Геологическая информация о недрах. Правовое регулирование геологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ1: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходы горно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород.

Содержание

План:
Введение: 3
Глава 1: Геологическая информация и ее виды. 5
§ 1: Понятие геологической информации: 5
§ 2: Правовое регулирование учета и экспертизы геологической информации 10
Глава 2: Предоставление геологической информации о недрах и проблемы её оборота. 19
§ 1: Правовое регулирование предоставления геологической информации о недрах: 19
§ 2: Проблемы оборота геологической информации о недрах: 21
Заключение: 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 63.57 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2: Предоставление геологический информации о недрах и проблемы её оборота.

      § 1: Правовое регулирование  предоставления геологической  информации о недрах:

      В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств (далее - геологическая информация), является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию12.

      Геологическая информация о недрах представляется в федеральный и соответствующий  территориальный фонды геологической  информации, как правило, в виде13:

      1) текстовой информации на бумажных  носителях (геологические отчеты  и приложения к ним, проектная  и технико-экономическая документация, протоколы заседаний комиссий, формы  статистических наблюдений, методические, нормативные и информационные  документы, полевые журналы и  пр.);

      2) картографической информации на  бумажных носителях любых форматов  или металлических основах (геологические  карты, планы, разрезы, профили  и другие отображения информации  на плоских планах и пр.);

      3) фактографической информации (керн, шлифы, образцы пород, руд, ископаемых  флоры и фауны, пробы жидкостей  и газов, кино-, фотоматериалы,  слайды и пр.);

      4) цифровой геологической информации  на электронных, магнитных, магнитооптических  и других машинных носителях  (банки данных, базы данных, файлы,  содержащие геологические данные, текстовые, табличные и графические  документы, геологические карты,  планы, разрезы, геофизические  профили и пр.).

      В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

      Геологическая информация предоставляется в пользование  через:

      а) ознакомление с ее содержанием с  правом выписок и выкопировок;

      б) предоставление копий информационных документов и материалов14.

      Для получения в пользование геологической  информации в Федеральное агентство  по недропользованию, его территориальный  орган или в его подведомственную организацию направляется заявка, оформленная  в соответствии с приложением 1 к приказу МПР РФ от 12 декабря 2005 г. N 340 «Об утверждении порядка и условии использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью».

      Органы  государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения направляют в Федеральное  агентство по недропользованию, его  территориальный орган или в  его уполномоченную подведомственную организацию заявку, подписанную  руководителем (его заместителем) или  уполномоченным им должностным лицом.

      Федеральное агентство по недропользованию, его  территориальный орган или его  подведомственная организация в  течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявки предоставляет запрашиваемую геологическую информацию или направляет мотивированный отказ в предоставлении геологической информации, содержащий изложение его причин.

      Отказ в предоставлении геологической  информации, указанной в заявке, может последовать в следующих  случаях:

      1) заявка подана с нарушением  установленных пунктом 9 настоящего приказа МПР требований;

      2) заявитель не имеет допуска  к информации ограниченного доступа  в соответствии с установленным  порядком.

      В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к геологической информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд15.

      Все недропользователи обязаны предоставлять, помимо общей статистической отчетности, специальную отчетность о состояния запасов и добыче полезных ископаемых.

      § 2: Проблемы оборота  геологической информации о недрах:

      Под оборотом геологической информации о недрах понимают последовательность действий, включающих создание геологической  информации, ее сбор, учет, систематизацию, хранение, а также возможность  использования в хозяйственной  деятельности и научных исследованиях.

      Геологическая информация создается в процессе и по результатам геолого-разведочных работ, которые в Российской Федерации выполняются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (по большей части) за счет средств недропользователей16.

      Одним из приоритетных направлений развития геологической отрасли является совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической  информации, которое предусматривает  обеспечение полноты, достоверности  и оперативности предоставления геологической информации в соответствии с современными и перспективными требованиями геологоразведочного производства и государственного управления в сфере недропользования17
  

      Для достижения требуемого уровня полноты, достоверности и оперативности  предоставления геологической информации предполагается решить следующие задачи:

  • обеспечение нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности и коммерческого использования геологической информации, полученной как государственными, так и негосударственными организациями за счет различных источников финансирования;
  • разработка нормативно-правового обеспечения сбора, обработки, анализа и хранения геологической информации, в том числе носителей первичной геологической и геофизической информации;
  • актуализация форм федерального статистического наблюдения и совершенствование технологии сбора, обработки, хранения и анализа собираемых по ним данных.

      Вследствие  отмены указанной платы за геологическую информацию предполагаются увеличение количества потенциальных недропользователей, принимающих участие в конкурсах и аукционах на право пользования участками недр, изменение состава участников и в конечном итоге повышение окончательных размеров разовых платежей за пользование недрами.

      Одновременно  в соответствии с частью четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации  в Законе Российской Федерации «О недрах» необходимо ввести понятие  «автор документированной геологической  информации», при  этом право собственности  предусмотреть только в отношении  информации, которая относится к  объектам авторских прав.

      Федеральный закон также направлен на обеспечение  открытого доступа к геологической  информации, что позволит вовлечь  её в более широкий оборот.

      Ограничение оборотоспособности геологической информации идет по трем направлениям.

      Во-первых, определенные виды геологической информации в соответствии с законодательством относятся к категории информации ограниченного доступа. К такой информации, например, относятся отчеты о подсчете запасов полезных ископаемых, о геологической изученности недр континентального шельфа и др. Использование такой информации ограничивается условиями её правого режима, устанавливаемого в соответствии с законодательством, договором или иными мерами. При этом государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Обладатель информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распространять их только с разрешения соответствующих органов исполнительной власти18.

      Во-вторых, пользователь недр обязан представлять документированную информацию о  недрах, полученную им за счет собственных  средств, по установленной форме  в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Правомерность такого условия определяется тем, что государство является собственником недр. Оно предоставляет их только в пользование и, очевидно, вправе знать все об этих недр, об изменении их состояния в процессе пользования.

      В-третьих, мероприятием, ограничивающим права  обладателя геологической информации, является введенная государством регламентация  вывоза геологической информации за пределы Российской Федерации. Она  устанавливает перечень информации, запрещенной к вывозу, а также  формы представления информации, допускаемой к вывозу, и некоторые  другие условия.

      Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных  средств, представляется пользователем  недр по установленной форме в  федеральный и соответствующий  территориальный фонды геологической  информации, осуществляющие её хранение и систематизацию19.

        В соответствии со статьей 1259 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации географические, геологические и другие карты, планы эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, являются объектами авторским прав.

      Как правило, в сфере недропользования объектами авторского права может  являться производная геологическая  информация, т.е. результаты её интерпретации  и обобщения , содержащаяся в геологических отчетах, обзорах картах, компьютерных информационных системах, полевых журналах, описаниях кернов и геологических обнажений, каротажных диаграммах, сейсмограммах, 3-D моделях, графиках, таблицах данных, однако четких критериев отнесения тех или иных видов производной геологической информации к объектам авторского права не содержится ни в одном из действующих нормативных правовых актов в сфере недропользования.20

      Автору  производной геологической информации принадлежат только личные неимущественные  права в соответствии со статьей 1255 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации:

      1)исключительное  право на произведение;

      2) право авторства;

      3) право автора  на имя;

      4) право на неприкосновенность произведения21.

      Статья 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает передачу права использования произведения по лицензионному договору, в соответствии с которым одна сторона – автор  или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право пользования  этого произведения в установленных  договором пределах.

      Таким образом, права обладателей производной  геологической информации во многом зависят от источника финансирования получения данной информации. Если, например, производная геологическая  информация была получена за счет государственных  средств, то при использовании данной информации необходимо руководствоваться  общим порядком представления геологической  информации, полученной за счет государственных средств, а именно приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации22. 

      Вместе  с тем, как уже отмечалось в  исследовании В. Б Борисова, по причине  отсутствия в законодательстве о  недрах понятия «автор задокументированной  геологической информации» применить  нормы защиты, установленные частью четвертой Гражданского кодекса  Российской Федерации, весьма затруднительно23.

Информация о работе Геологическая информация о недрах. Правовое регулирование геологической информации