Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о взаимосвязи природы и человека дошкольников в условиях обучения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные направления и принципы экологического образования дошкольников 4
1.1 Сущность и принципы экологического образования дошкольников 4
1.2 Педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников на занятиях и в повседневной жизни 11
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников 14
2.1 Характеристика проведённого исследования направленного на формирование представление дошкольника о взаимосвязи природы и человека 14
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 17
Выводы 22

Работа содержит 1 файл

Формирование представления дошкольника о взаимосвязи природы.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

      3 балла - ребёнок отвечал на  вопросы, вёл на занятии себя  активно,  показывал интерес и  стремление к получению новых  знаний (уровень знаний высокий). 

      Общий бал по  каждому ребенку:

      От 20 до 24 – высокий уровень знаний.

      От 14 до 19 – средний уровень знаний.

      От 1 до 14 – низкий уровень знаний.

      Общий бал по группе:

      От 45 до 66 – высокий уровень знаний.

      От 25 до 44 – средний уровень знаний.

      От 1 до 24 – низкий уровень знаний.

2.2 Результаты исследования  и их интерпретация

 

      Результаты  экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике  формирования представления у дошкольников взаимосвязи природы и человека.  Высокий и средний уровень показателей характеризуется наличием знаний и представлений о взаимосвязи природы и человека.

      Ниже, в таблице 1, приведены  результаты  диагностики.

      Как видно из таблицы ребята имеют  высокий и средний уровень  результатов. Не смотря на это их баллы, колеблется рядом со средним значением, это – 20,21,19,18.

      У детей присутствует интерес к  проблемам экологии и стремление к расширению знаний. Интерес к вопросам охраны окружающей среды носит систематический характер.  
 

Таблица 1. Формирование представлений  дошкольника о взаимосвязи природы и человека».

  Разнообразие  природы: докажи что природа разнообразна Что изучает наука экология? Характеристика, свойства и необходимость воздуха. Характеристика  свойства и необходимость воды. Характеристика  и свойства почвы Живая и неживая  природа. Разнообразие  растений. Охрана окружающей среды.  
Средний балл
1 .Белов Андрей 3 3 3 3 3 3 3 3 24
2. Белов Сергей 2 3 3 3 2 2 2 3 20
3 .Божко Лена 2 3 3 3 2 3 2 3 19
4. Воронина Катя 2 3 3 3 2 3 3 3 22
З. Жирнов Саша 2 2 3 1 3 3 1 3 18
6. Журавлёва Лена 3 3 3 3 2 2 2 3 21
7. Иргалиева Регина. 3 3 3 3 3 2 3 3 23
8.Искрин Никита 3 2 3 3 2 2 3 3 19
9.Калинич Гриша 3 2 3 3 3 2 3 3 22
10.Киселёв Серёжа 2 3 3 3 3 1 3 3 21
11. Лебедева Настя 2 3 3 3 3 1 3 3 21
12. Миронова Н. 1 3 3 2 3 3 3 3 21
13. Никитин Влад 1 3 3 3 3 3 3 3 22
14. Петросян Эвелина. 3 1 2 2 3 1 2 3 18
15. Протасов Серёжа. 2 2 3 2 1 1 2 3 16
16. Рощина Оля 2 3 3 2 1 3 2 3 19
17. Рубан Саша 3 2 3 1 3 3 3 3 21
18. Саакян Алёша 2 3 2 3 3 1 3 3 19
19. Смирнов Артём. 3 3 2 2 1 1 2 3 17
20. Хмурина Настя 3 3 2 3 1 2 1 3 18
21. Шелепов Слава 3 2 3 2 2 3 1 2 18
22. Яковлев Ваня 3 2 3 3 2 3 2 3 21
 
Всего:
53 58 62 56 50 48 52 65 336
 

      В результате исследования важно отметить, что почти все дети проявляли  активность и заинтересованность в  занятиях. У детей формировалось  представления о состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры. На протяжении исследования также у детей сформировалось представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Дети получили  элементарные знания об охране растений.

      Ниже  на графике можно увидеть динамику показателей учащихся. 

График 1. Динамику показателей воспитанников. 
 
 

      На  графике 2 можно увидеть общую  динамику по группе.

График 2. Динамику показателей по группе.

      Формирование  бережного и заботливого отношения  к природе. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

      Обобщение результатов исследования показало, что в 54,5 % дошкольников получили сравнительно высокие знания о взаимосвязи природы и человека, 45,5 % имеют средние результаты (таблица 2 и 3).

Таблица 2. Обобщение результатов исследования.

Общее число участников опроса.  
От 20 до 24
 
От 14 до 19
 
От 1 до 14
22 12 10 0
 
100 %
 
54,5 %
 
45,5 %
 
0%
 

Таблица 3. Отношение мальчиков и девочек в результате исследования.

Общее число участников опроса  
От 20 до 24
 
От 14 до 19
 
От 1 до 14
Мальчики  
13
 
7
 
6
 
0
 
100 %
 
53,8%
 
46,2%
 
0 %
Девочки  
9
 
5
 
4
 
0
 
100 %
 
55,5
 
44,5%
 
0 %
 

      Исходя  из проведённого исследования можно сделать вывод, что у детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года. Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.  В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее. Таким образом, дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Выводы

      Таким образом, ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Анализируя и сопоставляя результаты экспериментальной работы можно сделать вывод, что в результате повысился интерес детей к исследовательской деятельности, обогатился словарный запас, развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы. Формируется навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

      С помощью родителей были нарисованы плакаты по теме «Охрана окружающей среды».

      В результате проведение  обследования выявлено, что:

  1. Дети могут объяснить,  что природа разнообразна.
  2. Объяснить, что такое наука экология.
  3. Охарактеризовать свойства, необходимость воздуха.
  4. Охарактеризовать свойства, необходимость воды.
  5. Охарактеризовать свойства почвы.
  6. Объяснить,  что такое   живая и неживая природа.
  7. Рассказать о разнообразии растений.
  8. Рассказать об охране окружающей среды.

      В результате проведения работы у детей повысился интерес к явлениям природы, дети стали чаще задавать вопросы, рассказывать родителям об увиденном и услышанном на занятиях. В самостоятельной деятельности дети с интересом играют в игры природоведческого характера, сами с удовольствием занимаются с мини-лабораторией.

      Дети  проявляют осознанную заботу о природе, о растительном мире. Они используют полученные знания в практических делах.

      Таким образом, систематизация знаний о взаимодействии природы и человека происходит на основе установления временных (что  за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

      Также, на мой взгляд, основной задачей  является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список использованной литературы 

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.

2. Андреевская  Е.Г. Экологические сказки для дошкольников. М, Герресурс, 2008.

3. Андреевская  Е.Г. Экологические сказки. М., Паганель, 2009.

4. Белавина  И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом: методика проведения  занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - М.: изд-во «Лайда», 1995.

5.Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005

6.Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание.- №7.- 2002.

7.Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 2008.

8.Экологическое воспитание дошкольников / сост. С. Н. Николаева.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2010.

Информация о работе Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы