Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о взаимосвязи природы и человека дошкольников в условиях обучения.
Введение 2
Глава 1. Основные направления и принципы экологического образования дошкольников 4
1.1 Сущность и принципы экологического образования дошкольников 4
1.2 Педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников на занятиях и в повседневной жизни 11
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников 14
2.1 Характеристика проведённого исследования направленного на формирование представление дошкольника о взаимосвязи природы и человека 14
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 17
Выводы 22
Содержание:
В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности не только школьных, но и дошкольных знаний. Естественно, речь не идет о необходимости формирования у дошкольников системы научных понятий. Однако, создать предпосылки такого формирования, которые будут реализованы в школе, уже можно и у детей дошкольного возраста. В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение, так как многие работники дошкольных учреждений не обладают современными экологическими знаниями. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Ребенок приходит в первый класс уже со сформированными неточными естественно - научными представлениями. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.
Объектом данного исследования являться дети дошкольного возраста, 5-6 лет.
Гипотеза: дошкольники не имеют достаточного самостоятельного житейского опыта ознакомления с живой и неживой природой. Поэтому необходимо разработать специальную систему обучения способам восприятия, формирования представлений о живой и неживой природе, о физических свойствах и изменениях физических объектов от внешних воздействий; это приведет к активизации познавательной деятельности дошкольников, развитию их умственной самостоятельности.
Цель исследования состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о взаимосвязи природы и человека дошкольников в условиях обучения.
В
наши дни в дошкольных учреждениях
детей интенсивно обучают математике,
русскому и иностранному языкам. В
то же время бытует мнение, что в
экологическом образовании
Под
экологическим образование
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- Развитие познавательного интереса к миру природы;
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден принцип системы непрерывного экологического образования – преемственность.
В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, наглядность, систематичность и др.), содержание которых углубленно и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем и путей их решения и др.).
В
целом можно отметить довольно хорошо
разработанную систему
Анализ литературы и практический опыт работы позволяет предложить ряд принципов отбора содержания экологического образования дошкольников.
Рассмотрим каждый из принципов:
1.Принцип наглядности.
Предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания»1. В то же время автор отмечал, что с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой – не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.
Итак,
у ребенка можно и нужно
формировать систему научных
экологических понятий, однако их содержание
может быть объяснено через специфически
дошкольные виды деятельности. Таким образом,
уже в дошкольном возрасте ребенок должен
получать только научно достоверную информацию.
На практике же этот принцип зачастую
нарушается.
2. Принцип доступности.
Крайне важным и тесно сопряженным с принципом наглядности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и мало понятной для них информацией, например, с такой: «…за один солнечный день 1 га леса поглощает из воздуха около 250 кг углекислого газа, а выделяет 200кг кислорода». Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Таким образом, из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.
3. Принцип гуманности.
Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Реализация принципа гуманности особенно хорошо прослеживается, в частности, в программах эколого-валеологического направления.
Принцип
гуманности реализуется и через воспитание
культуры потребления, чему у нас в стране
пока еще уделяется крайне мало внимания.
Содержание экологического образования
должно способствовать также формированию
у ребенка представлений о человеке как
части природы и о самоценности природы,
воспитывать уважительное отношение ко
всем формам жизни на планете, благоговение
перед всеми ее проявлениями.
4. Принцип деятельности.
Принцип деятельности – основа экологического образования дошкольника. Именно поэтому программа подразумевает организацию в дошкольных учреждениях системы видов детской деятельности. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда». Так, Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни,… Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение»2.
Принцип
деятельности в отношениях «ребенок –
природа» в дошкольной педагогике традиционно
реализуется в процессе ухода за комнатными
растениями, животными, работе на огороде.
Однако с позиции экологического образования
необходимо расширить рамки такой деятельности
за счет участия детей совместно с взрослыми
(особенно родителями) или детьми более
старшего возраста в различных природоохранных
акциях, оценке состояния своего дома,
двора, территории детского сада, группы
(например, какие растения растут вокруг
нас, достаточно ли их, как дома используется
вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать
деятельность ребенка более осмысленной
и необходимой для него лично.
5. Принцип целостности.
Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода.
6 . Конструктивный подход.
Конструктивный
подход означает, что в качестве
примеров для дошкольников должна использоваться
только нейтральная, положительная
или отрицательно-
В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат чрезмерно негативную информацию. Распространено представление о том, что, чем страшнее, эмоциональнее будет подана информация, тем эффективнее окажется результат. Задачи экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» - вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.
7. Принцип ближайшего окружения.
Дошкольное
экологическое образование
Информация о работе Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы