Биосоциальная сущность развития общества и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.

Содержание

1) ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК-СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ
2) ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
3) ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4)ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИНОГО СТРОЯ
5) МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Работа содержит 1 файл

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.docx

— 337.61 Кб (Скачать)

                                                                                    

Роль Homo erectus в качестве этапа антропогенеза никогда не подвергалась сомнению. Что же касается палеонтропа, или неандертальского человека, то его роль в процессе эволюции в настоящее время оспаривается. Это связано в первую очередь с обнаружением большого количества ископаемых остатков человека с промежуточными чертами между Homo erectus и человеком современного типа. Кроме того, палеонтологические находки последних лет позволяют судить о недооценке интеллектуальных способностей неандертальцев. На всех стоянках неандертальца обнаружены следы кострищ и обгоревшие кости животных, что свидетельствует об использовании огня при приготовлении пищи. Орудия труда неандертальца гораздо совершеннее, чем у предковых форм. Масса головного мозга составляет приблизительно 1500 г, причем сильное развитие получили отделы, ответственные за логическое мышление. Костные остатки неандертальца из Сен-Сезер (Франция) были найдены вместе с орудиями труда, свойственными верхнепалеолитическому человеку, что свидетельствует об отсутствии резкой интеллектуальной грани между неандертальцем и современным человеком. Также имеются данные о ритуальных захоронениях неандертальцев на территории Ближнего Востока.

Эти и ряд  других находок позволили в конце 60-х годов выделить палеонтропов в отдельный подвид Homo sapiens neanderthalensis в отличие от палеонтропа Homo sapiens sapiens, который, таким образом, также получил видовую классификацию. Наиболее древние ископаемые остатки его возрастом 100 тыс. лет обнаружены также на территории Северо-Восточной Африки. Многочисленные находки палеонтропов и неоантропов на территории Европы, датирующиеся 37-25 тыс. лет, свидетельствуют о существовании обоих подвидов человека в течение нескольких тысячелетий.

                                                                                        

В тот же период неоантропы обитали уже не только в Европе и Африке, но и в отдаленных районах Азии (о. Тайвань, о. Окинавы) и даже в Америке. Эти данные указывают на необычайно быстрый процесс разделения современного человека, что может быть доказательством скачкообразного характера антропогенеза в этот период как в биологическом, так и в социальном смысле. Homo sapiens neanderthalensis в виде ископаемых остатков не обнаруживается позже рубежа в 25 тыс. лет. Быстрое исчезновение палеонтропов может быть объяснено вытеснением их людьми с более совершенной техникой изготовлений труда и возможной скрешиваемости (метисации) с ними.

Данные антропологии и археологии доказывают роль целенаправленной трудовой деятельности как основного  фактора антропосоциогенеза в процессе социального развития человека. Однако она была неодинаковой на разных этапах его развития, поскольку в ранней стадии первобытного общества (стаде) прогресс в социальной организации  в значительной мере зависел от биологических  изменений человека; однако процесс  антропогенеза сопровождался постепенным  сужением сферы действия естественного  отбора в сторону возникновения  общественных закономерностей и  создания социальной и культурной среды.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО  СТРОЯ

Первобытнообщинный  строй.

В современной  науке ранним и наиболее продолжительным  периодом антропосоциогенеза признан  первобытнообщинный строй, характеризующийся  низким уровнем производительных сил, коллективизмом в производстве и  распределении, отсутствием социального  неравенства, родовыми отношениями, низким уровнем общественного сознания и доминированием биологических  инстинктов См. Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности и  государства, Маркс К. и Энгельс  Ф. 1972, Соч., т. 21, стр. 10-41; Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, стр. 88; Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза, 2 изд., М., 1977, стр. 56; Возникновение человека, пер. с англ., т. 1-5, М., 1977-79, стр. 241-263. . Вопрос о периоде его начала спорен. Согласно последним данным, самый ранний период истории человечества, длившийся  не менее 1.5-2 млн. лет, был временем перехода от биологической формы движения материи к социальной, т. е. эпохой общественного (социального) становления  человека в обществе. Формирующиеся  люди, к которым относятся архантропы (вымершие питекантропы, синантропы и  другие сходные с ними формы) и  палеоантропы (неандертальцы), жили небольшими группами в формирующемся обществе, которое характеризуется как  первобытное человеческое стадо  или праобщество См. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества, М.: 1988, стр. 3-17.. По археологической периодизации это период раннего палеолита; примерно на рубеже раннего и позднего палеолита  около 30-25 тыс. лет тому назад, процесс  антропосоционегеза Homo sapiens - человека разумного в основном завершился. На смену формирующимся людям  пришли люди современного типа - неоантропы, Homo sapiens и праобщество стадо постепенно трансформировалось в человеческое общество. Одни ученые включают праобщество  в состав первобытного общества в  качестве первого этапа его развития Cм. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М.: 1966, стр. 9-13. , в то время как  другие считают объединение праобщества  и начального этапа эволюции человеческого  общества в одну единицу исторического  развития неоправданным См. Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История  первобытного общества. М.: 1974, стр. 23-27; Борисковский П. И. Древнейшее прошлое  человечества. Л.: 1979, стр. 15-17. . С их точки  зрения общественно-экономической  формацией можно считать лишь определенную стадию развития сформировавшегося  общества. Соответственно под первобытным  строем мыслится общество, каким оно  было в период от завершения социогенеза  до начала становления признаков  социального расслоения и образования  первых государственных формирований. По археологической периодизации это  периоды позднего палеолита, мезолита и отчасти неолита.

В развитии первобытного общества выделяют следующие этапы: первобытное стадо, раннее и позднее  первобытное общество и "протогосударство (вместо старого термина "надклассовое общество"), хотя вопрос о классификации  весьма спорен См. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние  трактовки. / Государство и право, 1993, ? 7, стр. 4-19. . Моделировать этапы  развития первобытного общества позволяют  исследования современных племен и  народов, пребывающих в фазе каменного  века, а также сравнительные аналогии между стадами таких высокоорганизованных животных как приматы. Следует подчеркнуть, что в целом первобытное общество на протяжении сотен тысяч лет  менялось незначительно. Его развитие шло крайне медленно, и те имущественные  изменения в первобытной системе  хозяйствования, структуре, управлении и др., начались не раннее эпохи неолита, около 100 тыс. лет назад. При этом, хотя все эти изменения происходили  параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее, главную роль играло развитие первобытной экономики: именно оно создало возможность для  последующего укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.

Хронология первобытного общества охватывает три продолжительных  этапа, названных по основным материалам, из которых древний человек преимущественно  изготавливал орудия труда См. Джохансон  Д., Эдди М., Льюси М. Истоки человеческого  рода. пер. с англ., М.: 1984, стр. 11-13; New interpretations of ape and humam ancestory, N. Y., 1983, pp. 6-27. :

1) -палеолит (греч. palaios "древний" + lithos "камень") или каменный век (4-3 млн. лет тому назад - конец тыс. до н. э.);

2) -бронзовый  век (конец тыс. до н. э. - тыс. до н. э);

3) -железный  век (с тыс. до н. э);

Каждый этап характеризуется количественными  и качественными изменениями  биосоциальной сущности человека, материальной трудовой деятельности, развитие экономических  отношений, мышления, общественного  сознания, творческих навыков и т. п. В период раннего палеолита  человек находился в ранней фазе общественного развития (первобытное  стадо). По уровню биологической и  социальной организованности "первобытное  человеческое стадо" можно сравнить с животным стадом; в его основе лежал инстинкт выживания, самосохранения и совместного добывания пищи См. Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. 2 изд., М.: 1977, стр. 8-16; Возникновение  человека. пер. с англ., М.: 1977, т. 1-5, стр. 23-26. . Можно предположить, что подобно  аналогичному общественному образованию  животных (человекообразные обезьяны) в этом периоде эволюционного  развития человек вел в основном бродячий (кочевничий) образ жизни  и целиком зависел от природы, ее сезонных циклов и климатических  катастроф. Уровень развития социального  сознания был низок, поведение определялось в основном биологическими инстинктами. Основная деятельность первобытного человека была связана с охотой, собирательством  и рыболовством. Потребляя продукты питания, он ничего не производил сам. Исчерпав, таким образом природные  запасы растительной и животной пищи в одном ареале, он вынужден был  осваивать новые места обитания, в результате чего постепенно завоевывал все новые территории См. Бунак  В. В. Род Homo, его возникновение и  последующая эволюция. М.: 1980, стр. 12-35. . Существенный прогресс в хронологии палеолита был сделан 500 тыс. лет тому назад, когда люди научились использовать огонь для приготовления пищи, обогрева жилища и защиты от животных. Последнее способствовало развитию мышления и общественного сознания.

Палеолит (древнекаменный век).

Первые организованные первобытные общины, возможно, стали  формироваться в эпоху среднего палеолита 100 тыс лет назад См. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л.: 1979, стр. 23-27. . Определяющим фактором для подобного объединения мог стать суровый климат, который заставил человека в эволюционной борьбе за выживание искать все новые средства защиты от стихийных климатических условий, добывать и использовать огонь, изготавливать орудия охоты, что подтверждается археологическими находками каменных ножей, наконечников для копий, скребков, игл и других предметов этой эпохи См. Macgowan K. Ealy man in the new world. The Macmillan Co., New York, 1950, pp. 109-141. .

Первые древние  захоронения свидетельствуют о  том, что в период среднего палеолита  у людей начали формироваться  примитивные религиозные представления, культовые обряды и традиции. Возможно, тогда же появились примитивные  социальные нормы первобытного общества в виде форм тотемизма (осмысление родства  с определенным видом "животного-предка", и как следствие обязанность  сохранять это животное) и табуирования (запреты совепшать определенные действия, например инцест, убийство и  т. п.) См. Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество / Правоведение, 1988, N 5, стр. 43-44.                                                        .

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад) завершается  трансформация вида Homo habilis (человека умелого) в новый вид Homo sapiens человека разумного) См. См. Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая  эволюция. М.: 1980, стр. 12-35. . Процесс биологической  адаптации к новым территориям  обитания привел к формированию современных  человеческих рас - европеноидной, негроидной и монголоидной. Социальное мышление человека стремительно прогрессировало  вслед за развитием общественнных  отношений. В результате, около 35-40 тыс. лет тому назад на смену первобытному человеческому стаду пришла новая  форма социальной организации - родовая  община - объединение людей представителей одного рода, имеющих коллективную форму собственности на орудия труда и средства производства и ведущих хозяйство на основе принципа поло-возрастного разделения труда. В процессе трудовой деятельности люди постепенно научились организовывать свою жизнь, разделять обязанности. Для этого периода характерны две формы организации общества: матриархат - главенствующяя роль женщины в жизни рода, поскольку ее назначением являлось воспроизводство, поддержание численности рода и воспитание потомства и патриархат, где главенствующую роль играл мужчина. Доминирование той или иной формы определялось уровнем развития экономических отношений.

Мезолит (среднекаменный век).

-В эпоху перехода  от позднего палеолита к неолиту  - среднекаменный век (мезолит) (10-6 тыс. лет назад) достигнуты  новые успехи в технике обработки  и совершенствования каменных  орудий труда. Происходит процесс  дифференциации материального труда,  в результате скотоводство отделяется  от земледелия. В результате в  неолите (6-5 тыс. лет назад) начинают  образовываться объединения племен, сельских общин, составившие основу  будущих государственных формирований  См. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.: 1982, стр. 54-57. . Вследствие благоприятных  климатических условий на юге  получают развитие древнейшие  формы скотоводства и земледелия, в то время как на севере  преобладало охотничье-рыболовное  хозяйство.

Таким образом, хронология первобытнообщинного строя  охватыаает наиболее продолжительный  период общественного развития человека, длившейся не менее 1.5-2 млн. лет и  являющимся временем перехода от биологической  формы движения материи к социальной, т. е. от первобытного стада к родовому обществу и впоследствии к государству. Его основными характеристиками являлись: наличие каменных орудий труда (впоследствии замененных на бронзовые и железные), низким уровнем производительных сил, коллективизмом в производстве и распределении, отсутствием социального неравенства, родовыми отношениями, низким уровнем общественного сознания и доминированием биологических инстинктов          

                                                                                                                                                                     .  

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

В настоящее  время этим термином обозначают комплекс вопросов, в том числе и социальных, касающихся активного взаимодействия человека с окружающей средой. К  ним относятся закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, представляющих собой сообщества людей, находящихся в динамической обратной связи с природной средой и удовлетворяющие благодаря этому свои потребности. Размеры таких систем различны в зависимости от численности и характера организации человеческих популяций. Это могут быть изоляты, этносы, нации, различающиеся по уровню и способу производства, укладу жизни, национальным сознанием и др., наконец, человечество в целом. Большое значение в определении размера антропоэкологической системы имеют сами природные условия. Так, наиболее многочисленные современные популяции, объединяющие около 80% человечества, обитают на 44% суши в области тропических лесов и саванн, а также в зоне умеренного пояса со смешанными лесами. Засушливые земли и зона пустынь, на которые приходится 18% суши, являются местом обитания 4% населения.

Информация о работе Биосоциальная сущность развития общества и человека