Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о взаимосвязи природы и человека дошкольников в условиях обучения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные направления и принципы экологического образования дошкольников 4
1.1 Сущность и принципы экологического образования дошкольников 4
1.2 Педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников на занятиях и в повседневной жизни 11
Глава 2. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников 14
2.1 Характеристика проведённого исследования направленного на формирование представление дошкольника о взаимосвязи природы и человека 14
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 17
Выводы 22

Работа содержит 1 файл

Формирование представления дошкольника о взаимосвязи природы.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

      8. Принцип систематизации.

      Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как  его применение способствует их умственному  развитию в целом.

      При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной педагогики, разработанной под руководством А.В.Запорожца, актуальны и для экологического образования.

      9.  Принцип преемственности.

      Принципиальная  особенность системы экологического образования – это преемственность  всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней системы непрерывного экологического образования: детский сад – школа – ВУЗ – повышение квалификации специалистов. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы.. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

1.2 Педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания дошкольников на занятиях и в повседневной жизни

      Самоценность  дошкольного детства очевидна. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

      Именно  на этапе дошкольного детства  ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

      В связи с этим в России было создано  значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

      Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

      Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".

      Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

      Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках.

      Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

    Одной из первых в 90-х годах появилась  программа С. Николаевой "Юный эколог" , созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников . "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

    Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к  природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

      Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует  большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.  
 

Глава 2. Повышение эффективности  работы по экологическому воспитанию дошкольников

2.1 Характеристика проведённого  исследования  направленного  на формирование  представление дошкольника о взаимосвязи природы и человека

      В практической части представлена организация  и ход проведения исследования по  формированию представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека.

      Выборку испытуемых составляли дошкольники  г. Дубны. Средний возраст детей  от 4-6 лет. Экспериментальную группу составляли 22 человека (13 мальчиков и 9 девочек).

      Опытно-экспериментальная  работа проходила  в 4 этапа, которые включали в себя следующие модули:

    1. Изучение методической литературы.

      Цель: Повышение своего теоретического уровня с целью использования полученных знаний на практике.

      Технология  проведения:

      1. Изучение программы, требований  Госстандарта.

      2. Подбор методической литературы.

      3. Анализ методической литературы.

      4. Изучение статей журнала «Дошкольное  воспитание», «Ребенок в детском  саду».

      5. Составление перспективных планов работы

      Условия: необходимая литература имеется  в группе, в методическом кабинете.

  1. Создание условий  для достижения результатов работы по теме “Экологическое воспитание формирования представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека”.

      Цель: Обогатить развивающую среду в группе демонстрационным материалом, с целью развития интереса у детей.

      Технология  проведения:

      1.  Внести в группу мини-лабораторию.

      2.  Подобрать картинки с изображением  круговорота воды в природе,  слои воздушной атмосферы, природы.

      3.  Изготовить дидактические игры  по теме.

      4.Собрать  детскую художественную литературу о природе.

      5. Провести работу с родителями.

      Условия: Организовать выставку плакатов на тему: «Охрана окружающей среды».

      3). Диагностика уровня знаний по теме “Экологическое воспитание формирования представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека”.

      Цель: Выявить уровень знаний для определения перспектив работы.

      Технология  проведения:

      1.Составить диагностическую карту на основе программных требований.

      2. Провести обследование детей.

      З. На основе диагностики определить задачи работы.

      Условия: Для определения перспективы  работы по теме: «Экологическое воспитание. Формирование представлений дошкольника  о взаимосвязи природы и человека».

      4). Система работы  с детьми по  теме: “Экологическое  воспитание формирования  представлений дошкольника о взаимосвязи природы и человека”.

      Цель: Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы, воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, развивать сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.

      Технология  проведения:

      1. Проведение серии занятий по  ознакомлению с явлениями природы.

      2.  Наблюдения за признаками и  явлениями природы на участке.

      3.Закрепление полученных на различных занятиях знаний в продуктивной деятельности.

      4.Проведение эколого-психологического тренинга   по заданной теме.

      5.Использование дидактических игр и художественно литературы природоведческого характера в совместной и самостоятельной деятельности.

      6. Проведение игр - драматизации,

      7. Индивидуальная работа с детьми.

      8. Экспериментирование в мини-лаборатории.

      9.  Оформление выставки плакатов  на данную тему.

      Условия: Использование знаний о свойствах  природных явлений: в разнообразных  формах практической деятельности, в  процессе непосредственного общения  с природой.

      Вопросник для закрепления знаний учащимся, по которому составлялась диагностическая  карта, содержит следующие вопросы:

  1. Разнообразие природы: докажи что природа разнообразна.
  2. Что изучает наука экология?
  3. Характеристика, свойства, необходимость воздуха.
  4. Характеристика, свойства, необходимость воды.
  5. Характеристика и свойства почвы.
  6. Живая и неживая природа.
  7. Разнообразие растений.
  8. Охрана окружающей среды.

      Обработка и интерпретация  результатов представленных в диагностической карте обобщались следующем образом:

      1 балл – ребёнок не отвечал  на заданные воспитателем вопросы,  поведение пассивное, интерес  к занятию не проявлял (уровень знаний низкий).

      2 балла – ребёнок отвечал на  заданные воспитателем вопросы,  но был весьма не уверен  в ответах (уровень знаний средний).

Информация о работе Формирование представлений о взаимосвязи человека и природы