Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:29, реферат
Неограниченный общественный прогресс связан с появлением человека как биосоциального существа, характеризующимся разумом и ярко выраженной социальной направленностью. Как разумное существо, производящее материальные средства производства, человек существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, развивалось мышление, формировались новые творческие навыки, коллективный опыт и знания.
1) ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК-СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ
2) ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
3) ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
4)ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИНОГО СТРОЯ
5) МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Органическую концепцию возникновения государства связывают с успехами естествознания в 19 в., хотя подобные концепции высказывались значительно раньше. Так, Платон (4-3 вв. до н. э.), сравнивал государство с организмом, т. е. совокупностью взаимосвязанных и согласованных органов, а законы государства - с процессами человеческой психики См. Платон. Соч., М., т. 1, 1974, стр. 145-160; Лосев А. Ф. История антич. эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969, стр. 33-51. . Место, значение и власть каждого государственного института в иерархической системе организации государственной жизни определяются якобы функцией и ролью соответствующего органа в живом организме. Проецируя государственные отношения и процессы в область функционирования биологических процессов и биохимических реакций в живом организме получается, что каждому органу соответствует свой статус и доминирование (власть) в органической системе общества и государства, которая носит иерархически-ранговый характер. Представители органической школы в социологии (А. Шеффле, Р. Вормс) пошли по пути абсолютной биологизации социальных и политических явлений, наделяя правительство функциями головного мозга и контроля, торговли - функции кровообращения, выделения - борьба с преступностью и т. п. См. Философский энциклопедич. словарь, ред. Л. Ф. Ильичева, М., Сов. энциклопедия., 1983, стр. 464-465. Вне всякого сомнения, что подобная биологизация социальных и политических явлений неправомерна, поскольку свойства живого проявляются на уровне самих живых организмов (людей), но не в коем случае не на уровне государства, как объединения этих живых организмов.
Государство - это форма социальной организации определенных правовых полномочий и обязанностей его членов с иерархией господства, подчинения и сопротивления, социальное в нем -это общее, а биологическое - сугубо индивидуальное. Государство можно лишь сравнить с механизмом, запрограмированным законами-программами на определенного рода развитие и выживание в социальной (технические, культурные и правовые инновации, информационные технологии и др.) и биологической среде (освоение окружающей Среды, завоевание новых жизненных пространств, вырубка лесов и др.). Обсуждая органическую концепцию следует отметить, что ее создателям впервые удалось рассмотреть структурно-функциональные аналогии функционирования живых и неживых модельных систем, их воспроизводства и размножения, связью с окружающей средой, а также структурно компартментализировать основные функции государства как сугубо биологической, но не социальной модели функционирования и регулирования. Органические концепции получили обстоятельную разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О. Конта, Г. Спенсера) и их последователей См. Peel J., H. Spenser. The evolution of a sociologist, N. Y., 1971, p. 146-162; Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма, М., 1960, стр. 72-89.. Определенное влияние на их возрения оказали идеи социального дарвинизма.
Появление естественно-научной
концепции возникновения
Для всех концепций
социал-дарвинизма характерна связь
биологических и социальных процессов
на фоне противоречивости общественного
развития, социальных, групповых и
других противоречий и конфликтов.
Положительной характеристикой
социал-дарвинизма при всей концептуальной
многоплановости является, что в
работах некоторых социал-
Грань между
биологическим и социальным размыта.
Социальное вызвано биологическим,
зародилось внутри биологического, как
новая форма. Биологическое связано
с социальным диалектическим единством
и в то же время борьбой
-Высшие (социальные) формы движения материи возникают из низших (биологических).
-Высшие формы движения материи включают в себя низшие.
-Высшие формы движения материи подчиняют себе низшие и преобразуют их.
Вопрос о правомерности
отождествления биологических процессов
с социальными будоражит умы
многих представителей современной
науки - биологии, психологии, социологии,
медицины и т. п. Конечно, полное отождествление
биологического с социальным не является
правильным, согласно современной науке,
человек является существом двойственной
природы - биосоциальным, т. е., наделенное
как биологическими инстинктами
выживания и сохранения рода, так
и огромным биологическим и
ОБЩЕСТВО (СТАДО) КАК ВЫСОКОРАЗВИТАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ФОРМА БИОСОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУУМОВ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВЫХ ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ ЛЮДЕЙ
Общество как высокоразвитая саморегулирующаяся система, основанная на разделении труда.
В 1951 г. У. С. Элли
предложил теорию для объяснения
эволюции организованных групп высокоразвитых
животных См. Ярыгин В. Н. Биология. М: Высшая
школа, 1997, стр. 151-160; Molecules to man. Ed. E. Edward,
American Institute of biological sciences. Houghton Mifflin Co., Boston,
New York. 1973, pp. 440-467.. Согласно его теории,
первобытные общества образовались
в процессе эволюции из небольших
неорганизованных групп. Последовательность
событий, приведшая к образованию
обществ в процессе эволюции, была,
по его мнению следующей. Сначала
индивидуумы образовали неорганизованные
группы для удовлетворения основных
жизненных потребностей. Если последние
выживали лучше, чем индивидуумы-одиночки,
появлялась общая тенденция к
закреплению таких групп. Затем
любые приспособления к общественной
жизни, развивающиеся в процессе
эволюции у членов этих групп, становились
частью общественного поведения
и начинали играть роль регулирующего
механизма в жизни группы. Согласно
теории Элли, отношения кооперации
между индивидуумами благодаря
процессу естественного отбора привели
постепенно к образованию
Общество распределяет выполняемую работу между его членами, которое может быть связано с их половыми различиями и индивидуальными особенностями индивида. Например, в семье человека обязанности разделены между полами: мать вскармливает малышей, нянчит детей и готовит пищу, в то время как отец обеспечивает пропитание и жилище. Таким образом их роль в жизни семьи различна, и это различие анатомически определяется полом и особенностями цикла размножения у человека. Следует подчеркнуть, однако, что разделение труда в семье основано на половых различиях, поэтому его не следует смешивать с разделением труда в обществе. Например, у людей имеется общественное разделение труда, помимо разделения труда в семье.
Разделение труда в первобытном обществе могло определяться и общественным поведением индивидуумов. Так, поведение и способности определяют руководителей, вожаков, часовых и опекунов в группе шимпанзе, которые представляют собой некие единицы, между которыми возникают отношения сотрудничества, и таким образом формируется общество как единое целое См. там же: Molecules to man. Ed. E. Edward, American Institute of biological sciences. Houghton Mifflin Co., Boston, New York. 1973, pp. 440-467; Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последуюшая эволюция, М.: 1980, стр. 12-15; Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза, 2 изд., М.: 1997, стр. 12-19; Возникновение человека, пер. с англ., т. 1-5, М.: 1977, pp. 41-45..
Итак, у общественных животных индивидуумы специализируются для выполнения определенной работы, и выживаемость группы зависит от точной регуляции поведения этих специализирующихся на определенном типе трудовой деятельности особей.
Эволюционные приспособления к общественной жизни
Только высокоорганизованные
животные, наделенные общественными (генетическими)
инстинктами аналогичные
Как показали исследования
сообществ высокоорганизованных животных
См. Honigmann J. J., The Development of anthropological ideas., Homewood,
1976, Acad. Press., pp. 53-58. , образование обществ
дает множество благоприятных
Информация о работе Биосоциальная сущность развития общества и человека