Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:37, автореферат
Реформирование системы хозяйствования происходит в период экономического спада, который, естественно, негативно сказывается на решении экологических проблем, усугубляет и без того кризисное состояние окружающей среды. В условиях нарастания структурных диспропорций в производстве, роста внутреннего и внешнего долга и усугубления социальных проблем внимание к состоянию окружающей среды свелось к минимуму. Деятельность исполнительных и законодательных структур власти сконцентрирована в основном на оперативном решении краткосрочных хозяйственных и социальных вопросов. Экологические проблемы отнесены на второй план, что не может негативно не сказаться на долгосрочных перспективах развития страны.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД.
§ 1. Понятие экологического законодательства.
§ 2. Тенденции и цели как объективные и субъективные начала, определяющие развитие экологического законодательства.
§ 3. Юридическая техника и ее значение для развития экологического законодательства.
ГЛАВА 2. КОДИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
§ 1. Понятие кодификации.
§ 2. Концепция Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды».
§3. Общая характеристика институтов Закона «Об охране окружающей среды».*.
§ 4. о взаимосвязи природоресурсного и экологического законодательства в процессе кодификации.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
§ 1. О соотношении публично-правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве.
§ 2. Роль частно-правовых институтов в системе экологического законодательства.
§ 3. Проблемы гражданско-правовой ответственности по экологическим обязательствам.
ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
§ 1. Согласованное развитие правовых систем как современная тенденция развития экологического законодательства.
§ 2. Модельный закон об охране окружающей среды Совета Европы и казахстанское экологическое законодательство: тенденции и возможности согласованного развития.
§ 3. Сравнительный анализ казахстанского экологического законодательства с институтами законодательства США об охране окружающей среды.
Высказываемые в
настоящей работе суждения о комплексном,
системном характере
Научная новизна
диссертационного исследования заключается
в следующем:
- работа представляет
собой первое монографическое
исследование опыта
- выявлены и проанализированы
новые тенденции развития
- предложен подход
к исследованию целей развития
экологического
- установлено, что
наблюдаемое усиление значения
юридической техники в
- объектом теоретического
анализа впервые выступают
- проникновение частно-правовых
начал в экологическое право впервые исследуется
как тенденция развития экологического
законодательства, это явление в работе
получает качественную характеристику;
- в сравнительно-правовом
аспекте выявляются и
Предложения и выводы
диссертационного исследования могут
быть рассмотрены как решение
научной задачи, имеющей значение
для выработки экологической
политики государства и подготовки
законопроектов.
На защиту выносятся
следующие основные положения и
выводы, определяющие научную новизну
диссертационного исследования.
1. Обосновывается
вывод о том, что понятийный
аппарат, составляющий основу
эколого-правового
2. В дополнение
к уже исследованным в правовой теории
выявлен ряд тенденций развития экологического
законодательства и впервые проанализированы
их взаимосвязь и влияние на процесс кодификации.
В их числе тенденции: экологизации неэкологических
отраслей законодательства, проникновения
частно-правовых начал в экологическое
право, глобализации экологических процессов
и проблем, а также тенденции разрастания
законодательного массива и др.
3. Прогнозируется
усиление роли юридической
4. Высказано предложение
о необходимости внесения
5. Выдвигаются и
обосновываются предложения (в
виде проектов конкретных норм,
статей и разделов) по созданию
ряда новых и / или развитию
существующих правовых
6. Обосновывается необходимость
сохранения существующих темпов кодификации
экологического законодательства, несмотря
на принятие нового Закона РК «Об охране
окружающей среды" и других законодательных
актов в рассматриваемой сфере отношений:
а) высказываются предложения относительно
принятия ряда специальных актов экологического
законодательства, в частности, об отходах,
об использовании агрохимикатов, об опасных
веществах, об экологической информации
(статистике), об экологически неблагоприятных
территориях, об экологическом страховании;
б) доказывается потребность в обеспечении
концептуальной согласованности и единообразия
основных требований экологического законодательства
с требованиями, содержащихся в других
отраслях законодательства уже на стадии
их разработки и принятия.
7. Высказано предложение
о необходимости
8. В качестве одной
из основных закономерностей
развития экологического
9. Выделены, исследованы
и упорядочены следующим образом имеющиеся
в экологическом законодательстве частно-правовые
институты и нормы: право собственности
на отдельные виды природных объектов
и ресурсов, различные виды природопользования,
экологические сервитуты и другие вещные
права; обязательственные отношения (договор
на природопользование и иные сделки в
этой сфере); гражданско-правовые способы
защиты экологических прав (экологические
деликты, защита прав кредиторов по экологическим
обязательствам, и другие); комплексные
институты экологического законодательства,
включающие частно-правовые нормы (лицензирование
природопользования, платность воздействия
на окружающую среду, экологический аудит,
экологические требования при переходе
права собственности на предприятие-загрязнитель
окружающей среды и др.).
10.Выявлена необходимость
совершенствования механизма
11.Высказаны предложения
о способах разрешения следующих
проблем перехода права собственности
на предприятие - загрязнитель окружающей
среды от одного субъекта к другому. В
их числе: оценка прежних загрязнений
и связанных с ними будущих экологических
рисков; проблема возложения на причинителя
ретроспективной ответственности; соотношение
механизмов законодательного и контрактного
урегулирования вопросов возмещения экологического
вреда; возможность исключения действия
принципа универсального правопреемства
в эколого - правовых отношениях; проблема
возложения бремени доказывания причинной
связи между противоправной деятельностью
и наступившим экологическим вредом; учет
интересов кредиторов по экологическим
обязательствам и др.
12. Сделан и обоснован
вывод о неэффективности
13. В целях упорядочения
хаотически используемых
14. Обосновываются
выводы о сближении систем
экологического
15.Предложено дополнить
эколого-правовое
Практическая значимость
содержащихся в диссертации выводов
и рекомендаций подтверждается тем,
что многие из них нашли воплощение
в разработанных при
Об охране окружающей
среды», «О лицензировании», «О приватизации»,
«О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним», «Об экологической экспертизе»,
«О земле», «Об особо охраняемых
природных территориях», «О недрах
и недропользовании», «О внешних
заимствованиях», «О нормативных правовых
актах», главе 11 «Экологические преступления»
Уголовного кодекса и других; а
также при подготовке проекта
закона о концессии, находящегося в
настоящее время на рассмотрении
Правительства. Апробация работы и
внедрение результатов
Москве (Софрино-3, Софрино -5) 1997г., 1999г., Санкт-Петербурге (1997г.), на совещании комитета по экологии и природопользования Мажлиса (нижней палаты) Парламента Республики Казахстан (Алма-Ата, 1996г.), в международной школе, посвященной реформам стран СНГ (Вашингтон, 1998г.), на заседании Центра эколого-правовых исследований ИгиП РАН (Москва, ИгиП РАН 1999г.), на заседании Ученого Совета ИгиП РАН (Москва, 1999г.). Автор был привлечен в качестве эксперта сводного доклада по проекту Центра международных проектов и ЮНЕП «Разработка согласованного подхода к гармонизации законодательства об окружающей среде стран-членов СНГ» (Москва, 1999г.).
Заключение:
Выводы о сближении
законодательства различных государств
находят свое подтверждение в
результате анализа соответствующих
процессов в Республике Казахстан
и других странах СНГ. Процесс
гармонизации законодательства прослеживается
в практике применения таких правовых
институтов, как экологическое страхование,
правовой режим особо охраняемых
природных территорий и объектов,
экологическое лицензирование. Унификацию
можно наблюдать в области
экологического нормирования и стандартизации.
Все большую поддержку и