Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:17, курсовая работа
Актуальность темы реферата заключается в том, что комплексный пересмотр всей системы учета и отчетности, развитие и совершенствование ее в соответствии с международными правилами должны сочетаться с максимальным использованием многолетнего опыта и сохранением тех методов, инструментов и методологических решений, которые не только не противоречат мировой практике, но и обогащают ее.
Введение
1. Сущность международных стандартов финансовой отчетности, принципы и история их развития
1.1 История развития международных стандартов финансовой отчетности
1.2 Цель и сущность создания международных стандартов финансовой отчетности
1.3 Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
2 Перечень действующих международных стандартов финансовой отчетности и их назначение
2.1 Перечень действующих международных стандартов финансовой отчетности
2.2 Понятие «справедливая стоимость»
2.3 Концепция контроля над активами
3 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности. Совет по МСФО
3.1 Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета
3.2 Совет по международным стандартам финансовой отчетности и его деятельность
4 Реформирование бухгалтерского учета в РФ
Заключение
Список использованных источников
КМСФО не принуждает страны, принимающие участие в его работе, к полному переходу на свои стандарты - в любом случае приоритет отдается национальным стандартам. В то же время при представлении бухгалтерской отчетности, составленной по стандартам, отличающимся от МСФО, все случаи несоблюдения МСФО должны раскрываться отдельно.
В настоящее время разработано и утверждено около 40 МСФО (более точную цифру назвать невозможно, так как работа по стандартизации продолжается). Кроме того, КМСФО разработаны Принципы подготовки и составления финансовой отчетности.
Под МСФО в отечественных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, как правило, понимаются стандарты IAS.
Программой 1998 года предусматривалось до августа 1998 года закончить разработку Методических рекомендаций по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Централизованно (на уровне Минфина России) подобный документ так и не был разработан. Определенные попытки предпринимались отраслевыми органами управления. В частности, Минтрансом России были разработаны рекомендации по учету затрат. Однако они представляют собой, скорее всего, компиляцию из положений главы 25 НК РФ и некоторых норм, заимствованных из положений по бухгалтерскому учету, и непосредственно применяться для организации и ведения бухгалтерского учета в организациях вряд ли могут.
Продолжение работы в данном направлении Концепцией 2004 года не предполагается[13].
В первом разделе Концепции 2004 года определены проблемы, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться работникам бухгалтерских служб, а также членам профессионального бухгалтерского сообщества, занимающимся методологической и экспертной деятельностью. Несмотря на то что выводы сделаны на основе всесторонней оценки множества факторов, некоторые из вышеуказанных проблем представляются спорными.
Например, в качестве первой
(и, видимо, основной) проблемы разработчики
Концепции 2004 года ссылаются на отсутствие
официального статуса бухгалтерской
отчетности, составляемой согласно МСФО.
При этом почему-то упущено то обстоятельство,
что документы системы
Другой, не менее важной проблемой
обозначены неоправданно высокие затраты
хозяйствующих субъектов на подготовку
консолидированной финансовой отчетности
согласно МСФО посредством трансформации
бухгалтерской отчетности, подготовленной
по российским правилам. В направлениях
реформирования бухгалтерского учета
однозначного решения этой проблемы
не предложено. Как вариант предлагается
составление консолидированной
отчетности исключительно в соответствии
с требованиями МСФО. Однако в данном
случае весьма вероятны существенные
расхождения между
Вызывает сомнения в правомерности выделение в отдельные проблемы невысокого качества аудита бухгалтерской отчетности, а также низкого уровня профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов. Оговорка о том, что имеется в виду только недостаточная подготовка в части изучения МСФО, отсутствует. Таким образом, разработчики Концепции 2004 года дают негативную оценку системе профессиональной подготовки как бухгалтеров, так и аудиторов.
В качестве основных направлений
решения вышеуказанных проблем
предлагаются переориентация учебных
программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки
профессиональных бухгалтеров и
аудиторов на углубленное изучение
МСФО и формирование навыков их применения
на практике; мониторинг качества учебных
программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки
профессиональных бухгалтеров и
аудиторов; обеспечение соответствия
учебных программ подготовки профессиональных
бухгалтеров и аудиторов
При этом определяющая роль
в реализации вышеперечисленных
направлений отводится
Еще одной проблемой, которая не выделена в отдельный подпункт, однако неоднократно упоминается в тексте Концепции 2004 года, является наличие существенных различий в системе бухгалтерского и налогового учета. Эти различия получили законодательное оформление с принятием главы 25 НК РФ. Следует заметить, что проект главы 25 НК РФ готовился в Минфине России. Иными словами, возникновение различий обусловлено определенной несогласованностью действий отдельных департаментов Минфина России. Направления решения данной проблемы не конкретизированы - указывается только на необходимость сближения двух видов учета. Тем самым неявно признается, что применение норм ПБУ 18/02 не способно в полной мере решить поставленную задачу. По нашему мнению, применение норм ПБУ 18/02 может быть весьма успешно использовано для приведения данных налогового учета в полное соответствие с данными бухгалтерского учета. Однако для этого необходима разработка подробных методических рекомендаций, в которых были бы максимально возможно раскрыты все возможные случаи возникновения налоговых разниц, отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов. Правда, для этого, как минимум, необходима детализация нормативного регулирования учета затрат (расходов) [13].
Из пяти основных направлений дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности наиболее масштабными и приспособленными к нормативному регламентированию являются два:
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Для реализации вышеуказанных
направлений предполагается организация
взаимодействия профессионального
сообщества (скорее всего, в виде ИПБ
и его территориальных
Собственно система
- орган государственной власти (Минфин России) разрабатывает программу подготовки и утверждения нормативных актов в области бухгалтерского учета и аудита, формирует техническое задание на разработку стандартов и размещает заказ на разработку - непосредственно или через специально созданную службу в составе Министерства;
- профессиональное сообщество (в лице ИПБ или иного аналогичного института) по заказу Минфина России или инициативно подготавливает перевод МСФО на русский язык, разрабатывает методические рекомендации и (или) методические указания по их применению;
- разработанные проекты подвергаются профессиональной экспертизе с привлечением независимых экспертов из числа наиболее высококвалифицированных и опытных представителей профессионального бухгалтерского сообщества;
- после экспертизы проекты направляются в Минфин России, где подвергаются дополнительной технической обработке и документальному оформлению, после чего проводится комплекс мероприятий по приданию вновь разработанным документам нормативной силы (включая регистрацию в Минюсте России);
- орган профессионального сообщества (ИПБ) организует системы подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров по всей системе утвержденных стандартов, включая вновь разрабатываемые. При этом предполагается, что подобная подготовка со временем может стать обязательной и может распространиться не только на бухгалтеров, но и аудиторов. Одновременно с внесением новых стандартов в учебные планы ИПБ (или иной аналогичной организации, занятой исключительно коммерческой подготовкой кадров) соответствующим образом корректируются учебные планы учреждений и организаций системы высшего и среднего профессионального образования (подчиненных Минобрнауки России);
- параллельно с внедрением новых стандартов и обучением кадров по всем стандартам, действующим в системе МСФО, Минфином России и ИПБ ведется работа по мониторингу изменений, вносимых КМСФО в действующие стандарты.
Основным условием существования приведенной системы, по мнению разработчиков Концепции 2004 года, является законодательное признание МСФО в Российской Федерации (в частности, придание консолидированной финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО, статуса одного из видов официальной отчетности).
В подразделе 2.2 Концепции 2004 года отдельно обращено внимание на то, что применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. Тем самым косвенно подтверждается то, что тот текст МСФО, который в настоящее время распространяется одной из коммерческих организаций, не является официальным. Кстати, еще одним подтверждением этого тезиса является то, что в вышеупомянутом издании текст МСФО предваряется в общем-то обычной в таких случаях записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме, хотя в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" не могут являться объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы.
Вышеприведенная схема представляется вполне жизнеспособной, но для того чтобы она заработала, необходимо выполнение, как минимум, одного приказа Минфина России провести подобное распределение (или нормативной силы) потребует существенных финансовых издержек, как должны включаться в расходы для целей обложения налогом на прибыль. Обоснованность расходов в данном случае подтверждается фактом законодательного признания их необходимости.
Другим направлением развития
системы бухгалтерского учета и
отчетности является повышение качества
информации, формируемой в бухгалтерском
учете и отчетности. В подразделе
2.1 Концепции 2004 года, конкретизирующем
отдельные элементы этого направления,
приводятся определения индивидуальной
и консолидированной
Весьма спорным представляется
определение главной задачи в
области бухгалтерского учета - обеспечение
относительной независимости
Информация о работе Роль и назначение международных стандартов учета (финансовой) отчетности