Правовой режим недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Недра занимают особое место среди остальных природных объектов. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Во-первых, будучи минеральной основой природной среды, недра тесно взаимосвязаны со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь выражается в том, что при пользовании недрами оказывается интенсивное воздействие на землю, воды, атмосферный воздух. Процессы, протекающие в недрах (вулканические, сейсмические, магматические), имеют не только геологическое значение, но опосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы. Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим видом недропользования, характеризуются невозобновимостью - образуемые в течение длительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются. В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальное промышленное значение и являются решающим фактором развития и функционирования экономики многих стран мира.

Содержание

Введение.
1. Недра как объект правового режима недропользования.
2. Особенности государственного регулирования правового режима недропользования.
3. Право недропользования.
4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

экологическое.docx

— 57.61 Кб (Скачать)

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, ведение  государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

введение ограничений  на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

распоряжение совместно  с субъектами РФ государственным  фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ;

определение совместно с  субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции;

координация научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

                                                                                                                           11

защита прав пользователей  недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;

заключение международных  договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;

государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения.

Реализация общей федеральной  политики недропользования в РФ возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектами РФ.

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих территориях в нее входит:

принятие и совершенствование  законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и  реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

создание и ведение  территориальных фондов геологической  информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов;

                                                                                                                           12

участие в государственной  экспертизе информации о разведанных  запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность;

составление территориальных  балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

распоряжение совместно  с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение  совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;

определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;

установление порядка  пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных  народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

лицензирование видов  деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местною значения;

заключение договоров  на условиях раздела продукции с  субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

определение условий и  порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;

                                                                                                                          13

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;

регулирование других вопросов в области использования и  охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования.

Основной задачей государственною  регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколении народов Российской Федерации.

Государственное регулирование  отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых,

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных  с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

                                                                                                                           14

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления других субъектов РФ, а также органом управления государственным фондом недр.

Орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр утверждается Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным  фондом недр делится на органы общей  и отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые органы местного самоуправления и соответствующая администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы планирования и организации разведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования и квотирования полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных ископаемых и т.д.

На систему специальных органов  возложены функции регулирования

                                                                                                                           15

(управления) поиска и разведки полезных  ископаемых в Российской Федерации. Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994 г.  (теперь этот комитет входит в состав Министерства природных ресурсов РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также функции управления государственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются:

 осуществление государственного регулирования работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;организационное обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

К специальным органам, осуществляющим регулирование горных отношений, относится также Госгортехнадзор России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории РФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.  Основными задачами этого органа являются: организация и осуществление на территории РФ промышленной безопасности и государственного надзора за всеми недропользователями и соблюдение требований по безопасному ведению работ в промышленности;

                                                                                                                          16

осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер по профилактике производственного травматизма и др.

В тех субъектах РФ, где  поисковые и геологические работы ведутся в меньших размерах, создаются  территориальные геологические  управления и тресты, границы компетенции которых часто не совпадают с границами административных районов и областей. Порядок организации поисковых и разведочных работ определяется инструкциями и положениями Комитета по геологии и использованию недр РФ.

Некоторые функции в области  управления недрами возложены на ведомства добывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий  для рациональною комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Предоставление недр в  пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после  проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной  экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может   проводиться  на  любой стадии

                                                                                                                          17

геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис-копаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых.

Информация о работе Правовой режим недропользования