Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о взаимосвязи природы и человека дошкольников в условиях обучения.
Введение 2
Глава 1. Основные направления и принципы экологического образования дошкольников 4
1.1 Сущность и принципы экологического образования дошкольников 4
1.2 Педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников на занятиях и в повседневной жизни 11
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников 14
2.1 Характеристика проведённого исследования направленного на формирование представление дошкольника о взаимосвязи природы и человека 14
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 17
Выводы 22
8. Принцип систематизации.
Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В.Запорожца, актуальны и для экологического образования.
9. Принцип преемственности.
Принципиальная
особенность системы
Самоценность дошкольного детства очевидна. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках.
Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог" , созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников . "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Таким
образом, обзор ряда программ экологического
образования дошкольников демонстрирует
большую творческую активность специалистов
- понимание экологических
В практической части представлена организация и ход проведения исследования по формированию представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека.
Выборку испытуемых составляли дошкольники г. Дубны. Средний возраст детей от 4-6 лет. Экспериментальную группу составляли 22 человека (13 мальчиков и 9 девочек).
Опытно-
Цель: Повышение своего теоретического уровня с целью использования полученных знаний на практике.
Технология проведения:
1.
Изучение программы,
2.
Подбор методической
3.
Анализ методической
4.
Изучение статей журнала «
5.
Составление перспективных
Условия: необходимая литература имеется в группе, в методическом кабинете.
Цель: Обогатить развивающую среду в группе демонстрационным материалом, с целью развития интереса у детей.
Технология проведения:
1.
Внести в группу мини-
2.
Подобрать картинки с
3. Изготовить дидактические игры по теме.
4.Собрать детскую художественную литературу о природе.
5. Провести работу с родителями.
Условия: Организовать выставку плакатов на тему: «Охрана окружающей среды».
3). Диагностика уровня знаний по теме “Экологическое воспитание формирования представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека”.
Цель: Выявить уровень знаний для определения перспектив работы.
Технология проведения:
1.Составить диагностическую карту на основе программных требований.
2. Провести обследование детей.
З. На основе диагностики определить задачи работы.
Условия:
Для определения перспективы
работы по теме: «Экологическое воспитание.
Формирование представлений дошкольника
о взаимосвязи природы и
4). Система работы с детьми по теме: “Экологическое воспитание формирования представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека”.
Цель: Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы, воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, развивать сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Технология проведения:
1.
Проведение серии занятий по
ознакомлению с явлениями
2. Наблюдения за признаками и явлениями природы на участке.
3.Закрепление полученных на различных занятиях знаний в продуктивной деятельности.
4.Проведение эколого-психологического тренинга по заданной теме.
5.Использование дидактических игр и художественно литературы природоведческого характера в совместной и самостоятельной деятельности.
6. Проведение игр - драматизации,
7. Индивидуальная работа с детьми.
8.
Экспериментирование в мини-
9. Оформление выставки плакатов на данную тему.
Условия: Использование знаний о свойствах природных явлений: в разнообразных формах практической деятельности, в процессе непосредственного общения с природой.
Вопросник для закрепления знаний учащимся, по которому составлялась диагностическая карта, содержит следующие вопросы:
Обработка и интерпретация результатов представленных в диагностической карте обобщались следующем образом:
1
балл – ребёнок не отвечал
на заданные воспитателем
2
балла – ребёнок отвечал на
заданные воспитателем вопросы,
Информация о работе Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы