Государственная система контроля природопользования на предприятие Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов. Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного природопользования…………...5
1.1. Принципы государственного управления природопользованием…..…….7
1.2. Формы, методы и функции управления природопользованием…………. 8
1.3. Инструменты государственного управления природопользованием…...12
2. Анализ системы контроля природопользования …………………………..15
2.1.Проблемы природопользования на предприятиях Вологодской области……………………………………………………………………….......15
2.2. Итоги природопользования на предприятиях за 2012 год……...………..19
3. Предложения…………………………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………...………………………………29

Работа содержит 1 файл

titulnik.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

        Методы управления подразделяются:

  • Метод обязательных предписаний, который предполагает точное и неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких либо отступлений от него. Применяется в случаях, когда не требуется учета местных условий и особенностей при выполнении решения.
  • Метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей и применение этого решения сообразно с ними.
  • Метод санкционирования или метод ограничения, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом.
  • Метод разрешения или полного делегирования прав означает полное самоуправление управляемых органов, при котором они сами принимают управленческие решения, не нуждающиеся в чьем либо утверждении (например - решения Правительства Москвы, принимаемые в пределах его полномочий, установленных законом, не нуждаются в чьем либо утверждении и подлежат исполнению всеми организациями и гражданами на территории г. Москвы) [6].

        Формы и методы государственного управления природопользованием реализуются через функции (вид действий) управления, которыми наделены данные органы. Наиболее эффективной системой управления является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающихся устойчивостью и оптимальностью. Независимо от видов и компетенции органов управления каждый из них прямо или косвенно выполняет или участвует в выполнении следующих основных семи функций:

  1. Функция учета природных ресурсов (объектов окружающей природной Среды) и ведения государственных кадастров обусловлена потребностью научно обоснованного природопользования, которое невозможно без полной и достоверной информации о природных объектах. Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных функций управления природопользованием.
  2. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов вытекает из потребности рационального природопользования. С учетом комплексного характера самих природных объектов, нахождения их в целостной экосистеме, планирование должно отражать это свойство, а так же необратимые процессы размещения производственных сил, поэтому планирование рационального природопользования осуществляется в форме комплексных целевых программ (ЦКП). ЦКП и по форме и по содержанию отличаются от планов и программ мероприятий. В ЦКП - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей упорядочивается в виде дерева целей, т.е. строится четкая иерархия целей с определением критериев и показателей степени достижения целей по каждому этапу реализации.
  3. Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для обеспечения рационального природопользования необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты. Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на праве владения либо пользования, либо аренды, которые в свою очередь подразделяются на виды (постоянное, временное и т.д.).
  4. Функция воспроизводства природных объектов вытекает из конституционных прав граждан. Функция воспроизводства реализуется преимущественно не правовыми формами (обеспечение средствами и материалами), поскольку для её реализации необходимы определенные затраты и материальные средства. Правовые формы данной функции реализуются преимущественно организационным путем.
  5. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлена их особыми природными свойствами: объемной пространственностью и неподвижностью, в силу чего природные объекты невозможно поменять местами или переместить, как этого часто требует хозяйственная целесообразность и потребность в организации природопользования.
  6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций управления в области природопользования, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятию мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели.
  7. Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлена коллизиями, возникшими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, владение, пользование и аренду природных объектов. Данная функция разрешения споров реализуется судебными органами государства (судами, арбитражным судом) [3].

1.3 Инструменты  государственного управления природопользованием

Структурно, система управления природопользованием  состоит из пяти основных групп инструментов управления:

  • Инструменты правового регулирования. Основу любой системы управления составляют алгоритмы (организационные принципы и правила) деятельности. В случае охраны окружающей среды и природопользования такими алгоритмами являются нормы экологического права, источником которого служит экологическое законодательство. Законодательство же строится в соответствии с Государственной политикой в той или иной области.
  • Инструменты прямого административного принуждения. Данная группа инструментов охватывает широкий круг механизмов управления прямого действия: запреты, разрешения, нормы и стандарты предельно-допустимых значений загрязняющих веществ ( веществ, выбросов, сбросов), совместимости средств техники и технологических решений с окружающей средой, содержания вредных для здоровья людей и объектов природной среды веществ в продуктах и изделиях, а так же нормативы и стандарты для измерения данных параметров, Государственная экологическая экспертиза хозяйственных проектов, решений государственных органов и экономических объектов по хозяйственным вопросам.
  • Инструменты прямого экономического принуждения. Это инструменты (механизмы), которые вступают в действие при нарушении, либо несоблюдении экологических нормативов, норм и стандартов субъектами природопользования. Главным рычагом экономического принуждения при этом являются административные штрафы, которые предъявляются как юридическим, так и физическим лицам. Порядок применения механизмов прямого экономического принуждения определен законодательно Кодексом об административных правонарушениях.
  • Инструменты косвенного экономического принуждения. Среди инструментов экономического принуждения основное место занимают платежи и налоги за загрязнение и использование природных ресурсов. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы или сбросы, а также за владение, пользование и другие законные действия с природными ресурсами. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю, например экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды, стоимости какого-либо природного ресурса и т.д. Налоги на загрязнение и платежи хороши потому, что эта система предоставляет значительную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющую минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них.
  • Инструменты экономического стимулирования. В условиях рынка, без экономического стимулирования рационального природопользования трудно рассчитывать на твердую экологическую политику. Резкое повышение требований к природопользователям в части охраны окружающей среды от загрязнения предполагает существенную ломку их экономики. Для огромного числа природопользователей, едва сводящих концы с концами, не имеющих никаких накоплений, оснащенных большой долей изношенного и поэтому особенно опасного в экологическом плане оборудования повышение экологических требований часто просто не под силу и здесь не помогут никакие рычаги принуждения - ни экономические, ни правовые [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы контроля природопользования

2.1. Проблемы природопользования на предприятиях  Вологодской области

        Для Вологодской области, обладающей  большим природопльзованием потенциалом,  присущи характерные для большинства  регионов страны проблемы природопользования, загрязнения и охраны окружающей  среды.                                                              Предпринимаемые меры по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению среды обитания недостаточны и не привели пока к существенному результату. Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие комплексного подхода к решению названных проблем, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие эффективно действующего экономического механизма природопользования, несовершенная система управления в рассматриваемой сфере [6].

         В 20010г. валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу по территории Вологодской области составил 586,802 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников – 465,983 тыс. тонн (79,4 %), от передвижных источников (автомобильного транспорта) – 120,819 тыс. тонн (20,6 %) (табл. 2. 1, 2.2).

Таблица 2.1 - Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по области

Источники загрязнения

2006г.

2007 г.

2008 г.

2008 г.

20010 г.

Тыс. тонн

%

Тыс. тонн

%

Тыс. тонн

%

Тыс. тонн

%

Тыс. тонн

%

Всего

553,806

100

576,59

100

599,689

100

602,284

100

586,802

100

В том числе: стационарные источники

449,563

81,2

465,408

81

485,580

81

486,112

80,7

465,983

79,4

автотранспорт

104,243

18,8

111,182

19

114,109

19

116,172

19,3

120,819

20,6


 

        К уровню 2009 г. выброс уменьшился на 15,482 тыс. тонн (2,6 %), в том числе от стационарных источников уменьшился на 20,129 тыс. тонн (4,1 %), от автотранспорта - увеличился на 4,647 тыс. тонн (4 %). За пятилетний период выбросы увеличились на 33 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - на 16,42 тыс. тонн (3,7 %), от автотранспорта - на 16,58 тыс. тонн (15,9 %) [9].

Таблица 2.2 - Состав выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта по области

Загрязняющие  вещества

Выбросы, тыс. тонн/год

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего:

553,806

576,590

599,689

602,284

586,802

В том числе: твердые  вещества

53,45

54,358

58,937

62,029

58,189

Жидкие и газообразные

500,356

522,232

540,752

540,255

528,613

Из них: диоксид  серы

46,847

44,920

48,84

57,148

51,008

Оксид углерода

361,478

368,820

375,29

378,572

380,566

Оксид азота

45,363

47,358

47,873

49,071

50,127

Углеводороды

41,795

56,147

62,567

49,963

39,992

Летучие органические соединения

2,169

2,353

2,848

2,249

3,77

Прочие

2,704

2,634

3,334

3,252

3,15


 

        Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения в 2010 году составил 465,983 тыс. тонн (таблицы 2.3. - 2.4.). В приведенных данных учтены выбросы 1012 предприятий области (2009 г. - 909), на которых зарегистрировано 18866 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, в том числе 11370 организованных и 7496 неорганизованных [8].

        При росте объемов промышленного производства в 2007 году по сравнению с 2009 годом на 3 % валовый выброс от стационарных источников уменьшился на 4,1 % (20,129 тыс. тонн).

        В 2010 г. снизился выброс к уровню прошлого года на ОАО "ОГК-6" филиале Череповецкая ГРЭС - на 7 тыс. тонн, предприятиях ООО "Севергазпром" - Нюксенском и Шекснинском ЛПУМГ(КС-1) на 8,5 и 3,5 тыс.тонн соответственно. Рост выбросов произошел на Юбилейном ЛПУМГ – 2,76 тыс. тонн, ООО "Чагодощенский стеклозавод" - 0,6 тыс. тонн.

        От общего количества отходящих (образующихся) загрязняющих веществ фактически уловлено 82,8 % (2009 г. – 80,3 %), в том числе твердых – 94,2 %, газообразных – 76,1 %. По сравнению с предыдущим годом повысилась эффективность работы пылегазоулавливающих установок, общее количество уловленных и обезвреженных веществ составило 2241,01 тыс. тонн [9].

 

Таблица 2.3 - Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения по отраслям экономики, тыс. тонн/год

Отрасль:

Суммарный валовой выброс загрязняющих веществ

Снижение (-),

 увеличение (+) к 2009 г.

2009 г.

2010 г.

Всего по области:

486,112

465,983

-20,129

в том числе по видам экономической  деятельности:

     

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5,135

4,080

-1,055

обрабатывающие производства:

     

производство пищевых продуктов, включая напитки

1,893

6,807

0,045

обработка древесины и производство изделий из дерева

     

химическое производство

13,063

10,541

-2,522

производство прочих неметаллических  минеральных продуктов

2,398

2,561

0,163

металлургическое производство и  производство готовых металлических  изделий

338,417

337,399

-1,018

производство машин и оборудования

1,452

1,681

0,229

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

53,845

46,241

-7,604

транспорт и связь

47,804

40,674

-7,130

прочие виды экономической деятельности

15,343

14,308

-1,035

Информация о работе Государственная система контроля природопользования на предприятие Вологодской области