Безопасное обращение с отходами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является:
- рассмотреть виды и классификацию отходов;
- процедура лицензирования деятельности по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке и размещению отходов.

Содержание

Введение 4
1. Классификация отходов и проблемы отходов в России 7
1.1. Виды отходов 7
1.2. Что такое отходы производства и потребления 9
1.3. Современное состояние проблемы отходов в России 11
2. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке и размещению отходов 16
2.1. Что такое лицензирование 16
2.2. Лицензируемые виды деятельности 17
2.3. О необходимости получения лицензии 25
2.4. Нарушения лицензионных требований и условий и приостановление действия лицензии 28
2.5. Выдача дубликата документов, подтверждающих наличие лицензии 32
2.6. Срок действия лицензии и ответственность за несоблюдение действующего законодательства 35
3. О государственной политике в сфере обращения с отходами 36
Выводы 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 122.40 Кб (Скачать)

     - транспортирование отходов –  перемещение отходов с помощью  транспортных средств вне границ  земельного участка, находящегося  в собственности юридического  лица или индивидуального предпринимателя  либо предоставленного им на  иных правах;

     -  размещение отходов – хранение  и захоронение отходов;

     - хранение отходов – содержание  отходов в объектах размещения  отходов в целях их последующего  захоронения, обезвреживания или  использования;

      - захоронение отходов – изоляция  отходов, не подлежащих дальнейшему  использованию, в специальных  хранилищах в целях их последующего  захоронения, обезвреживания или  использования. 

     - накопление отходов - временное  складирование отходов (на срок  не более чем шесть месяцев)  в местах (на площадках), обустроенных  в соответствии с требованиями  законодательства в области охраны  окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. 
 

     1.3. Современное состояние проблемы отходов в России

     Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны.

     Практически для всех субъектов Российской Федерации  одна из основных задач в области  охраны окружающей среды – решение  проблем обезвреживания и переработки  бытовых и промышленных отходов.

     Ежегодно  в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процентов. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов.

     На  территории Российской Федерации в  хранилищах, накопителях, складах, могильниках, а также на полигонах, свалках  и других объектах, принадлежащих  предприятиям, накоплено свыше 1,9 млрд. т опасных отходов. Оценка ситуации позволяет сделать вывод о  постоянном росте количества образующихся в стране отходов. При этом показатель использования и обезвреживания отходов снизился до 43,3%. В связи  с нехваткой полигонов для  складирования и захоронения  отходов распространена практика их размещения в местах неорганизованного  складирования (несанкционированных  свалках), что представляет большую  опасность для окружающей среды.

     Таблица 1

     Показатели  обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации, млн. т

Показатель 2007 г. 2008 г. 200
Образовалось  за отчетный год 2034,9 2613,5 2634,9
Использовано  на предприятиях 1210,8 1287,8 1126,4
Обезврежено на предприятиях 3,5 54,9 14,3
Использовано  и обезврежено, % количества образовавшихся отходов 59,7 51,4 43,3
Размещено на территории, принадлежащей предприятиям 1305,9 1747,2 2355,2

     

     Рис.2. Динамика образования отходов в РФ.

     Таблица 2

     Воздействие на окружающую среду в 2009 г. для Самарской области

    Обращение с отходами производства и потребления
    Показатель млн. т Крупные источники образования отходов 

    (тыс. т)

     ОАО «АвтоВАЗ» г. Тольятти (1322,2);

    ЗАО Завод Нефтемаш,г. Самара (322,3);

    ЗАО "Чапаевский завод химических удобрений" г. Чапаевск (250,4);

    ОАО "Самарский  подшипниковый завод" г. Самара (240,3);

    ПО «Куйбышевазот» г. Тольятти, (210,2);

    ОАО "Электрощит" г. Самара (135,0)

    Наличие отходов на начало года, всего 105,47
    Образовалось 3,43
    Использовано  и обезврежено 1,85
    Размещено на объектах хранения и захоронени 1,13
    Наличие отходов на конец года, всего 105,91
    Степень использования и обезвреживания отходов всех классов опасности, % общего количества образовавшихся за год
 

     Неиспользуемые отходы - это миллиарды тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых материальных ресурсов, многими видами которых страна практически уже не располагает.

     Переход к рыночной экономике не вызвал роста переработки отходов. Обострилась необходимость сочетания гибкости рыночной экономики, способной на быструю сырьевую переориентацию, с дальновидной государственной поддержкой, стимулирующей использование отходов и уменьшение их негативного воздействия на окружающую среду.

     Из-за недостаточной экономической заинтересованности предприятий, низкого технического уровня применяемых технологий, дефицита средств и современного оборудования переработке и использованию  подвергаются лишь несколько десятков видов отходов. В связи с этим темпы их образования и накопления (в том числе и крупнотоннажных  отходов) на территории России остаются прежними.

     Быстрый рост городского населения – одна из важнейших тенденции наступившего столетия. Увеличивается в городах  и количество различных отходов, прежде всего твердых бытовых  отходов, которые требуют самого своевременного удаления и безопасной утилизации.

     В России доля городского населения составляет 73%, что несколько ниже уровня европейских стран. Но, несмотря на это, концентрация ТБО в крупных городах России сейчас резко возросла, особенно в городах с численностью населения от 500 тыс. и выше человек. Объем отходов все увеличивается, а территориальные возможности для их утилизации и переработки уменьшаются. Доставка отходов от мест их образования до пунктов утилизации требует все больше времени и средств. В России необходимо совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов.

     Сейчас  отходы просто собираются для захоронения  на полигонах, а это ведет к отчуждению свободных территорий в пригородных районах и ограничивает использование городских территорий для строительства жилых зданий. Также совместное захоронение различных видов отходов может вести к образованию опасных соединений.

     Проблемы  увеличения количества отходов и  их влияния на окружающую среду создают  большие трудности при разработке и реализации территориальной политики. Традиционно в России такими проблемами занимались городские власти, но в  последнее время в связи с  передачей ответственности за решение  городских экологических проблем, местным властям, ситуация изменяется. По действующему с 1995 года и вступившему  в силу с 1 января 2006 года закону «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» на местный уровень переданы вопросы организации «сбора и  вывоза бытовых отходов и мусора», а также «утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов». Но для полного решения проблемы должен быть поставлен вопрос о выделении  в экономическом комплексе городов  специальной системы санитарной очистки. Эта система предполагает осуществление целого комплекса  экономических мероприятий по сбору, удалению и утилизации отходов с  целью сохранения здоровья жителей  и благоустройства местности. Кроме  сбора, хранения, транспортировки, обезвреживания и утилизации мусора в систему  санитарной очистки населенных мест должны входить мероприятия по уменьшению масштабов процесса образования  отходов и организации переработки  вторичных ресурсов.

     Сейчас  в России само понятие санитарной очистки означает лишь выполнение гигиенических  требований, и эксплуатацию установок  и сооружений, предназначенных для  обезвреживания и утилизации твердых  и жидких бытовых и промышленных отходов. А это понятия должно включать реализацию программ по работе с населением, руководителями жилищно-эксплуатационных организаций и специалистами, занимающимися  сбором мусора, руководителями и специалистами  предприятий по перевозке отходов, руководителями и специалистами мусороперерабатывающих предприятий, представителями органов власти, потенциальными инвесторами.

     Также важной задачей санитарной очистки  местности является выделение из массы отходов веществ, подлежащих повторному использованию или переработке. Ведь это тонны безвозвратно теряемых ресурсов, многими видами которых  страна практически уже не располагает. Ведь на свалках можно найти и  большое количество драгоценных  металлов.

     От  улучшения городской среды зависят  еще и конкурентные возможности  города. От этого зависит и состояние туристической привлекательности городов. Конкурентные преимущества городов определяет и разработка маршрутов специализированных транспортных средств, перевозящих бытовые и промышленные отходы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Лицензирование деятельности  по сбору, использованию,  обеззараживанию,  транспортировке  и размещению отходов

2.1. Что такое лицензирование

     Статья 3 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» устанавливает понятие  «лицензия», в соответствии с которым  лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю;

     В соответствии с п.74 ст.17 вышеуказанного Закона, лицензируемыми видами деятельности являются: сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов  I-IV классов опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-IV классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов V класса опасности).

     - лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление  которого на территории Российской  Федерации требуется получение  лицензии в соответствии с  настоящим Федеральным законом;

     - лицензирование - мероприятия, связанные  с предоставлением лицензий, переоформлением  документов, подтверждающих наличие  лицензий, приостановлением действия  лицензий в случае административного  приостановления деятельности лицензиатов  за нарушение лицензионных требований  и условий, возобновлением или  прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем  лицензирующих органов за соблюдением  лицензиатами при осуществлении  лицензируемых видов деятельности  соответствующих лицензионных требований  и условий, ведением реестров  лицензий, а также с предоставлением  в установленном порядке заинтересованным  лицам сведений из реестров  лицензий и иной информации  о лицензировании;

     - лицензионные требования и условия  - совокупность установленных положениями  о лицензировании конкретных  видов деятельности требований  и условий, выполнение которых  лицензиатом обязательно при  осуществлении лицензируемого вида  деятельности;

     - лицензиат - юридическое лицо  или индивидуальный предприниматель,  имеющие лицензию на осуществление  конкретного вида деятельности;

     - соискатель лицензии - юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель,  обратившиеся в лицензирующий  орган с заявлением о предоставлении  лицензии на осуществление конкретного  вида деятельности;

     - реестр лицензий - совокупность данных  о предоставлении лицензий, переоформлении  документов, подтверждающих наличие  лицензий, приостановлении и возобновлении  действия лицензий и об аннулировании  лицензий. 

     2.2. Лицензируемые виды деятельности

     Лицензированию  подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также  деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Информация о работе Безопасное обращение с отходами