Теоретические проблемы развития экологического законодательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:37, автореферат

Описание работы

Реформирование системы хозяйствования происходит в период экономического спада, который, естественно, негативно сказывается на решении экологических проблем, усугубляет и без того кризисное состояние окружающей среды. В условиях нарастания структурных диспропорций в производстве, роста внутреннего и внешнего долга и усугубления социальных проблем внимание к состоянию окружающей среды свелось к минимуму. Деятельность исполнительных и законодательных структур власти сконцентрирована в основном на оперативном решении краткосрочных хозяйственных и социальных вопросов. Экологические проблемы отнесены на второй план, что не может негативно не сказаться на долгосрочных перспективах развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД.
§ 1. Понятие экологического законодательства.
§ 2. Тенденции и цели как объективные и субъективные начала, определяющие развитие экологического законодательства.
§ 3. Юридическая техника и ее значение для развития экологического законодательства.
ГЛАВА 2. КОДИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
§ 1. Понятие кодификации.
§ 2. Концепция Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды».
§3. Общая характеристика институтов Закона «Об охране окружающей среды».*.
§ 4. о взаимосвязи природоресурсного и экологического законодательства в процессе кодификации.
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
§ 1. О соотношении публично-правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве.
§ 2. Роль частно-правовых институтов в системе экологического законодательства.
§ 3. Проблемы гражданско-правовой ответственности по экологическим обязательствам.
ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
§ 1. Согласованное развитие правовых систем как современная тенденция развития экологического законодательства.
§ 2. Модельный закон об охране окружающей среды Совета Европы и казахстанское экологическое законодательство: тенденции и возможности согласованного развития.
§ 3. Сравнительный анализ казахстанского экологического законодательства с институтами законодательства США об охране окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.02 Кб (Скачать)

Теоретические проблемы развития экологического законодательства в Республике Казахстан

Автореферат

 

Диссертация

 

Артикул: 76787

Год:

1999

Автор:

 Новикова, Елена  Владимировна 

Ученая cтепень:

 доктор юридических  наук 

Место защиты диссертации:

 Москва 

Код cпециальности ВАК:

12.00.06

Специальность:

 Природоресурсное  право; аграрное право; экологическое  право 

Количество cтраниц:

395

Оглавление:  

ВВЕДЕНИЕ.  

ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД.  

§ 1. Понятие экологического законодательства.  

§ 2. Тенденции и  цели как объективные и субъективные начала, определяющие развитие экологического законодательства.  

§ 3. Юридическая техника  и ее значение для развития экологического законодательства.  

ГЛАВА 2. КОДИФИКАЦИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СОСТОЯНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ.  

§ 1. Понятие кодификации.  

§ 2. Концепция Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды».  

§3. Общая характеристика институтов Закона «Об охране окружающей среды».*.  

§ 4. о взаимосвязи  природоресурсного и экологического законодательства в процессе кодификации.  

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ЧАСТНОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.  

§ 1. О соотношении  публично-правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве.  

§ 2. Роль частно-правовых институтов в системе экологического законодательства.  

§ 3. Проблемы гражданско-правовой ответственности по экологическим  обязательствам.  

ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ  СОГЛАСОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.  

§ 1. Согласованное  развитие правовых систем как современная  тенденция развития экологического законодательства.  

§ 2. Модельный закон  об охране окружающей среды Совета Европы и казахстанское экологическое  законодательство: тенденции и возможности  согласованного развития.  

§ 3. Сравнительный  анализ казахстанского экологического законодательства с институтами  законодательства США об охране окружающей среды.

Введение:  

Актуальность темы исследования. С момента провозглашения государственной независимости  в Казахстане произошли качественные изменения. Республика стала самостоятельным  государством; изменилась экономическая  и политическая система общества. Исходя из принципа разделения властей, была реорганизована система законодательных, исполнительных и судебных органов.  

В последние годы были приняты новая, ныне действующая  Конституция, а также значительное число законодательных актов  в сфере экономики, охраны и использования  природных ресурсов, в частности, такие как Гражданский кодекс, кодифицированные законодательные  акты о земле, о недрах, законодательство об охране окружающей среды и многие другие.  

Реформирование системы  хозяйствования происходит в период экономического спада, который, естественно, негативно сказывается на решении  экологических проблем, усугубляет и без того кризисное состояние  окружающей среды. В условиях нарастания структурных диспропорций в производстве, роста внутреннего и внешнего долга и усугубления социальных проблем внимание к состоянию  окружающей среды свелось к минимуму. Деятельность исполнительных и законодательных  структур власти сконцентрирована в  основном на оперативном решении  краткосрочных хозяйственных и  социальных вопросов. Экологические  проблемы отнесены на второй план, что  не может негативно не сказаться  на долгосрочных перспективах развития страны.  

В современный период исследование и оценка причин экологического кризиса имеют принципиальное значение и могут оказать большое влияние  на процесс совершенствования законодательства.  

Возрастание объема использования природных ресурсов в Казахстане, как и во всех странах  с сырьевой направленностью экономики, свидетельствует о тенденции  усиления сверхэксплуатации природы. Предупреждения ученых о необходимости  последовательного и постоянного  учета экологических последствий  проводимой макроэкономической политики не принимаются во внимание или им придается минимальное значение.  

Очевидны несовместимость  и противоречие между тем, как  в реальности человечество строит свое отношение к окружающей среде  на протяжении всей своей истории  и царящей до сих пор иллюзией о возможностях усовершенствования существующих способов производства и  правового регулирования. Основанный на традиционно используемом энергетическом сырье ныне существующий способ хозяйствования может привести к глобальной экологической  катастрофе. Альтернативные же виды источников энергии (солнечная, ветровая и другие) не способны серьезно конкурировать  в удовлетворении современных энергетических потребностей.  

В современный период поиски оптимального законодательного регулирования должны быть сосредоточены  на принципиально иной основе. Как  показывает практика, всякого рода попытки приладить или усовершенствовать действующий правовой механизм применительно к сиюминутным нуждам экономики, основанной на существующей энергетике, малоэффективны в принципе, а в условиях нарастания темпов экологического кризиса и малоперспективны. Экологическое законодательство, базирующееся на устаревших подходах, может даже способствовать углублению экологического кризиса, если оно будет следовать идеям антропоцентризма - охраны среды, окружающей человека, с его разрушительными амбициями и с порождением иллюзии решаемости неразрешимых проблем.  

Анализ экологической  ситуации и законодательства в современный  период могут и должны привести к  переоценке отношения человека к  самому себе и природе, а также  выборе направлений своего развития в будущем. Значение такого рода выводов  и оценок должно быть вполне сопоставимым с результатами экологического моделирования, представленными мировому сообществу основателями Римского клуба еще  полвека назад и определившем зарождение экологических приоритетов  в политике и законодательстве развитых и многих развивающихся стран. На новом витке развития экологические  проблемы не просто обострились, но приобрели, к сожалению, иное качество.  

Тем не менее, выход  из ситуации возможен, если в ближайшем  будущем в Казахстане, как и  в других государствах, все виды законодательного регулирования будут  сориентированы на качественно иную систему организации производства и потребления, и будут строиться  на принципиально иных началах, способных  обеспечить гармонизацию не только на межгосударственном уровне, но и гармонизацию интересов мирового сообщества с  возможностями биосферы.  

Накопившиеся вопросы  и задачи развития экологического законодательства по объективным и субъективным причинам не смогли найти своего исчерпывающего разрешения. Их актуальность не только сохраняется, но даже усиливается. В  связи с этим, необходимость теоретического осмысления проблем формирования экологического законодательства в новых условиях становится назревшей необходимостью и выдвигается на первый план.  

Состояние разработки темы. Проблематика совершенствования экологического законодательства в течение продолжительного периода времени успешно разрабатывалась представителями различных научных школ и течений в трудах Г.А.Аксененка, С.Б.Байсалова, С.А.Боголюбова, М.МБринчука, А.К.Голиченкова, О.Л.Дубовик, Н.Г.Жаворонковой, И.А.Иконицкой, А.И.Иойрыша, Н.Д.Казанцева, О.С.Колбасова, М.И.Козырь, О.М.Козырь, С.С.Константиниди, С.Н.Кравченко, Н.И.Краснова, О.И.Крассова, Н.Б.Мухитдинова, И.Ф.Панкратова, В.В.Петрова, Г.Н.Полянской, Н.А.Сыродоева, А.А.Транина, А.С.Тимошенко, Ю.С.Шемшученко, А.С.Шестерюка и многих других исследователей.  

В рамках осуществляемой в Казахстане экономической и  законодательной реформы, обусловленной  кардинальными изменениями во всей системе хозяйствования, основанной на использовании природных ресурсов, большие надежды возлагались  на масштабную кодификацию экологического законодательства в целом, и отраслевую, пообъектную, в частности. Большой  теоретический и практический вклад  в поддержку проводимых правовых реформ был внесен научными разработками, идеями и предложениями таких  казахстанских и российских ученых, как Ю.Г.Басин, М.М.Бринчук, А.К.Голиченков, К.В.Мукашева, М.К.Сулейменов, Б.В.Покровский, А.И.Худяков и других, а также  западными специалистами.  

Далеко не всем надеждам суждено было сбыться, не все предложенное нашло свое воплощение, однако полученный коллективный опыт лег в основу очередного этапа развития законодательства и  правовой науки, оказав решающее влияние  на формирование взглядов, излагаемых в представляемом к защите диссертационном  исследовании.  

Цели и предмет  исследования. Общая цель диссертационного исследования заключалась в изучении закономерностей развития экологического законодательства и анализе основных теоретических проблем, а также - в разработке подходов и конкретных вариантов их решения в процессе кодификации. Выявленные проблемы и  возможные пути их решения подтверждают необходимость выработки новых  концептуальных подходов к кодификации  законодательства об использовании  природных ресурсов в рамках экологического законодательства.  

Принятие в Казахстане нового Закона «Об охране окружающей среды» и ряда важнейших нормативных  правовых актов в экономической  и экологической сферах потребовало  серьезного научного переосмысления и  переоценки ряда концептуальных моментов развития экологического законодательства. В их числе - понятие экологического законодательства, тенденции и цели, определяющие его развитие, значение юридической техники, понятие, состояние и перспективы кодификации, изучение влияния частного права и его соотношения с публично-правовыми началами в экологическом законодательстве, а также - возможности и пути согласованного развития правовых систем как факторы формирования экологического законодательства.  

В подтверждение  своих тезисов автором приводятся примеры из российской законодательной  практики, в сравнении с которыми анализируется опыт Республики Казахстан. Такой подход к изложению материала  объясняется рядом причин: а)общими историческими корнями (правовая охрана природы в СССР уходит, в свою очередь, в дореволюционное право России); б)законодательство этих стран по сей день продолжает представлять собой эклектику нормативных правовых актов советского и пореформенного периодов; в)формирование законодательства в одном из этих государств происходит не без влияния опыта и разработок в другом и г)общим экономическим, энергетическим и таможенным пространством. В историческом летоисчислении восемь лет независимости Республики Казахстан - это период весьма незначительный и недостаточный для серьезных научных обобщений, выявления тенденций и разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства, если их разрабатывать в отрыве от исторического контекста и сложившихся традиций.  

Сравнительно-правовой, подход в решении сходных вопросов используется также при анализе  тех институтов нового Закона РК «Об  охране окружающей среды» 1997 г., появление  или развитие которых испытало на себе наибольшее влияние западного  права. Так сложилось, что в процессе подготовки указанного законопроекта  учитывались отдельные рекомендации Модельного закона Совета Европы об охране окружающей среды и некоторые  подходы законодательного регулирования  США в этой области.  

Необходимость сближения  несходных между собой законодательных  систем обусловлена потребностями  стран в совместном решении целого ряда общих задач. Это предполагает установление, где это возможно, общих начал, принципов и правил регулирования. В области охраны окружающей среды указанный процесс  должен идти быстрее в силу большей  однородности и относительно незначительной политизированности регулируемых общественных отношений. Не секрет, что не все  страны обладают достаточным потенциалом  для подготовки качественного и  современного законодательства. Однако именно сфера охраны окружающей среды  особенно нуждается в совместных усилиях для выработки сходных, если не единых, стандартов государственного регулирования.  

Методологические  и теоретические основы исследования. Настоящее исследование, как и  большинство теоретических разработок эколого-правового характера, исходит  из прогрессивных концепций и  течений различных философских  школ, учений о взаимодействии общества и природы, о государстве и  праве. Наряду с общенаучными методами исследования в работе использованы сравнительно-правовой, системный, логический и исторический методы. Большая роль отводится междисциплинарному или интегрированному подходу к научным исследованиям и оценке выводов.  

Информация о работе Теоретические проблемы развития экологического законодательства в Республике Казахстан