Геологическая информация о недрах. Правовое регулирование геологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ1: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходы горно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород.

Содержание

План:
Введение: 3
Глава 1: Геологическая информация и ее виды. 5
§ 1: Понятие геологической информации: 5
§ 2: Правовое регулирование учета и экспертизы геологической информации 10
Глава 2: Предоставление геологической информации о недрах и проблемы её оборота. 19
§ 1: Правовое регулирование предоставления геологической информации о недрах: 19
§ 2: Проблемы оборота геологической информации о недрах: 21
Заключение: 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 63.57 Кб (Скачать)

      В случае ведения геологоразведочных работ недропользователем самостоятельно вся геологическая и иная информация, полученная им  за счет собственных средств, является собственностью недропользователя. Однако закон вводит определенные ограничения на ее оборотоспособность, обязывая недропользователя предоставлять геологическую информацию по установленной форме в федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации. При этом за ним, как за собственником, сохраняется право определять условия ее пользования, в том числе и в коммерческих целях. Право государства требовать предоставления ему геологической информации, принадлежащей недропользователю, причем без оплаты, основано на его праве собственности. Предоставляя недра в пользование, государство, как рачительный хозяин, вправе знать, каким образом осуществляется пользование. При этом в соответствии с законом должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность хранения и использования предоставляемой им информации. Они также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение7 

§ 2: Правовое регулирование  учета и экспертизы геологической информации: 

      Информационно - аналитическое обеспечение геологической отрасли включает в себя, в т.ч., сбор и обработку геологической информации. 
       Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Такое определение недр содержит Закон Российской Федерации 
от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). 

      Названный закон  регулирует отношения, возникающие, в  частности, с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа. 
    Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. 
    Анализ положений 
статьи 27 Закона о недрах позволяет сказать, что к геологической информации относится:

  • информация о геологическом строении недр;
  • информация о полезных ископаемых, находящихся в недрах;
  • информация об условиях разработки полезных ископаемых;
  • информация об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах.

      Геологическая информация о недрах может быть получена пользователем недр за счет государственных  средств, а также за счет собственных  средств. 
    Геологическая информация о недрах, полученная за счет государственных средств, является государственной собственностью, геологическая информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является его собственностью, из чего следует, что геологическая информация и недрах может находиться как в государственной собственности, так и в собственности пользователя недр. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности. 
    Независимо от того, за чей счет получена геологическая информация о недрах, она должна быть представлена пользователем недр в федеральный фонд и соответствующий территориальный фонд геологической информации. Названные фонды осуществляют хранение и систематизацию представленной геологической информации.     

      Здесь же отметим, что в некоторых случаях  и налоговые органы в ходе осуществляемых ими проверок требуют от налогоплательщиков - пользователей недр представления  ими дополнительных документов, в частности отчетов и материалов с геологической информацией, для подтверждения выполненных работ, а также для подтверждения права на вычет по налогу на добавленную стоимость. 
    Да, действительно, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, что установлено
пунктом 1 статьи 31 НК8 РФ. 
    Между тем, 
статья 93.1 НК РФ не содержит конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках. 

        Ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования является одной из основных функций Федерального агентства по недропользованию. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. N 171 Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свои функции непосредственно и через свои территориальные органы. 
    Для чего используется представляемая пользователями недр геологическая информация? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к 
статье 32 Закона о недрах.  На основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, также представляемой в эти фонды, составляется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых. 
    Приказом Минприроды Российской Федерации 
от 14.07.2009 г. N 207 утвержден "Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса". Руководствуясь названным регламентом, Роснедра в срок не более 30 дней с момента сдачи в установленном порядке геологического отчета в федеральный и территориальный ФГИ вносит сведения в Государственный кадастр. 
    Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчетным, а в срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, составляет Государственный баланс по состоянию на 1 января указанного года. 
  
    
Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. N 215 (далее - Порядок N 215). Названный порядок регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых.

      Порядок N 215 является обязательным для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей (далее - организации), осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых. 
    Государственная отчетность в фонды геологической информации (далее - ФГИ) представляется по состоянию на 1 января каждого года. Отчетность представляется по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и компонентов, по которым представляется государственная отчетность, определяется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации9
    Государственная отчетность по каждому месторождению полезных ископаемых или иному объекту недропользования должна содержать следующую информацию:

  • количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов:
  • добытых из недр;
  • потерянных при добыче;
  • добытых и направленных в спецотвалы:
  • приращенных в процессе разведки, доразведки и эксплуатационной разведки;
  • списанных в установленном порядке вследствие утраты промышленного значения:
  • не подтвердившихся в результате последующих работ по переоценке, разведке и разработке месторождения;
  • переданных от одного недропользователя другому при выдаче или переоформлении лицензий на право пользования недрами;
  • подлежащих корректировке при изменении технических границ и по другим причинам;
  • годовые проектные и фактические показатели обеспеченности организаций разведанными запасами полезных ископаемых, а также по объемам их добычи, потерям, разубоживанию;
  • степень промышленного освоения, тип месторождений и способ их отработки, тип (сорт, мартка) полезного ископаемого;
  • основные параметры пластов (залежей), горнотехнических, гидрогеологических и других условий отработки;
  • сведения об использовании полезных ископаемых при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства:
  • объем и качество минерального сырья, поступившего на первичную переработку;
  • извлечение полезных компонентов при первичной переработке;
  • количество и качество выпускаемых товарных руд, концентратов и другой продукции;
  • количество и качество запасов полезных ископаемых и полезных компонентов во вскрышных породах, в отходах горнодобывающего и связанного с ним обогатительного производства, а также данные об их использовании.

                Формы государственной отчетности о состоянии, изменении запасов полезных ископаемых и их использовании разрабатываются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и утверждаются Федеральной службой госстатистики по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

           Организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный ФГИ данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке. Помимо перечисленных данные представляются также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в т.ч., картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых. 
    Госкомстатом Российской Федерации 13.11.2000 г. принято Постановление 
N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организаций МПР Российской Федерации статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды".

          N 4-гр "Сведения о приросте запасов полезных ископаемых";

          N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых"10

      Территориальный ФГИ  по данным государственной отчетности пользователей недр составляет территориальный  баланс запасов полезных ископаемых и представляет его федеральному ФГИ в срок до 25 апреля. 
    Государственная отчетность о состоянии и движении запасов полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке не подлежит разглашению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации она отнесена к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну. 
    Ответственность за полноту и достоверность данных государственной отчетности, представленных в федеральный и территориальные ФГИ, несут руководители организаций в установленном порядке. 
    Обращаем Ваше внимание на то, что государственная отчетность должна быть документированной и соответствовать:

  • действующим классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых и инструкциям по их применению;
  • данным учетной геолого-маркшейдерской документации;
  • заключениям органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также решениям о постановке запасов полезных ископаемых на учет;
  • актам о списании запасов полезных ископаемых, утверждаемым Федеральным агентством по недропользованию и органами государственного горного надзора с учетом заключений организации, осуществлявшей разведку месторождения этих полезных ископаемых;
  • другим первичным учетным документам о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании при первичной переработке.
 

      Государственный геологический контроль по вопросу  соблюдения установленного порядка  представления государственной  отчетности, а также геологической  и иной информации о недрах в фонды геологической информации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (подпункт "д" пункта 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. N 293). 
  
Обратимся еще к одному документу, а именно к 
Стратегии развития геологической отрасли до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N 1039-р. В этом документе отмечено, что в настоящее время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность в представления в пользование не полностью соответствуют потребностям геолого-разведочного производства, выработки и принятия управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок. 
    Одним из приоритетных направлений развития геологической отрасли является совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации, которое предусматривает обеспечение полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации в соответствии с современными и перспективными требованиями геологоразведочного производства и государственного управления в сфере недропользования11
    Для достижения требуемого уровня полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации предполагается решить следующие задачи:

  • обеспечение нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности и коммерческого использования геологической информации, полученной как государственными, так и негосударственными организациями за счет различных источников финансирования;
  • разработка нормативно-правового обеспечения сбора, обработки, анализа и хранения геологической информации, в том числе носителей первичной геологической и геофизической информации;
  • актуализация форм федерального статистического наблюдения и совершенствование технологии сбора, обработки, хранения и анализа собираемых по ним данных.

Информация о работе Геологическая информация о недрах. Правовое регулирование геологической информации