Государственная система контроля природопользования на предприятие Вологодской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране сформировалась к настоящему времени определенная система природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий по охране, использованию, воспроизводству природных ресурсов и объектов. Эта система выполняет специфические функции, имеет свои особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного природопользования…………...5
1.1. Принципы государственного управления природопользованием…..…….7
1.2. Формы, методы и функции управления природопользованием…………. 8
1.3. Инструменты государственного управления природопользованием…...12
2. Анализ системы контроля природопользования …………………………..15
2.1.Проблемы природопользования на предприятиях Вологодской области……………………………………………………………………….......15
2.2. Итоги природопользования на предприятиях за 2012 год……...………..19
3. Предложения…………………………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………...………………………………29

Работа содержит 1 файл

titulnik.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Вологодский  государственный технический университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Самостоятельная работа

Дисциплина: «Экология»

Наименование  темы: «Государственная система контроля природопользования на предприятие  Вологодской области»

 

 

 

Руководитель

         к.н.п., доцент   Самылина В.Г.

Выполнил (а) студент

      Уният Н.Я.

Группа, курс

        4 курс ЭГУ – 41             

Дата сдачи 

____________________________

Дата защиты

Оценка по защите

____________________________

_______________________________________


 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические  основы государственного природопользования…………...5

1.1. Принципы государственного управления природопользованием…..…….7

1.2. Формы, методы и функции управления природопользованием…………. 8

1.3. Инструменты  государственного управления природопользованием…...12

2. Анализ системы  контроля природопользования …………………………..15

2.1.Проблемы природопользования на предприятиях Вологодской области……………………………………………………………………….......15

2.2. Итоги природопользования на предприятиях за 2012 год……...………..19

3. Предложения…………………………………………………………………..25

Заключение ………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………...………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашей стране сформировалась к  настоящему времени определенная система  природопользования, представленная совокупной деятельностью специальных организаций, отраслевых, ведомственных учреждений и направленная на реализацию мероприятий  по охране, использованию, воспроизводству  природных ресурсов и объектов. Эта  система выполняет специфические  функции, имеет свои особенности.

Актуальность исследования состоит  в том, что управление природопользованием представляет собой воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью упорядочения, организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении ПРП.

Цель исследования состоит в  теоретическом и практическом исследование государственной системе контроля на предприятиях Вологодской области.

В соответствии с заданной целью  в самостоятельной работе рассматривается  задача рассмотреть проблемы и внести предложения по совершенствованию  природопользования на предприятиях по Вологодской области.

Объектом исследования является методология  анализа и совершенствования  системы управления  природопользования .

Предметом исследования – являются показатели развития системы контроля природопользованием.

В соответствии с намеченными целями и задачами в первой главе исследования будут раскрыты теоретические аспекты  возникновения и дальнейшего  развития основ природопользования на предприятиях . Вторая глава исследования посвящается анализу проблем  и итогам природопользования на предприятиях  . И в третьей главе исследования речь пойдет о предложения по совершенствованию природопользования  по Вологодской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  природопользования 

        Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и т.д. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая (ведущая), экологическая, культурно-оздоровительная.

Формы природопользования осуществляются в двух видах использования  природы: общего и специального природопользования.

        Общее природопользование осуществляется гражданами в силу принадлежности ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (пользование атмосферным воздухом для дыхания, водой - для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд и т.д.).

        Специальным природопользованием признается такое, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, водопользование, лесопользование, пользование недрами, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природного ресурса [2].

        Если есть природопользование, осуществляемое на какой-то территории, то естественно, оно должно осуществляться по каким-то правилам и должно соответствовать каким-то нормативам. Если это так, то возникает понятие об управлении природопользованием. Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации её программ и целей”. Таким образом управление - это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на самих людей с целью внесения упорядоченности в их деятельность, получения желаемого результата, придания управляемым процессам определенного состояния и направленности.

Управление  природопользованием является весьма специфичной областью управления, заключающегося “в идеале” в регулировании воздействия  человека на природные объекты и  процессы для удовлетворения своих  экономических, культурных и других потребностей при условии осознанного  ограничения своих потребностей с целью устойчивого развития общества и сохранения природы [2].

       Иными словами, управление природопользованием можно определить как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения природной окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности человеческой популяции, как одного из объектов природной среды, на всех уровнях управленческой иерархии (от гражданина, предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).

        Объектом управления в системе природопользования выступают собственно природные объекты и ресурсы, а их специфика определят формирование управляющей и управляемой подсистем. В качестве критериев оценки адекватности систем управления природопользованием на той или иной территории являются параметры природной среды, характеризующие условия экологической безопасности данной территории.

        Управление природопользованием осуществляется по многоуровневой иерархии. Это межгосударственное управление, осуществляемое на основе международных договоров и конвенций. Государственное управление природопользованием осуществляется на федеральном уровне, региональное управление - находится как в совместном ведении государственных и региональных органов власти, так и в ведении региональных и местных органов власти субъектов федерации и, наконец, управление природопользованием, которое осуществляют непосредственно предприниматели и граждане, то есть сами природопользователи [1].

1.1. Принципы государственного  управления природопользованием

        Международные договоры в области охраны окружающей Среды, ратифицированные Россией, в соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации имеют преимущественную силу по сравнению с внутренним законодательством Российской Федерации. То есть международные договоры налагают на органы государственной власти определенные обязанности, на которые они вынуждены опираться при принятии управленческих решений.

        Государственное  управление природопользованием  и состоянием окружающей Среды  - это одна из многочисленных  функций государства в лице  его государственного аппарата, направленная на создание и  поддержание необходимых параметров  природопользования и состояния  окружающей Среды. Оно осуществляется  в рамках общего управления  государственными делами.

        Управление  состоянием окружающей природной  среды страны осуществляется  через управление природопользованием,  так как через него осуществляется  активное взаимодействие общества  с природой.

        Содержание  института управления природопользованием  и охраной окружающей Среды  (ООС) характеризуют прежде всего  принципы управления, на которых  строятся системы управления. Государственное  управления природопользованием  и состоянием окружающей среды  в Российской Федерации осуществляется  в соответствии со следующими  принципами:

  1. Законность - данный принцип управления природопользованием является конституционным и имеет две основные стороны:
    • точное и неукоснительное соблюдение в управленческой деятельности всех нормативно -  правовых актов (в случае нарушения данного принципа прокуратура должна опротестовать незаконное действие должностного лица);
    • принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства (так если применяемый закон субъекта федерации противоречит Федеральному закону, то применению подлежит Федеральный закон) [3].
  1. Принцип приоритета охраны окружающей Среды (ООС) подразумевает что в случае коллизии (противоречия) интересов хозяйственной деятельности и интересов ООС - управленческое решение должно приниматься в соответствии с требованиями ООС, при этом использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

3)     Принцип платности природопользования предусматривает два аспекта: плату за право пользования природными ресурсами и плату за загрязнение природной среды.

           Плата за право пользования природными ресурсами подразумевает оплату в денежной форме права пользования ресурсом в установленных размерах, за сверхнормативное пользование ресурсом и на воспроизводство ресурса.

         Плата за загрязнение природной среды подразумевает оплату в денежной форме нормативные и за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов.

4)   Принцип сочетания централизованного управления природопользования с местным самоуправлением подразумевает как недопустимость ущемления прав и законных интересов в ООС субъекта федерации или органа местного самоуправления системой централизованного управления, так и то, что организация деятельности субъекта федерации или местных органов самоуправления в сфере природопользования не должна осуществляться в ущерб государственным интересам и интересам других территорий.

5)  Принцип сочетания демократического подхода с единоначалием в управлении природопользованием с одной стороны предусматривает максимальное вовлечение населения в процесс ООС, а с другой стороны сочетает расширение демократических начал с точно определенной индивидуальной ответственностью каждого за свои действия в сфере ООС.

        Данные принципы закреплены действующим законодательством и могут быть реализованы в жизнь лишь при наличии системы государственных органов управления, форм и методов их деятельности, реализуемых в определенных законом функциях [4].

1.2 Формы, методы и функции управления природопользованием

        Содержание системы государственного управления природопользованием складывается из форм, методов и функций управления.

         Формы управления представляют собой внешние проявления управленческой деятельности, имеющие правовую или не правовую форму. Не правовые формы управления (основные, преобладающие формы непосредственной управленческой деятельности) это оперативно-хозяйственное распорядительство и обеспечение исполнителей необходимыми силами и средствами для выполнения ими своих непосредственных функций. Правовые формы управления применяются там, где возникают противоречия не устранимые иным путем, кроме правового и выражаются в правотворческой (в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму) и в правоприменительной форме, то есть в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь (нормативно-правовой акт о порядке реализации правотворческого акта, далее - инструкции и методики реализации, а далее - приказы по реализации и контролю). Третьей, обязательной правовой формой управления является правоохранительная форма, выражающаяся в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются [5].

Информация о работе Государственная система контроля природопользования на предприятие Вологодской области