Государственное регулирование и управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Содержание

1. Цели и основные задачи государственного регулирования экономики.
2. Принципы и функции государственного регулирования экономики.
3. Формы и методы государственного управления. Понятие и классификация методов государственного управления.
4. Понятие и система хозяйственного правонарушения. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
5. Административная ответственность за правонарушения в области торговли и финансов: понятия и виды.

Работа содержит 1 файл

Бизнес право.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Вариант 2. Государственное регулирование  и управление экономикой.

  1. Цели и основные задачи государственного регулирования экономики.
  2. Принципы и функции государственного регулирования экономики.
  3. Формы и методы государственного управления. Понятие и классификация методов государственного управления.
  4. Понятие и система хозяйственного правонарушения. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
  5. Административная ответственность за правонарушения в области торговли и финансов: понятия и виды.
 

1. Цели и основные  задачи государственного  регулирования экономики.

         Государственное регулирование  — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:

    • Фискальную политику (бюджет, налоги)
    • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
    • Регулирование внешней торговли
    • Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

    • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
    • Денежно-кредитная (монетарная) политика - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

         В самой общей  форме можно сказать, что генеральной целью  государственного регулирования экономики всегда является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

         Но это определение нужно конкретизировать применительно ко взаимоотношениями государства и рынка. В этом плане можно выделить три главных момента.

  1. Создание правового поля для функционирования рыночной экономики. Государство — институт, устанавливающий правила поведения ("правила игры", как часто говорят) рыночных субъектов. Это подразумевает, в частности, разработку социально-экономических нормативов, параметров производства и обмена, которые определяются не только собственно экономикой, но и социальными, экологическими, гуманитарными ограничителями. Государство должно не только разрабатывать эти правила поведения, но и стоять на страже их выполнения субъектами рынка.
  2. Поддержание конкурентных начал в экономических процессах, ограничение (вплоть до устранения в случае необходимости) антиконкурентных сил (например, монополий). Эти ограничения должны проводиться независимо от форм собственности и характера самих монополий (частные или государственные, естественные или экономические).
  3. Решение основных задач макроэкономического развития, которые рынком не решаются или решаются недостаточно эффективно, частично, со сбоями. Речь идет о стимулировании НТП, о промышленной и структурной политике, об инвестиционной политике, об обеспечении стратегических прорывов в области науки, техники и технологии, решении социальных проблем и т.д. Другими словами, государство должно обеспечить сохранность рыночного механизма, эффективность его функционирования и его социальную направленность.

         Задачи  государственного регулирования  экономики — это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:

         • экономическая  свобода;

         • стабильный уровень  цен;

         • экономический  рост и экономическое развитие;

         • ориентация на достижение экономической эффективности;

         • полная и эффективная  занятость;

         • справедливое распределение доходов;

         • сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

          Часто задачи  государственного регулирования  объединяют в единое целое,  в виде, «многоугольника» целей.  Это — взаимосвязанный набор  важнейших целевых установок  социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:

         • экономический  рост;

         • высокий уровень  занятости;

         • стабильность цен  или устойчивость денег;

         • внешнеэкономическое  равновесие. 

2. Принципы и функции  государственного  регулирования экономики.

         Принципы  государственного регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

         социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность; Особое место среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое и неуклонное соблюдения законов и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение действующего законодательства тянет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее. Социально-политические принципы – это наиболее общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

  • организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;
  • организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

         Важное место среди  принципов государственного регулирования  экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства относительно реализации тех или других управленческих решений. Этот принцип обнаруживается при формировании государственно-управленческого влияния. В соответствии с ним последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

         Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить параллелизм в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и низших звеньев аппарата. 

         Реализация целей  и задач государственного управления осуществляется с помощью целой  системы функций, то есть взаимосвязанной совокупности стандартизированных действий субъекта управления, которые нормативно регулируются и контролируются уполномоченными государственными и социальными институтами.

         Функции государственного регулирования  экономики — это та роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система или ее элементы) для того, чтобы направить, организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления обнаруживается его сущность.

         Функции государственного регулирования экономических процессов  определяются с учетом тезиса о возрастании  значения этой деятельности с точки  зрения экономических и социальных последствий решений, которые принимаются.

         Первая функция государственного регулирования в этой сфере состоит в анализе и оценке экономических процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы. Эта функция осуществляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистики и непосредственного исследования экономических процессов на предприятиях, фирмах с учетом действия факторов рыночного и институционного регулирования. При этом используются первичные и производные показатели: валовый внутренний продукт, рентабельность, соотношение спроса и предложений, капитальные вложения и их структура, удельный вес убыточных предприятий, численность трудовых ресурсов, численность безработных и т. п.

         Ко второй функции  относится прогнозирование тенденций  развития экономических процессов, которое основывается на их анализе. Разработка прогноза ожидаемых изменений состояния экономики на этом уровне ведется в два этапа. На первом — рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционного регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений); на втором — с учетом возможных изменений. Каждый из прогнозов может сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий.

         Третья функция  — стратегическое планирование развития экономики. Ее целью является определение, обоснование и принятие решений  по избранию приоритетных направлений  положительного изменения динамики экономических процессов путем  осуществления мероприятий антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде. Приоритетное значение здесь принадлежит таким направлениям, как приватизация, конверсия предприятий, то есть переориентация на выпуск продукции, пользующейся спросом, развитие информационных, инновационных и других инфраструктур.

         Четвертая функция  состоит в организации процессов  экономического регулирования, то есть в разработке и усовершенствовании экономических механизмов. Экономические  механизмы выражают экономическую технологию, то есть последовательность операций влияний на процессы в экономике.

         Пятая функция —  это реализация проектных решений, основной формой которой является разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих. Процесс реализации этих решений с необходимым информационным, методическим, программным обеспечением после соответствующего утверждения вводится в действие. При этом анализируемая функция в порядке обратной связи служит основанием для контроля за процессом реализации решений и соответствующего корректирования первой функции — анализа и оценки экономики. 
 

3. Формы и методы  государственного  управления. Понятие  и классификация  методов государственного  управления.

         Задачи и функции  государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление.

         Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций  управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

         Многообразие задач  и функций государственного управления обусловливает существование различных  форм управленческой деятельности, которые  предусматриваются законами и иными  правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других — нет. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.

         Характерная черта  правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

         Правовые формы  государственного управления классифицируются по следующим основаниям. 

Информация о работе Государственное регулирование и управление экономикой