Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:54, курсовая работа
Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ1: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходы горно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород.
План:
Введение: 3
Глава 1: Геологическая информация и ее виды. 5
§ 1: Понятие геологической информации: 5
§ 2: Правовое регулирование учета и экспертизы геологической информации 10
Глава 2: Предоставление геологической информации о недрах и проблемы её оборота. 19
§ 1: Правовое регулирование предоставления геологической информации о недрах: 19
§ 2: Проблемы оборота геологической информации о недрах: 21
Заключение: 27
В
случае ведения геологоразведочных
работ недропользователем самостоятельно
вся геологическая и иная информация,
полученная им за счет собственных
средств, является собственностью недропользователя.
Однако закон вводит определенные ограничения
на ее оборотоспособность, обязывая недропользователя
предоставлять геологическую информацию
по установленной форме в федеральный
и соответствующие территориальные фонды
геологической информации. При этом за
ним, как за собственником, сохраняется
право определять условия ее пользования,
в том числе и в коммерческих целях. Право
государства требовать предоставления
ему геологической информации, принадлежащей
недропользователю, причем без оплаты,
основано на его праве собственности.
Предоставляя недра в пользование, государство,
как рачительный хозяин, вправе знать,
каким образом осуществляется пользование.
При этом в соответствии с законом должностные
лица федерального и территориальных
фондов геологической информации обязаны
обеспечить конфиденциальность хранения
и использования предоставляемой им информации.
Они также несут материальную, административную
или уголовную ответственность за ее несанкционированное
разглашение7
§ 2:
Правовое регулирование
учета и экспертизы
геологической информации:
Информационно - аналитическое
обеспечение геологической отрасли включает
в себя, в т.ч., сбор и обработку геологической
информации.
Недра являются частью земной коры, расположенной
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии
- ниже земной поверхности и дна водоемов
и водотоков, простирающейся до глубин, доступных
для геологического изучения и освоения.
Такое определение недр содержит Закон
Российской Федерации от
21.02.1992 г. N 2395-1 "О
недрах" (далее - Закон о недрах).
Названный закон
регулирует отношения, возникающие, в
частности, с геологическим изучением,
использованием и охраной недр территории
Российской Федерации, ее континентального
шельфа.
Недра в границах территории Российской
Федерации, включая подземное пространство
и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
энергетические и иные ресурсы, являются
государственной собственностью.
Анализ положений статьи
27 Закона о недрах
позволяет сказать, что к геологической
информации относится:
Геологическая
информация о недрах может быть получена
пользователем недр за счет государственных
средств, а также за счет собственных
средств.
Геологическая информация о недрах, полученная
за счет государственных средств, является
государственной собственностью, геологическая
информация о недрах, полученная пользователем
недр за счет собственных средств, является
его собственностью, из чего следует, что
геологическая информация и недрах может
находиться как в государственной собственности,
так и в собственности пользователя недр.
Право собственности на геологическую
и иную информацию о недрах охраняется
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации для других объектов
собственности.
Независимо от того, за чей счет получена
геологическая информация о недрах, она
должна быть представлена пользователем
недр в федеральный фонд и соответствующий территориальны
Здесь
же отметим, что в некоторых случаях
и налоговые органы в ходе осуществляемых
ими проверок требуют от налогоплательщиков
- пользователей недр представления
ими дополнительных документов,
в частности отчетов и материалов с геологической
информацией, для подтверждения выполненных
работ, а также для подтверждения права
на вычет по налогу на добавленную стоимость.
Да, действительно, налоговые
органы вправе требовать от налогоплательщика
документы, служащие основаниями для исчисления
и уплаты (удержания и перечисления) налогов,
сборов, а также документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов,
сборов, что установлено пунктом
1 статьи 31 НК8
РФ.
Между тем, статья
93.1 НК РФ не
содержит конкретного перечня истребуемых
налоговыми органами документов у контрагента
или иных лиц, располагающих этими документами
(информацией), касающихся деятельности
проверяемого налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента), а также документов
о сделках.
Ведение федерального и территориальных
фондов геологической информации о недрах,
а также банка данных по вопросам недропользования
является одной из основных функций Федерального
агентства по недропользованию. В соответствии
с Постановлением Правительства Российской
Федерации от
06.04.2004 г. N 171 Федеральное
агентство по недропользованию
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным
имуществом, а также правоприменительные
функции в сфере недропользования. Федеральное
агентство по недропользованию осуществляет
свои функции непосредственно и через
свои территориальные органы.
Для чего используется представляемая
пользователями недр геологическая информация?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся
к статье
32 Закона о недрах.
На основе геологической информации,
представляемой предприятиями, осуществляющими
геологическое изучение недр, в федеральный
и территориальный фонды геологической
информации, а также на основе государственной
отчетности предприятий, осуществляющих
разведку месторождений полезных ископаемых
и их добычу, также представляемой в эти
фонды, составляется государственный
кадастр месторождений и проявлений полезных
ископаемых и государственный баланс
запасов полезных ископаемых.
Приказом Минприроды Российской
Федерации от
14.07.2009 г. N 207 утвержден
"Административный регламент Федерального
агентства по недропользованию исполнения государственной
функции по ведению государственного
кадастра месторождений и проявлений
полезных ископаемых и государственного
баланса запасов полезных ископаемых,
осуществление в установленном порядке
постановки запасов полезных ископаемых
на государственный баланс и их списание
с государственного баланса". Руководствуясь
названным регламентом, Роснедра в срок
не более 30 дней с момента сдачи в установленном
порядке геологического отчета в федеральный
и территориальный ФГИ вносит сведения
в Государственный кадастр.
Роснедра подготавливает сводные
данные о запасах и добыче полезных ископаемых
в Российской Федерации в срок до 1 июля
года, следующего за отчетным, по нефти,
газу и углю - до 1 августа года, следующего
за отчетным, а в срок до 1 ноября года,
следующего за отчетным, составляет Государственный
баланс по состоянию на 1 января указанного
года.
Порядок представления государственной
отчетности предприятиями, осуществляющими
разведку месторождений полезных ископаемых
и их добычу, в федеральный и территориальные фонды
геологической информации утвержден Постановлением
Правительства Российской Федерации от
28.02.1996 г. N 215 (далее - Порядок N 215). Названный
порядок регламентирует представление
государственной отчетности о состоянии
и использовании минерально-сырьевых
ресурсов Российской Федерации для учета
запасов и месторождений полезных ископаемых,
ведения государственного кадастра месторождений
и проявлений полезных ископаемых, государственного
и территориальных балансов запасов полезных
ископаемых.
Порядок N 215 является
обязательным для всех юридических лиц,
их обособленных подразделений и индивидуальных
предпринимателей (далее - организации),
осуществляющих разведку месторождений
и добычу полезных ископаемых.
Государственная отчетность в
фонды геологической информации (далее
- ФГИ) представляется по состоянию на
1 января каждого года. Отчетность представляется
по запасам основных и совместно с ними
залегающих полезных ископаемых и содержащихся
в них полезных компонентов, выявленным
в недрах в процессе оценки, разведки и
разработки месторождений, прошедшим
государственную экспертизу или получившим
геолого-экономическую оценку и поставленным
на учет в установленном порядке. Перечень
полезных ископаемых и компонентов, по
которым представляется государственная
отчетность, определяется Министерством
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации9.
Государственная отчетность по
каждому месторождению полезных ископаемых
или иному объекту недропользования должна
содержать следующую информацию:
Формы государственной отчетности о состоянии, изменении запасов полезных ископаемых и их использовании разрабатываются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и утверждаются Федеральной службой госстатистики по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Организации, осуществляющие разведку
месторождений полезных ископаемых и
их добычу, представляют ежегодно в федеральный
и территориальный ФГИ данные о состоянии
и изменении запасов полезных
ископаемых, извлечении полезных ископаемых
при добыче и использовании минерального
сырья при первичной переработке, вскрышных
пород и отходов производства
по формам, утвержденным в установленном
порядке. Помимо перечисленных данные
представляются также пояснительные записки
с приложением к ним материалов, в т.ч.,
картографических, обосновывающих изменения
запасов полезных ископаемых.
Госкомстатом Российской Федерации 13.11.2000
г. принято Постановление N 110 "Об
утверждении статистического инструментария
для организаций МПР Российской Федерации статистического
наблюдения за запасами полезных ископаемых,
геологоразведочными работами и их финансированием,
использованием воды и начисленными платежами
за загрязнение окружающей среды".
N 4-гр "Сведения о приросте запасов полезных ископаемых";
N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых"10;
Территориальный ФГИ
по данным государственной отчетности
пользователей недр составляет территориальный
баланс запасов полезных ископаемых
и представляет его федеральному
ФГИ в срок до 25 апреля.
Государственная отчетность о состоянии
и движении запасов полезных ископаемых
при их добыче и первичной переработке
не подлежит разглашению, если в соответствии
с законодательством Российской Федерации
она отнесена к сведениям, составляющим
государственную или коммерческую тайну.
Ответственность за полноту и
достоверность данных государственной
отчетности, представленных в федеральный
и территориальные ФГИ, несут руководители
организаций в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то,
что государственная отчетность должна
быть документированной и соответствовать:
Государственный
геологический контроль по вопросу
соблюдения установленного порядка
представления государственной
отчетности, а также геологической
и иной информации о недрах в фонды
геологической информации осуществляет
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования (подпункт
"д" пункта
4 Положения о государственном контроле
за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр, утвержденного
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.05.2005 г. N 293).
Обратимся еще к одному документу, а именно
к Стратегии развития геологической
отрасли до 2030 г., утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от
21.06.2010 г. N 1039-р. В этом документе отмечено,
что в настоящее время содержание геологической
информации, ее полнота, доступность и
оперативность в представления
в пользование не полностью соответствуют
потребностям геолого-разведочного производства,
выработки и принятия управленческих
решений. В частности, геологическая информация,
полученная пользователем недр за счет
собственных или привлеченных средств,
является его собственностью и фактически
выпадает из оборота на неопределенный
срок.
Одним из приоритетных направлений развития
геологической отрасли является совершенствование
системы сбора, обработки, анализа, хранения
и предоставления в пользование геологической
информации, которое предусматривает
обеспечение полноты, достоверности и
оперативности предоставления геологической
информации в соответствии с современными
и перспективными требованиями
геологоразведочного производства и государственного
управления в сфере недропользования11.
Для достижения требуемого уровня
полноты, достоверности и оперативности
предоставления геологической информации
предполагается решить следующие задачи: