Правовое регулирование рыболовства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………... 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве …………………………….... 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…...12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Регулирование рыболовства 2.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

       Градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, которые удовлетворяют следующим критериям:

- осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

- зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-   численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Глава 5. Международно-правовые аспекты охраны и использования 
водных биоресурсов

       Основным актом международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Относительно водных биоресурсов положения этого глобального морского договора конкретизированы в Соглашении об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.27

       В соответствии с указанным Соглашением  прибрежным государствам следует ограничивать улов до тех пор, пока воздействие  промысла на рыбные запасы не будет достаточно выявлено. Таким образом, государства не должны злоупотреблять своим суверенитетом, им предписано применять осторожный подход в управлении использованием и охраной рыбных запасов.

       Не  следует забывать и о международном речном праве. Оно представляет собой совокупность правовых норм, определяющих статус водоемов и водотоков, находящихся на территории двух и более государств. В предмет его правового регулирования входят отношения по изучению, использованию и охране больших и малых, естественных и искусственных водных объектов либо целых водных систем (бассейнов рек, т.д.). Для России общее количество таких трансграничных (пограничных) поверхностных водных объектов превышает тысячу. Среди них немало крупных и значимых для рыбного хозяйства рек и озер. Прежде всего, это разветвленный бассейн реки Амур, реки Урал, Днепр, Северный Донец, Псково-Чудское озеро. Поэтому международное речное право призвано регламентировать и использование трансграничных водоемов и водотоков в целях рыболовства и рыбоводства28.

       Основным  актом международного речного права  является Конвенция по охране и использованию  трансграничных водотоков и международных  озер 1992 г., подписанная и ратифицированная Россией. Важнейшая задача данной Конвенции - предотвратить, ограничить и сократить трансграничное воздействие не только на сами водные объекты, но и на их флору и фауну. Исполняя указанную Конвенцию, Российская Федерация подписала соглашения по использованию и охране трансграничных вод, в том числе одно трехстороннее (с Норвегией и Финляндией) и двусторонние (с Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном, Монголией и Китаем).

       На  основе актов международного морского и речного права Российская Федерация  заключает отдельные межправительственные соглашения в области собственно рыбного хозяйства. Они охватывают вопросы рыболовства, аквакультуры и марикультуры, судоремонта и судостроения (относительно рыболовного флота), ихтеологических исследований, предусматривают участие сторон в международных рыбохозяйственных организациях. В качестве примеров можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 24 сентября 1992 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства от 4 мая 1994 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 29 июня 1999 г.

       В сфере использования биоресурсов  сложности проявляются даже со старым соседом - Китаем, стремящимся обеспечивать продовольствием свое многочисленное население. Правовая база российско-китайских отношений состоит из двух соглашений: Соглашения между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 4 октября 1988 г. и Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны, регулирования, и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури от 27 мая 1994 г. Стороны этих соглашений стремились защитить деградирующие запасы кеты, осетровых и иных ценных видов рыб, но некоторые положения указанных актов не отвечают поставленным задачам. Составленные на основе китайских подходов Правила по охране, регулированию и воспроизводству рыбных запасов в пограничных водах рек Амур и Уссури представляются слишком мягкими. Ярким примером является ситуация с осенней кетой. Если китайские рыболовы осуществляют промысел в пограничных участках русел рек Амура и Уссури, то, скованные своими более строгими правилами рыболовства, россияне - только в устье Амура. Китайские рыболовы вылавливают особи производителей бассейнов Амура и Уссури, около 40% амурских нерестилищ пустуют вот уже 30 лет, а уссурийские нерестилища кеты "дают рыбу" для китайского промысла. Поэтому китайская сторона, опустошившая свои нерестилища, могла бы согласно принятой международной практике принять участие в расходах российской стороны по воспроизводству запасов этой ценной рыбы29.

 

Заключение

       Важной  задачей российского законодательства является оптимизация условий рыболовства  и рыбоводства. Деятельность в области  рыбного хозяйства отчасти регулируется водным законодательством. Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) рыболовство не требует заключения договора водопользования или выдачи решений о предоставлении водных объектов в пользование. Однако нормы, содержащиеся в водном законодательстве, в целом не акцентированы и не могут быть акцентированы на охране водных организмов. Для поддержания и увеличения запасов ценных промысловых рыб в нашей стране, несмотря на продолжающийся кризис, осуществляются широкие мероприятия по искусственному рыборазведению, улучшению условий естественного воспроизводства рыб, а также развитию озерного и прудового рыбоводства по выращиванию товарной рыбы. Большие работы проводятся по акклиматизации ценных промысловых рыб и других объектов промысла, направленные, на расширение видового состава рыб и увеличение рыбных запасов.

           Для сохранения и развития рыбных ресурсов, необходимо проводить повсеместный контроль загрязнения водоемов сточными водами, создавать условия для нормального размножения, развивать рыбную промышленность, поощрять развитие и применение научных идей в рыбной промышленности, и т.д.

     Сохранение  и рациональное использование рыбных ресурсов (являющихся не только пищевым  ресурсом), важнейшая задача государства. Возникает необходимость правового обеспечения деятельности в области развития аквакультуры. Обобщает многочисленные пожелания организаций Федеральный Закон «Об аквакультуре». Задачей является интенсивное развитие всех возможных для России направлений аквакультуры и определение четких границ между сферами действия законов об охране животного мира, рыболовства – с одной стороны, и правовым обеспечением деятельности предприятий отечественной аквакультуры различных форм собственности – с другой.

     Внеслись изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса, то есть о ставках сбора. Целью изменения является приведение в соответствие экономические интересы государства – собственника ресурсов – и организаций и физических лиц – пользователей ресурсами. Сборы за пользование водными биологическими ресурсами должны иметь не фискальный характер, как происходило до этого по многим позициям, а объективно необходимыми и экономически обусловленными затратами.

           В свою очередь, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" содержит в себе лишь одну ст. 42 "Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов". В соответствии с ней рыболовство подпадает под действие как федерального, так и регионального законодательства. Но эта статья отсылочная, ее положения, как полагали специалисты ИЗиСП, следовало бы развить в законе "О рыболовстве и охране водных беспозвоночных, морских млекопитающих РФ". Однако Федеральный закон о рыболовстве готовился около 10 лет. В течение этого времени регионы в "опережающем порядке" принимали свои законы и правила в области рыболовства. В это же время были приняты федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г., "Об исключительной экономической зоне" 1998 г., "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. Названные законы распространялись и на живые ресурсы моря: утверждалась платность пользования водными биологическими ресурсами и допускалась конкурсная основа подобного природопользования.

 

        Список литературы

               Нормативные акты:

1. Федеральному  закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О  рыболовстве и сохранении водных  биологических ресурсов" // СЗ  РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5270.

2. Указ Президента от 30.05.2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

4. Земельный кодекс Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. I. Ст. 23.

5. Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1933.

6. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"// СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2124.

7. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753,от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 15.06.2010 N 438,от 26.07.2010 N 553, от 02.08.2010 N 589).

8. Положение об управлении федеральной службы по ветеринарному и санитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09.04.2008 N 130 (в редакции от приказа Россельхознадзора от 30.09.2008 N 295.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с последними изменениями от 27 ноября 2010). 

10. Протокол от 15 марта 2007 г. № 12,  заседании секции Научно-технического совета Минсельхоза России по рыбохозяйственному комплексу – Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации  на период до 2020 года.

11. Постановление Правительства от 31 октября 1999 г. N 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации"//СЗ РФ. 1999. N 45. Ст. 5427.

12. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ставки сбора за пользование глубоководными крабами и тюленем были изменены //СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1918. 

       Учебная и научная литература:

  1. Никоноров И.В. Экология и рыбное хозяйство. М., 1996. С. 30, 31,43.
  2. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону / Под ред. М.В. Пономарева. М., 2005; Сиваков Д.О. Вопросы правового регулирования рыбохозяйственной деятельности на внутренних водных объектах // Право и экономика. 2004. N 6. С. 65-70; Он же. Закон о водных биоресурсах: предыстория, содержание, перспективы // Право и экономика. 2005. N3 С. 47-52.

          3. Боголюбов С.А. Требования к использованию природных ресурсов       прибрежных морей // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Первый выпуск. 2007. N 8. С. 3-7. 

  1. Сергеев В.Н. Развитие аквакультуры в Ленинградской  области. М. 2005.
  2. О рыбоводстве и сохранении водных биологических ресурсов.   Постатейный комментарий к Федеральному закону/ Под ред. М.В. Пономарев М., 2005.
  3. О рыбоводстве и сохранении водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к Федеральному закону/ Под ред. М.В. Пономарев М., 2005.
  4. Рыбацкая газета – Актуальность проблем аквакультуры, 2009., ст. 18-21.
  5. Виноградов В.А. Будущее аквакультуры.// Журнал рыбное хозяйство, 2005. с. 7.
  6. Борисов А.Н. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Постатейный комментарий к главе 25.1 части Налогового кодекса РФ. М., 2005.
  7. Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М., 2007.
  8.   Гуреев С.А., Тарасова И.Н. Международное речное право. М., 1993. С. 7-12.
  9.    Курмазов А.А., Золотухин С.Ф. Кета реки Уссури в российско-китайских рыболовных отношениях // Рыбное хозяйство. 2001. N 4. С. 26-28.
  10.   Юмаев М.М. О сборах за пользование живыми ресурсами // "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2005 г.
  11.   Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  12. Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
  13. Сиваков Д.О.Проблемы правового регулирования рыбного хозяйства в России // "Журнал российского права", N 2, февраль 2008 г.).
  14. Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыбоводства // "Законодательство и экономика", N 4, апрель 2006 г.
  15. Сиваков Д.О. Вопросы правового регулирования рыбохозяйственной деятельности на внутренних водных объектах // Право и экономика. 2004. N 6. С. 65-70;
  16. Сиваков Д.О. Водное право: Учебно-практическое пособие. - "Юстицинформ", 2007 г.
  17. Сергеев В.Н. Развитие аквакультуры в Ленинградской области. М. 2005
  18. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - "Юстицинформ", 2005 г.
  19. Никоноров И.В. Экология и рыбное хозяйство. М., 1996. С. 30, 31,43.
  20. Курмазов А.А., Золотухин С.Ф. Кета реки Уссури в российско-китайских рыболовных отношениях // Рыбное хозяйство. 2001. N 4. С. 26-28.
  21. Гуреев С.А., Тарасова И.Н. Международное речное право. М., 1993. С. 7-12.
  22. Галимов Д.И.Об объективных признаках незаконной добычи водных животных и растений и эффективности борьбы с браконьерством // "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2006 г.
  23. Велиева Д.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", - Система Гарант, 2009 г.
  24. Администрирование природоресурсных платежей: научно-практический комментарий нормативных правовых актов (под общей ред. проф. А.А. Ялбулганова). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

Информация о работе Правовое регулирование рыболовства