Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: наиболее полная характеристика правового регулирования рыболовства на современном этапе. Структура работы служит обозначенной цели. В работе уделено внимание не только непосредственному понятию и правовому регулированию рыболовства, но и вопросам охраны рыбных запасов РФ.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблемы правового регулирования рыболовства ………………………. 6
1.1. Основополагающий закон: ключевые положения …………………... 6
1.2. Новая редакция закона о рыболовстве …………………………….... 10
1.3. Перспектива развития законодательства о водных биоресурсах…...12
2. Принципы законодательства о рыболовстве………………………………13
3. Проблема аквакультуры………………………………………………….…25
4. Платность пользования водными биоресурсами…………………………..31
5. Международно-правовые аспекты охраны и использования водных биоресурсов…………………………………………………………………..…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………...40
Не
менее характерная особенность
нового закона заключается в том,
что промышленное рыболовство отныне
не может осуществляться иностранцами,
кроме случаев, прямо установленных федеральными
законами (международные обязательства
России и т.д.).
Закон
о водных биоресурсах разработан
таким образом, что в любых своих редакциях
решение ряда важных задач оставлено для
других законодательных актов. Можно предположить,
что будут приняты законы "Об аквакультуре",
"О прибрежном рыболовстве", "О
сохранении, воспроизводстве, рациональном
использовании осетровых видов рыб и регулировании
оборота продукции из них", "Об обороте
рыбы-сырца". Однако необходимость принятия
данных законов должна быть всесторонне
обоснована, доказана практикой правоприменения.
Законодатель отложил "на потом"
решение вопросов, к которым он был не
готов. Весомым "минусом" данной ситуации
является расщепление правового материала,
но есть и "плюс": можно будет детальнее
урегулировать отдельные, но важные вопросы
(прибрежное рыболовство, аквакультура,
осетровые виды рыб). Как отмечают видные
специалисты в области экологического
права, при принятии новых и корректировке
старых законов нужно руководствоваться
пословицей: "семь раз отмерь, один раз
отрежь". Не каждая общественная проблема
нуждается в решении именно посредством
принятия нового федерального закона,
при том, что разработчикам закона не всегда
удается обосновать его целесообразность10.
В статье 2 Закона «О рыболовстве» закреплены основные принципы законодательства о водных биоресурсах, которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Суть
первого принципа состоит в том,
что система правового
Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Но понятие природный объект отличается от понятия природный ресурс. Природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность11. Использование природных ресурсов - это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Водные биоресурсы в качестве природного объекта подлежит охране, являясь составной частью природы. Как природный ресурс, они, в силу своих потребительских свойств, выступают основой осуществления рыбохозяйственной и иной деятельности.
Кроме этого, водные биоресурсы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности, а также быть объектами иных прав на водные биоресурсы.
Следующий
принцип закрепляет приоритет сохранения
водных биоресурсов и их рационального
использования перед
Третий принцип закрепляет приоритет сохранения особо ценных видов водных биоресурсов. Он находит свою реализацию в ст. 27 комментируемого Закона, которая посвящена ограничению добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов и устанавливает, что в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта РФ редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена. В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Четвертый принцип основывается на установлении дифференцированного правового режима водных биоресурсов. Данный принцип означает то, что при определении правового режима водных биоресурсов должны учитываться их научно обоснованные биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования, район промысла и другие факторы.
Впервые в законе закрепляется принцип участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Таким образом, закрепляется право ассоциаций рыбаков принимать участие в подготовке решений и их реализации по вопросам, касающихся рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Безусловно, эта позитивная норма-принцип должна найти свое применение в повседневной деятельности, как общественных организаций, так и органов власти всех уровней. В целях реализации данного принципа сами рыбаки, их общественные организации всех уровней (ассоциации, объединения, профсоюзы и т.д.) должны взять под особый контроль качественную подготовку подзаконных актов, которые особенно будут влиять на практическую рыболовную деятельность, а главное - контроль за исполнением на практике всех положений комментируемого закона и вводимых подзаконных актов органами власти всех уровней.
Согласно шестому принципу коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации обеспечивается упрощенный доступ к водным биоресурсам. Данное положение конкретизируется в нормах ст.ст. 18, 25, 30, 31, 39 комментируемого Закона. В частности, согласно ст. 39 договор пользования рыбопромысловыми участками заключается с общинами и отдельными лицами коренных малочисленных народов без проведения конкурсов.
Коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации предоставляются также определенные льготы в сфере взимания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов. Согласно ст. 333.2 НК РФ не признаются объектами обложения объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Закрепление названных исключений из общих правил призвано облегчить жизнь народов окраин Российской Федерации.
Седьмой принцип посвящен гласности и открытости предоставления в пользование водных биоресурсов. То есть информация о предоставлении в пользование водных биоресурсов, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, должна быть общедоступна любому лицу.
Нормы о праве на получение информации содержатся во многих действующих российских законах. Так, в Конституции РФ (ч. 2 ст. 24) говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Данное положение корреспондируется и с ч. 4 ст. 29, согласно которой каждый имеет право свободно искать и получать необходимую для него информацию (в том числе и информацию о предоставлении в пользование водных биоресурсов).
Согласно восьмому принципу полномочия по управлению собственностью на водные биоресурсы и по контролю в этой же области осуществляются разными федеральными органами исполнительной власти. В целях реализации комментируемого принципа постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов"12 было установлено, что Министерство сельского хозяйства РФ утверждает:
-
ежегодно общие допустимые
-
ежегодно распределение общих
допустимых уловов водных
- состав и порядок деятельности бассейновых научно-промысловых советов;
-
порядок определения категорий
водных объектов
-
порядок установления
- порядок изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
-
порядок осуществления
-
порядок заключения и
- порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства;
-
порядок распределения между
пользователями водными
- перечень водных биоресурсов, которые являются объектами рыболовства;
-
перечень водных биоресурсов,
добыча (вылов) которых
- типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна;
-
порядок осуществления
-
порядок осуществления
- порядок осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;
-
порядок осуществления