Государственное регулирование и управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Содержание

1. Цели и основные задачи государственного регулирования экономики.
2. Принципы и функции государственного регулирования экономики.
3. Формы и методы государственного управления. Понятие и классификация методов государственного управления.
4. Понятие и система хозяйственного правонарушения. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
5. Административная ответственность за правонарушения в области торговли и финансов: понятия и виды.

Работа содержит 1 файл

Бизнес право.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

         По  содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную.

  • Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления.
  • Правоприменительная управленческая деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

   Правоприменительная деятельность включает:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве);
  • уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;
  • принятие по делу решения, индивидуального акта;
  • исполнение акта применения нормы права.

         По  содержанию и свойствам  правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

  • Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.
  • Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

         По  целенаправленности (целям  использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

  • Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами.
  • Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние  и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

        По  способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.).

        Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

         Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

         Правоприменение может  осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и  других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

         Неправовые формы  управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению. 
 
 

         Методы государственного управления и их классификация

         Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

         Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления. Методам управления присущи следующие характерные черты:

  • они выражают связь субъекта управления с объектом управления, метод — это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;
  • методы — это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей;
  • методы управления являются подвижным и активным элементом в системе управления;
  • использование методов носит альтернативный характер;
  • в государственном управлении они являются инструментом политики государства, который используется государственным аппаратом для достижения политических целей.

Независимо  от содержания и направленности методы управления обладают:

  • определенной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило) поведения;
  • характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий);
  • способом воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный);
  • временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные);
  • тактическим и стратегическим характером.
 

         Сущность методов  управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

         Сложность и многогранность процессов управления обусловливают  существование множества методов управления. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

         Существуют два  универсальных способа воздействия  на сознание и волю людей: убеждение  и принуждение. Они составляют всеобщие методы социального, в том числе и государственного управления. Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

         Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления.

         Административные  методы характеризуются «властью — подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.

         Классификация административных методов управления.

         По  форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

         По  юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

         По  способу воздействия  на поведение объектов управления административные методы подразделяются на:

  • обязывающие к совершению определенных действий;
  • уполномочивающие совершать определенные действия;
  • поощряющие совершение социально полезных действий;
  • запрещающие совершение тех или иных действий.

         По  форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. В систему экономических методов входят прибыль, премия, кредит и др.

         Социально-психологические  методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:

  • методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение престижа профессий и др.);
  • методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);
  • методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

         К психологическим методам управления относятся:

  • методы комплектования малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников, методы гуманизации труда;
  • методы психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия;
  • методы профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности и др.

         Административные, экономические  и социально-психологические методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания  полномочными органами юридических  актов управления. Назначение на должность лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного на то органа. Поэтому недопустимо противопоставление административных, экономических и социально-психологических методов управления. 

4. Понятие и система хозяйственного правонарушения. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

         Ответственность в  хозяйственном праве - это комплексный  правовой институт, который имеет  свой особый предмет регулирования - хозяйственные правонарушения.

Информация о работе Государственное регулирование и управление экономикой