Государственное управление в сфере экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственного управления в сфере экологии.

Задачами контрольной работы является изучение государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, целей, задач и методов государственного управления природопользованием, система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды

Предметом рассмотрения контрольной работы является государственное управление природопользованием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3
1.Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды.....5
2.Цели, задачи и методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………..…………….……..…7
3.Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды…………...……………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………………………………14

Список литературы……………………………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Экология 1.docx

— 43.86 Кб (Скачать)

-  совместно    с    территориальными    органами   управления    выдача разрешений на захоронение и складирование промышленных и бытовых отходов,    на    выбросы    вредных    веществ    в    окружающую    среду, водопользование и потребление атмосферного воздуха, предоставление недр в пользование  для  проведения  геологоразведочных  работ,  утверждение расчетной лесосеки и осуществление контроля за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;

-  руководство заповедниками и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства,  а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги;

-  распространение знаний о природе среди широких слоев населения, воспитание граждан в духе бережного отношения и любви к природе;

- планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.

Основные  направления развития управления природопользованием

В настоящее  время управление природопользованием  должно быть направлено на:

-  снижение загрязнения окружающей среды;

-  сокращение потребления природных ресурсов;

-  не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;

-  формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;

-  эффективное использование первичного природного сырья;

-  создание экономических условий для предпринимателей;

-  международное сотрудничество.

В управлении природопользованием используют различные  методы воздействия на коллективы предприятий  и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них  наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические  и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

Административно-правовые методы управления заключаются в  разработке и издании правовых и  административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере  природопользования, права и обязанности  руководящих работников, должностных  лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству  природных ресурсов и обеспечению  равновесия в природной среде.3 Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Особое  место в системе рационального  природопользования занимают организационные  методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию на-рушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

Социально-психологические  методы управления представляют собой  систему средств социального  и психологического воздействия  на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население  данного района с целью обеспечения  благоприятных погодных условий  проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности  жизни людей и способности  их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов  призвана:

-  обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;

-  охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

При использовании  экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Конечные  результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных  мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного  законодательства.

Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком  использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают  модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие  ситуации, анализировать влияние  различных проектов и решений  на состояние природной среды, вносить  коррективы и предложения по предупреждению последствий.

Предприятия вносят плату за природные ресурсы  согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату  за право пользования, за воспроизводство  и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и  т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи  взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.

Средства, взимаемые с предприятий и  организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование  природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.

Органической  частью системы государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий.

Надзор  и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно действующему законодательству в РФ ведутся кадастры природных ресурсов - земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.

 

  1. Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды

Статьи 5 - 10 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (с изменениями на 22 августа 2004 года) закрепляют компетенцию законодательной и исполнительной властей Российской Федерации, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, компетенцию субъектов России, а также органов местного самоуправления.4 Для понимания экологической компетенции государственных органов и органов самоуправления первостепенное значение имеют конституционные нормы. Согласно ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 36 Конституции граждане и их объединения вправе иметь в частной  собственности землю.5 Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии со ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

-  вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

-  разграничение государственной собственности;

- природопользование;

-  охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

- особо охраняемые природные территории;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Указ  Президента России о федеральных  природных ресурсах разграничивает государственную собственность  на природные ресурсы, определяет в  составе земель, вод, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. Это в конечном счете является определяющим в разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов, рассматриваемой в ст. 5 - 9 комментируемого Закона. К федеральным ресурсам, в частности, относятся виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров, водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты; иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов Федерации.6 В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об охране окружающей среды, о природопользовании, экологические, земельные, лесные и иные кодексы, что отчасти объясняется недостаточным учетом в федеральном законодательстве реалий сегодняшнего дня.

Охрана окружающей среды, отнесенная к совместной компетенции России и ее субъектов, нуждается прежде всего в федеральном регулировании (основанном на взаимодействии Федерации и ее субъектов), реализуемом с помощью комментируемого Закона: законодательные акты субъектов Федерации целесообразны и законны при неурегулированности экологических вопросов Российской Федерацией, при необходимости конкретизации, детализации предписаний федеральных законов или по вопросам самостоятельной компетенции субъектов Российской Федерации.

По Закону Российской Федерации о Совете Министров - Правительстве Российской Федерации  к его полномочиям относится  координация работы органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и  реализации крупных экологических  программ межреспубликанского (федерального) и международного значения.

Правительство Российской Федерации утвердило  ряд положений о полномочиях  отраслевых органов управления в  области использования природных  ресурсов и охраны окружающей среды. Это положения о горном и промышленном надзоре России; о Комитете Российской Федерации по рыболовству; о Комитете по водному хозяйству; о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству; о Правительственной комиссии по окружающей среде и природопользованию и др.

Особо следует остановиться на Указе Президента Российской Федерации "О структуре  федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1177в  соответствии со статьей 112 Конституции, которым Президент РФ постановил: в целях формирования указанной  структуры образовать Министерство природных ресурсов Российской Федерации  и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр;

Экологическая компетенция местных образований  уточнена Федеральным законом об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации.7 К ведению муниципальных образований отнесены вопросы местного значения, в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (землей, водами, другими природными ресурсами), комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение муниципального образования, регулирование использования местных водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства местных подземных сооружений.

Таким образом, предусматривается компетенция  городов, районов, поселков, станиц, сельских округов в области охраны окружающей среды, которые:

- осуществляют  управление и контроль в области  использования и охраны вод,  лесов, недр, атмосферного воздуха,  растительного и животного мира, других природных ресурсов на  территории; обеспечивают проведение  мероприятий по охране окружающей  среды, соблюдение природоохранительного  законодательства, соблюдение правил  охоты, рыбной ловли, сбора  дикорастущих растений, плодов, ягод;

Информация о работе Государственное управление в сфере экологии