Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о взаимосвязи природы и человека дошкольников в условиях обучения.
Введение 2
Глава 1. Основные направления и принципы экологического образования дошкольников 4
1.1 Сущность и принципы экологического образования дошкольников 4
1.2 Педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников на занятиях и в повседневной жизни 11
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников 14
2.1 Характеристика проведённого исследования направленного на формирование представление дошкольника о взаимосвязи природы и человека 14
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 17
Выводы 22
3 балла - ребёнок отвечал на вопросы, вёл на занятии себя активно, показывал интерес и стремление к получению новых знаний (уровень знаний высокий).
Общий бал по каждому ребенку:
От 20 до 24 – высокий уровень знаний.
От 14 до 19 – средний уровень знаний.
От 1 до 14 – низкий уровень знаний.
Общий бал по группе:
От 45 до 66 – высокий уровень знаний.
От 25 до 44 – средний уровень знаний.
От 1 до 24 – низкий уровень знаний.
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике формирования представления у дошкольников взаимосвязи природы и человека. Высокий и средний уровень показателей характеризуется наличием знаний и представлений о взаимосвязи природы и человека.
Ниже, в таблице 1, приведены результаты диагностики.
Как видно из таблицы ребята имеют высокий и средний уровень результатов. Не смотря на это их баллы, колеблется рядом со средним значением, это – 20,21,19,18.
У
детей присутствует интерес к
проблемам экологии и стремление
к расширению знаний. Интерес к вопросам
охраны окружающей среды носит систематический
характер.
Таблица 1. Формирование представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека».
Разнообразие природы: докажи что природа разнообразна | Что изучает наука экология? | Характеристика, свойства и необходимость воздуха. | Характеристика свойства и необходимость воды. | Характеристика и свойства почвы | Живая и неживая природа. | Разнообразие растений. | Охрана окружающей среды. | Средний балл | |
1 .Белов Андрей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 |
2. Белов Сергей | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 20 |
3 .Божко Лена | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 19 |
4. Воронина Катя | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 22 |
З. Жирнов Саша | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 18 |
6. Журавлёва Лена | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 21 |
7. Иргалиева Регина. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 23 |
8.Искрин Никита | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 19 |
9.Калинич Гриша | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 22 |
10.Киселёв Серёжа | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 21 |
11. Лебедева Настя | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 21 |
12. Миронова Н. | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
13. Никитин Влад | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 22 |
14. Петросян Эвелина. | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 18 |
15. Протасов Серёжа. | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 16 |
16. Рощина Оля | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 19 |
17. Рубан Саша | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
18. Саакян Алёша | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 19 |
19. Смирнов Артём. | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 17 |
20. Хмурина Настя | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 18 |
21. Шелепов Слава | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 18 |
22. Яковлев Ваня | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 21 |
Всего: |
53 | 58 | 62 | 56 | 50 | 48 | 52 | 65 | 336 |
В результате исследования важно отметить, что почти все дети проявляли активность и заинтересованность в занятиях. У детей формировалось представления о состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры. На протяжении исследования также у детей сформировалось представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Дети получили элементарные знания об охране растений.
Ниже
на графике можно увидеть динамику
показателей учащихся.
График
1. Динамику показателей воспитанников.
На графике 2 можно увидеть общую динамику по группе.
График 2. Динамику показателей по группе.
Формирование
бережного и заботливого
Обобщение результатов исследования показало, что в 54,5 % дошкольников получили сравнительно высокие знания о взаимосвязи природы и человека, 45,5 % имеют средние результаты (таблица 2 и 3).
Таблица 2. Обобщение результатов исследования.
Общее число участников опроса. | От 20 до 24 |
От 14 до 19 |
От 1 до 14 |
22 | 12 | 10 | 0 |
100 % |
54,5 % |
45,5 % |
0% |
Таблица 3. Отношение мальчиков и девочек в результате исследования.
Общее число участников опроса | От 20 до 24 |
От 14 до 19 |
От 1 до 14 | |
Мальчики | 13 |
7 |
6 |
0 |
100 % |
53,8% |
46,2% |
0 % | |
Девочки | 9 |
5 |
4 |
0 |
100 % |
55,5 |
44,5% |
0 % |
Исходя из проведённого исследования можно сделать вывод, что у детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года. Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных. В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее. Таким образом, дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Таким образом, ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Анализируя и сопоставляя результаты экспериментальной работы можно сделать вывод, что в результате повысился интерес детей к исследовательской деятельности, обогатился словарный запас, развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы. Формируется навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
С помощью родителей были нарисованы плакаты по теме «Охрана окружающей среды».
В результате проведение обследования выявлено, что:
В результате проведения работы у детей повысился интерес к явлениям природы, дети стали чаще задавать вопросы, рассказывать родителям об увиденном и услышанном на занятиях. В самостоятельной деятельности дети с интересом играют в игры природоведческого характера, сами с удовольствием занимаются с мини-лабораторией.
Дети проявляют осознанную заботу о природе, о растительном мире. Они используют полученные знания в практических делах.
Таким образом, систематизация знаний о взаимодействии природы и человека происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Также,
на мой взгляд, основной задачей
является уточнение и расширение
знаний о закономерных изменениях явлений
неживой природы, дальнейшая их систематизация
и обобщение. Необходимо сформировать
представления о смене сезонов, о нарастании
(или уменьшении) продолжительности дня
и ночи, о закономерных изменениях температуры.
Список
использованной литературы
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.
2. Андреевская Е.Г. Экологические сказки для дошкольников. М, Герресурс, 2008.
3. Андреевская Е.Г. Экологические сказки. М., Паганель, 2009.
4. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - М.: изд-во «Лайда», 1995.
5.Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005
6.Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание.- №7.- 2002.
7.Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: ТОО фирма «LINKA- PRESS», 2008.
8.Экологическое воспитание дошкольников / сост. С. Н. Николаева.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2010.
Информация о работе Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы