Правовой режим недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Недра занимают особое место среди остальных природных объектов. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Во-первых, будучи минеральной основой природной среды, недра тесно взаимосвязаны со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь выражается в том, что при пользовании недрами оказывается интенсивное воздействие на землю, воды, атмосферный воздух. Процессы, протекающие в недрах (вулканические, сейсмические, магматические), имеют не только геологическое значение, но опосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы. Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим видом недропользования, характеризуются невозобновимостью - образуемые в течение длительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются. В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальное промышленное значение и являются решающим фактором развития и функционирования экономики многих стран мира.

Содержание

Введение.
1. Недра как объект правового режима недропользования.
2. Особенности государственного регулирования правового режима недропользования.
3. Право недропользования.
4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

экологическое.docx

— 57.61 Кб (Скачать)

Введение

Недра занимают особое место  среди остальных природных объектов. В единой системе природной среды  недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей. Во-первых, будучи минеральной основой природной  среды, недра тесно взаимосвязаны  со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь  выражается в том, что при пользовании  недрами оказывается интенсивное  воздействие на землю, воды, атмосферный  воздух. Процессы, протекающие в  недрах (вулканические, сейсмические, магматические), имеют не только геологическое  значение, но опосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы  и биосферы. Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим  видом недропользования, характеризуются  невозобновимостью - образуемые в течение длительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются. В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальное промышленное значение и являются решающим фактором развития и функционирования экономики многих стран мира. Целый ряд государств развивается и живет за счет добычи и продажи полезных ископаемых, в бюджете иных государств значительную долю занимают доходы от продажи нефти, газа и других полезных ископаемых. Относится к их числу и Россия, бюджет которой в известной степени зависит от мировых цен на нефть. Другие природные ресурсы задействованы в процессе добычи с целью продажи гораздо меньше. Поэтому к характерным особенностям недр можно отнести высокую ликвидность их составной части - полезных ископаемых на мировом рынке, в связи с чем их добыча стремительно растет и приносит огромные доходы. При этом задача охраны недр становится все острее. Исходным для всех действий в ее решении является их нормативное закрепление, и в этом плане право выступает важнейшим средством охраны недр. Однако изучение горного   законодательства  приводит к выводу   о   недостаточности

                                                                                                                   3

содержащегося в нем правового  инструментария охраны недр - такие  правовые меры охраны окружающей среды, как, например, нормирование, им не востребованы.

Изложенное позволяет  рассматривать совершенствование  правового механизма пользования  недрами в качестве важнейшего направления  охраны недр в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   4

  1. Недра как объект правового режима недропользования.

В единой системе природной  среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

Под недрами понимается часть  земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Законодательство РФ о  недрах основывается на Конституции  РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Специфические отношения, связанные  с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.

Субъекты РФ принимают  свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений  недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и

                                                                                                                            5

ее субъектов.

 Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и  распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в  интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих  полномочий утверждают государственные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

Для гарантированного обеспечения  государственных потребностей РФ стратегическими  и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов

                                                                                                                            6

РФ Часть месторождении  федерального значения, в том числе  освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Связь недр с землей проявляется  в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра  имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и  минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени.

В экологическом аспекте  недра служат естественным фундаментом  земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с  возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.

 

                                                                                                                             7

Запасы минеральных вод  и других веществ, заключенных в  недрах земли и находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной  собственности на недра признаются как уже открытые, так еще и  не открытые полезные ископаемые. Открытыми месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального сырья.

                                                                                                                            8

Большое значение имеет деление  запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.

Отнесение запасов к одной  из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку  балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и местного значения.

 

 

 

 

 

                                                                                                                              9

  1. Особенности государственного регулирования правового режима недропользования.

Регулирование эколого-правового  режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы

Различается государственное  регулирование со стороны собственников  недр, которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недропользователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных  органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений  недропользования входят:

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

создание и ведение  единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;

                                                                                                                           10

государственная экспертиза информации о разведанных запасах  полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения;

Информация о работе Правовой режим недропользования