина «товароведение». Одно из первых определений товароведения  дано И. Вавиловым в «Справочном   коммерческом   словаре»:   «Товароведение   —   наука, научающая  иметь  точные  и  полные  сведения  о  товарах,  их  сортах, местах  происхождения  и  сбыта,  средствах  к  покупке  и  продаже, способах перевозки и хранения» . В  настольном  энциклопедическом  словаре,  изданном  в  1896  г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая  целью  «точнее  распознать  употребление  в  технике  сырых продуктов,    определить    их    происхождение    и    указать    наилучшее  употребление». Одним    из    наиболее    точных,    по    нашему    мнению,    является определение   предмета   товароведения   К.   Маркса:   «Потребительные  стоимости    товаров    составляют    предмет    особой    дисциплины    — товароведения» 1 . Это определение  легло в основу многих последующих  определений термина. В   коммюнике     Международной     теоретической     конференции преподавателей  высшей  школы  по  вопросам  общего  товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее  определение: «Товароведение       представляет       собой       естественно-научную дисциплину,  предметом  которой  является  потребительная  стоимость товаров». Представляет интерес и высказывание К. Паустовского:  «Есть наука  со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно  читать как увлекательную повесть  о жиз- неведении».

Однако   каждое   из   приведенных   выше   научных   определений товароведения,  несомненно  обладая  рядом  достоинств,  не  отражает одной   из   важнейших   его   сторон,   которую   образно   отметил   К. Паустовский: товароведение —  наука о жизневедении.

Следует   отметить,   что   в   разных   нормативных   документах   ус-танавливаются  неоднозначные  определения  одного  и  того  же  термина. Так,   в   Федеральном   законе   «О   техническом   регулировании»   дано следующее   определение:   «Продукция   —   результат   деятельности   в материально-вещественной  форме  и  предназначенный  для  дальнейшего использования   в   хозяйственной   или   иных   целях».   Следовательно, согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гар-монизировано  с  ГОСТ  Р  ИСО  9000-2001,  в  котором   «продукция» определяется  как  «результат  процесса»  (п.  2.4.2).  При  этом  выделяется материальная  (сырье,  перерабатываемые  материалы,  оборудование  и  т. п.)  и  нематериальная  продукция  (услуги,  программное  обеспечение, информация).  Таким  образом,  обобщая  вышеуказанные  определения термина   «продукция»,   можно предложить   следующее   идентичное понятие: Продукция    —    материальный    или    нематериальный    результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно,   продукции   присущи   две   основные   особенности: во-первых,   она   должна   быть   произведена,   а   во-вторых,   должна удовлетворять  чьи-то  потребности  (должна  быть  кому-  то  нужна).  При этом  деятельность  по  изготовлению  продукции  следует  понимать  в широком   смысле.   Это   не  только   человеческая   деятельность,   но   и жизнедеятельность биологических объектов. Такое  понимание  позволяет  отнести  к  продукции  не  только  хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье   и   комплектующие   изделия,   но   и   продукцию   природного происхождения,    которая    является    результатом    жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так,  к  продукции  относятся  дикорастущие  плоды,  овощи,  грибы,  мясо диких животных, речная и океаническая рыба. Продукция   становится   товаром,   когда   она   является   объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные  для  целей  личного  потребления,  —  продукция,  а  не  товар,  и только на рынке они превращаются в товар. В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, аналогичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины   и   определения»   в   термине   «товар»   отражается   только правовая  функция  товара:  «Товар  —  любая  вещь,  не  ограниченная  в обороте,  свободно  отчуждаемая  и  переходящая  от  одного  лица  к другому   по   договору   купли-продажи»   (п.   64).   Это   определение дублирует  ст.  129  Гражданского  кодекса  РФ.  Однако  в  юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь».  Поэтому,  по  нашему мнению,  правильнее  было  бы дать   определение   товара   через   термин   «продукция».  В   таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности  (технологической,  биологической,  человеческой  и  т.  п.) по формированию его потребительских свойств.

 

Классификация и характеристика субъектов экспертизы. Права и обязанности  экспертов

В качестве субъектов  товарной экспертизы могут выступать  физические и юридические лица. Их классифицируют по юридическому статусу, а также по специализации.

Физические лица, прежде чем стать экспертами, должны пройти статус кандидата в эксперты. Юридический статус эксперта приобретают  кандидаты, отвечающие определенным требованиям, прошедшие аттестацию (сертификацию) в соответствующей системе или  экспертных организациях. После аттестации (сертификации) эксперты получают документ (аттестат или сертификат), подтверждающий их компетентность.

В отдельных  случаях эксперты подбираются из числа высококвалифицированных  специалистов в определенной области  науки, техники, технологии, торговли или  общественного питания, назначаются  приказом по организации и включаются при необходимости в состав постоянных или временных экспертных групп  или дегустационных советов (комиссий). Они составляют категорию независимых  экспертов, основное место работы которых  находится вне экспертных организаций (например, учебные заведения, научно-исследовательские  институты и др.). Независимые  эксперты зачастую не проходят статуса  кандидата в эксперты.

Эксперты могут  входить в состав персонала соответствующих  экспертных организаций или органов (центров) по сертификации, сертификационных испытательных лабораторий.

Требования  к экспертам. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость; компетентность; опыт работы; личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие зависимости от изготовителей, продавцов и потребителей продукции, а также организаций, в которых проводится экспертиза. Условия работы эксперта должны исключать возможности коммерческого, финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Компетентность  эксперта обеспечивается наличием профессионального образования в определенной области, соответствующей его экспертной деятельности, а также специальными знаниями.

В указанных  системах эксперты должны иметь высшее образование, причем в Системе сертификации ГОСТ Р определены направления образования: техническое или экономическое. В Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" в  исключительных случаях допускаются  к экспертизе аттестованные эксперты, не имеющие высшего образования, но обладающие достаточным опытом работы по экспертизе товаров.

Кроме того, эксперты должны пройти специальную подготовку по системам и порядкам сертификации при аттестации в Системе ГОСТ Р или по программам обучения экспертов, принятым в Системе "ТПП ЭКСПЕРТ". При этом эксперты должны обладать следующими специальными знаниями: экспертизы товаров, сырья и оборудования; проведения лабораторных исследований образцов (проб) товаров, включая физико-химические и микробиологические; нормативных  документов, устанавливающих обязательные требования к продукции, а также  требования к методам и объемам  испытаний.

Эксперты, осуществляющие товарную экспертизу, по специализации  подразделяются на: товароведов, технологов, стандартизаторов, а также дегустаторов. Специализация определяется профессиональным образованием, а также стажем работы в области специализации не менее 10 лет (для лиц, имеющих ученую степень, - не менее 4 лет).

Компетентность  экспертов поддерживается путем  систематического участия в экспертизах  товаров, самостоятельного обучения с  помощью учебной, научной и справочной литературы в области средств, методов и организации экспертизы, а также повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования.

Опыт  работы - одна из важных характеристик эксперта при аттестации. Кандидат в эксперты должен иметь не менее 4 лет стажа практической работы в отрасли, соответствующей заявленной области аттестации. В Системе "ТПП ЭКСПЕРТ" особо устанавливается также 2-годичный стаж работы в области экспертизы, обеспечения и управления качеством, а в Системе сертификации ГОСТ Р - в области сертификации продукции.

До аттестации кандидат в эксперты должен приобрести опыт проведения экспертиз, который  определяется участием не менее чем  в четырех полных экспертных проверках.

Личные  качества эксперта: объективность, ответственность, непредвзятость (непредубежденность) и принципиальность. Эти качества необходимо иметь эксперту для соблюдения принципов, положенных в основу экспертизы, а также для выполнения возложенных на него задач.

Объективность эксперта основывается на его независимости  и компетентности, что позволяет  проводить беспристрастную оценку товаров, используя необходимую  и достаточную информацию о них. Объективность тесно связана  с непредвзятостью оценок товаров  и документов, а также других объектов экспертизы. Эксперт должен уметь  основывать экспертную оценку на фактических, неоспоримо доказанных или предполагаемых сведениях о товаре, противостоять  давлению, оказываемому заинтересованными  лицами.

Ответственность эксперта должна основываться на соблюдении действующего законодательства, а также  требований нормативных документов системы, в которой аттестован эксперт, использовании принятых средств  и методов проведения экспертизы.

Принципиальность  эксперта заключается в последовательном проведении и соблюдении на практике принципов экспертизы, а также  правил и норм, принятых в системе.

Субъекты экспертизы - физические лица подразделяются, как  уже указывалось, на три категории: кандидат в эксперты, эксперт и  главный эксперт, для которых  характерны свои особенности. Кандидат в эксперты не аттестован в системе, поэтому он может участвовать  в товарных экспертизах лишь совместно  с экспертами.

Эксперт имеет право:

знакомиться с  необходимыми нормативными и техническими документами, отсутствие которых препятствует составлению объективного и обоснованного  заключения, а также проводить  анализ этих документов;

осматривать товарные партии, измерять их количественные характеристики;

проводить отбор  выборок, точечных и объединенных проб, средних образцов из товарных партий;

направлять отобранные образцы на анализ (испытания) в испытательную  лабораторию, аттестованную для  проведения экспертной оценки;

идентифицировать  товар по ассортиментной принадлежности, указанной на маркировке и/или в  товарно-сопроводительных документах;

проводить экспертную оценку органолептическими, доступными измерительными методами, а также  другими методами оценки, исходя из целей товарной экспертизы;

определять градации качества товаров - объектов товарной экспертизы;

проводить оценку состояния предприятия (организации);

при необходимости  проверять соблюдение установленных  требований к технологическим процессам  производства, условиям и срокам хранения, транспортирования, подготовки товаров  к продаже, реализации;

опрашивать обслуживающий  персонал торговых организаций, а также  потребителей о соблюдении ими установленных  правил хранения, торговли и эксплуатации (или использования);

проводить анализ результатов испытаний;

выдавать заключения о качественном состоянии товаров, а при необходимости и консультации о их дальнейшем использовании (переработке  или уничтожении);

Информация о работе Характеристика законодательной базы в области товароведения