Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………... 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве …………………………….... 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…...12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40
Градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, которые удовлетворяют следующим критериям:
- осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
- зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
Основным актом международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Относительно водных биоресурсов положения этого глобального морского договора конкретизированы в Соглашении об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.27
В соответствии с указанным Соглашением прибрежным государствам следует ограничивать улов до тех пор, пока воздействие промысла на рыбные запасы не будет достаточно выявлено. Таким образом, государства не должны злоупотреблять своим суверенитетом, им предписано применять осторожный подход в управлении использованием и охраной рыбных запасов.
Не следует забывать и о международном речном праве. Оно представляет собой совокупность правовых норм, определяющих статус водоемов и водотоков, находящихся на территории двух и более государств. В предмет его правового регулирования входят отношения по изучению, использованию и охране больших и малых, естественных и искусственных водных объектов либо целых водных систем (бассейнов рек, т.д.). Для России общее количество таких трансграничных (пограничных) поверхностных водных объектов превышает тысячу. Среди них немало крупных и значимых для рыбного хозяйства рек и озер. Прежде всего, это разветвленный бассейн реки Амур, реки Урал, Днепр, Северный Донец, Псково-Чудское озеро. Поэтому международное речное право призвано регламентировать и использование трансграничных водоемов и водотоков в целях рыболовства и рыбоводства28.
Основным актом международного речного права является Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., подписанная и ратифицированная Россией. Важнейшая задача данной Конвенции - предотвратить, ограничить и сократить трансграничное воздействие не только на сами водные объекты, но и на их флору и фауну. Исполняя указанную Конвенцию, Российская Федерация подписала соглашения по использованию и охране трансграничных вод, в том числе одно трехстороннее (с Норвегией и Финляндией) и двусторонние (с Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном, Монголией и Китаем).
На
основе актов международного морского
и речного права Российская Федерация
заключает отдельные
В
сфере использования
Важной
задачей российского
Для сохранения и развития рыбных ресурсов, необходимо проводить повсеместный контроль загрязнения водоемов сточными водами, создавать условия для нормального размножения, развивать рыбную промышленность, поощрять развитие и применение научных идей в рыбной промышленности, и т.д.
Сохранение и рациональное использование рыбных ресурсов (являющихся не только пищевым ресурсом), важнейшая задача государства. Возникает необходимость правового обеспечения деятельности в области развития аквакультуры. Обобщает многочисленные пожелания организаций Федеральный Закон «Об аквакультуре». Задачей является интенсивное развитие всех возможных для России направлений аквакультуры и определение четких границ между сферами действия законов об охране животного мира, рыболовства – с одной стороны, и правовым обеспечением деятельности предприятий отечественной аквакультуры различных форм собственности – с другой.
Внеслись изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса, то есть о ставках сбора. Целью изменения является приведение в соответствие экономические интересы государства – собственника ресурсов – и организаций и физических лиц – пользователей ресурсами. Сборы за пользование водными биологическими ресурсами должны иметь не фискальный характер, как происходило до этого по многим позициям, а объективно необходимыми и экономически обусловленными затратами.
В свою очередь, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" содержит в себе лишь одну ст. 42 "Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов". В соответствии с ней рыболовство подпадает под действие как федерального, так и регионального законодательства. Но эта статья отсылочная, ее положения, как полагали специалисты ИЗиСП, следовало бы развить в законе "О рыболовстве и охране водных беспозвоночных, морских млекопитающих РФ". Однако Федеральный закон о рыболовстве готовился около 10 лет. В течение этого времени регионы в "опережающем порядке" принимали свои законы и правила в области рыболовства. В это же время были приняты федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г., "Об исключительной экономической зоне" 1998 г., "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. Названные законы распространялись и на живые ресурсы моря: утверждалась платность пользования водными биологическими ресурсами и допускалась конкурсная основа подобного природопользования.
Список литературы
Нормативные акты:
1. Федеральному
закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О
рыболовстве и сохранении
2. Указ Президента от 30.05.2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству».
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
4. Земельный кодекс Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 23.
5. Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1933.
6. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"// СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2124.
7. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753,от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 15.06.2010 N 438,от 26.07.2010 N 553, от 02.08.2010 N 589).
8. Положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09.04.2008 N 130 (в редакции от приказа Россельхознадзора от 30.09.2008 N 295.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010).
10. Протокол от 15 марта 2007 г. № 12, заседании секции Научно-технического совета Минсельхоза России по рыбохозяйственному комплексу – Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года.
11. Постановление Правительства от 31 октября 1999 г. N 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации"//СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5427.
12. Федеральный закон от
18 мая 2005 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений
в статью 333.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации" ставки сбора
за пользование глубоководными крабами
и тюленем были изменены //СЗ РФ. 2005. N 21.
Ст. 1918.
Учебная и научная литература:
3. Боголюбов С.А. Требования к использованию
природных ресурсов прибрежных
морей // Журнал зарубежного законодательства
и сравнительного правоведения. Первый
выпуск. 2007. N 8. С. 3-7.