Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:54, курсовая работа
Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ1: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходы горно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород.
План:
Введение: 3
Глава 1: Геологическая информация и ее виды. 5
§ 1: Понятие геологической информации: 5
§ 2: Правовое регулирование учета и экспертизы геологической информации 10
Глава 2: Предоставление геологической информации о недрах и проблемы её оборота. 19
§ 1: Правовое регулирование предоставления геологической информации о недрах: 19
§ 2: Проблемы оборота геологической информации о недрах: 21
Заключение: 27
Глава 2: Предоставление геологический информации о недрах и проблемы её оборота.
§ 1: Правовое регулирование предоставления геологической информации о недрах:
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств (далее - геологическая информация), является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию12.
Геологическая
информация о недрах представляется
в федеральный и
1)
текстовой информации на
2)
картографической информации
3)
фактографической информации (керн,
шлифы, образцы пород, руд,
4)
цифровой геологической
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Геологическая информация предоставляется в пользование через:
а) ознакомление с ее содержанием с правом выписок и выкопировок;
б) предоставление копий информационных документов и материалов14.
Для
получения в пользование
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения направляют в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или в его уполномоченную подведомственную организацию заявку, подписанную руководителем (его заместителем) или уполномоченным им должностным лицом.
Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или его подведомственная организация в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявки предоставляет запрашиваемую геологическую информацию или направляет мотивированный отказ в предоставлении геологической информации, содержащий изложение его причин.
Отказ в предоставлении геологической информации, указанной в заявке, может последовать в следующих случаях:
1) заявка подана с нарушением установленных пунктом 9 настоящего приказа МПР требований;
2)
заявитель не имеет допуска
к информации ограниченного
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к геологической информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд15.
Все недропользователи обязаны предоставлять, помимо общей статистической отчетности, специальную отчетность о состояния запасов и добыче полезных ископаемых.
§ 2: Проблемы оборота геологической информации о недрах:
Под оборотом геологической информации о недрах понимают последовательность действий, включающих создание геологической информации, ее сбор, учет, систематизацию, хранение, а также возможность использования в хозяйственной деятельности и научных исследованиях.
Геологическая
информация создается в процессе
и по результатам геолого-
Одним
из приоритетных направлений развития
геологической отрасли является
совершенствование системы
Для достижения требуемого уровня полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации предполагается решить следующие задачи:
Вследствие отмены указанной платы за геологическую информацию предполагаются увеличение количества потенциальных недропользователей, принимающих участие в конкурсах и аукционах на право пользования участками недр, изменение состава участников и в конечном итоге повышение окончательных размеров разовых платежей за пользование недрами.
Одновременно
в соответствии с частью четвертой
Гражданского кодекса Российской Федерации
в Законе Российской Федерации «О
недрах» необходимо ввести понятие
«автор документированной
Федеральный
закон также направлен на обеспечение
открытого доступа к
Ограничение оборотоспособности геологической информации идет по трем направлениям.
Во-первых, определенные виды геологической информации в соответствии с законодательством относятся к категории информации ограниченного доступа. К такой информации, например, относятся отчеты о подсчете запасов полезных ископаемых, о геологической изученности недр континентального шельфа и др. Использование такой информации ограничивается условиями её правого режима, устанавливаемого в соответствии с законодательством, договором или иными мерами. При этом государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Обладатель информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распространять их только с разрешения соответствующих органов исполнительной власти18.
Во-вторых,
пользователь недр обязан представлять
документированную информацию о
недрах, полученную им за счет собственных
средств, по установленной форме
в федеральный и
В-третьих,
мероприятием, ограничивающим права
обладателя геологической информации,
является введенная государством регламентация
вывоза геологической информации за
пределы Российской Федерации. Она
устанавливает перечень информации,
запрещенной к вывозу, а также
формы представления
Геологическая
и иная информация о недрах, полученная
пользователем недр за счет государственных
средств, представляется пользователем
недр по установленной форме в
федеральный и соответствующий
территориальный фонды
В соответствии со статьей 1259 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации географические, геологические и другие карты, планы эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, являются объектами авторским прав.
Как правило, в сфере недропользования объектами авторского права может являться производная геологическая информация, т.е. результаты её интерпретации и обобщения , содержащаяся в геологических отчетах, обзорах картах, компьютерных информационных системах, полевых журналах, описаниях кернов и геологических обнажений, каротажных диаграммах, сейсмограммах, 3-D моделях, графиках, таблицах данных, однако четких критериев отнесения тех или иных видов производной геологической информации к объектам авторского права не содержится ни в одном из действующих нормативных правовых актов в сфере недропользования.20
Автору
производной геологической
1)исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения21.
Статья
1286 Гражданского кодекса Российской
Федерации предусматривает
Таким
образом, права обладателей производной
геологической информации во многом
зависят от источника финансирования
получения данной информации. Если,
например, производная геологическая
информация была получена за счет государственных
средств, то при использовании данной
информации необходимо руководствоваться
общим порядком представления геологической
информации, полученной за счет государственных
средств, а именно приказом Министерства
природных ресурсов Российской Федерации22.
Вместе
с тем, как уже отмечалось в
исследовании В. Б Борисова, по причине
отсутствия в законодательстве о
недрах понятия «автор задокументированной
геологической информации»