Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:50, курсовая работа
Процесс загрязнения окружающей среды занимает ведущее место среди проблем, которые характеризуют наше общество на современном этапе его развития, данный вопрос неразрывно связан с необходимостью совершенствования законодательства в этой области. Проблема четкой фиксации прав и обязанностей природопользователей в этой связи является весьма актуальной, особенно в части определения видов платежей за негативное воздействие, их размера и порядка уплаты.
Введение
Глава 1 Правовое регулирование платности за негативное воздействие на окружающую среду
§1 Цели и предмет правового регулирования платности за негативное воздействие на окружающую среду. Понятие негативного воздействия на окружающую среду
§2 Нормативные правовые акты, регламентирующие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
Глава 2 Правовые проблемы, возникающие при осуществлении платности за негативное воздействие на окружающую среду
Заключение
Список использованных источников
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правильно ставит задачу о плате за все виды негативных воздействий на окружающую среду. Однако действующее законодательство не в полной мере обязывает природопользователей снижать негативное воздействие на окружающую среду, выполнять природоохранные и восстановительные мероприятия в полном объеме. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и механизм ее начисления не стимулируют предприятия к внедрению природоохранных технологий, поскольку даже начисляемая по максимальной ставке плата не сопоставима с реальными затратами предприятий на осуществление природоохранных предприятий. Нормативы (ставки) платы за загрязнение окружающей среды, как правило, не позволяют не предотвратить, ни компенсировать экологический ущерб.
Судебная практика по вопросам взимания таких платежей свидетельствует о значительных проблемах в правовом регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимо отметить, что по сей день отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду. Действующее законодательство в этой сфере фрагментарно, отсутствует нормативный правовой акт, в полной мере решающий все вопросы, связанные со взиманием данных платежей.
Отсутствие единой, четкой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регулирующих плату за негативное воздействие на окружающую среду, приводит к возникновению ситуации правовой неопределенности, что не вполне согласуется с целями платы за негативное воздействие, а также общими принципами установления и взимания данных платежей.
Действующий правовой механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду имеет ряд довольно значительных недостатков. К ним относятся отсутствие законодательного определения правовой природы платы за негативное воздействие на окружающую среду, неурегулированность нормами права механизма взимания платы за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, неопределенность субъектов платы за негативное воздействие при размещении отходов производства и потребления.
Тем не менее, несмотря на наличие определенных проблем в вопросах правового регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, признано, что данные платежи являются самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, а также появлению нового источника финансирования природоохранных мероприятий.
I. Нормативные правовые акты.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят 30 ноября 1994 г. // Российская газета. 1994. 08 декабря.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 06 августа.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 декабря.
6. Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. 1998. 30 июня.
7. Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета. 1999. 13 мая.
8. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Российская газета. 2002. 12 января.
9. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 31 «Экологический налог»), а также о внесении изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации: Проект Федерального закона № 252795-3.
10.
11. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов : Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ // Парламентская газета. 2009. 08 декабря.
12. Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия : Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 // Российская газета. 1992. 16 сентября.
13. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления : Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 // Российская газета. 2003. 21 июня.
14. Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 // Российская газета. 2003. 23 января.
15. Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 30. 2006. 24 июля.
16. Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 31. 2007. 30 июля.
17. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды : Утв. Минприроды РФ 26.01.1993.
18. Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007 : Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 // Документы и комментарии. 2007. 10 декабря.
II. Материалы судебной практики
19. О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» : Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 3.
20. О признании частично недействующим пункта 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ 26.01.1993 : Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2008. № 5. ч. 2.
21. По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан : Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.
22. По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О // Российская газета. 2002. 25 декабря.
III. Литература
23. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда как конституционное право. Проблемы правого регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду // Бизнес-адвокат [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2006. - № 1. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
24. Давыдова М.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: эволюция и проблема правового регулирования // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. 2005. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
25. Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2008. № 2. С. 224 – 236.
26. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: пособие для природопользователей / П. И. Кузнецов; Союз отходопереработчиков Кубани. — Краснодар: Совет. Кубань, 2006. 112 с.
27. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. - М.: Зерцало, 2000. С. 115.
28. Природоресурсные платежи: учебное пособие / под ред. проф. А.А. Ялбулганова. - М.: Кнорус, 2004. 256 с.
29. Шестерюк А.С. Основные тенденции и направления развития законодательства об охране окружающей среды РФ // Экологическое право. 2004. № 4. С. 20 – 25.
30. Ялбулганов А.А. Природоресурсные платежи как комплексный правовой институт и учебная дисциплина // Экологическое право. 2008. № 4. C. 12—15.
[1] Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Российская газета. 2002. 12 января.
[2] Природоресурсные платежи / Под ред. проф. А.А. Ялбулганова. М.: Кнорус, 2004. С. 208.
[3] Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 // Российская газета. 1992. 16 сентября.
[4] О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления: Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 // Российская газета. 2003. 21 июня
[5] Шестерюк А.С. Основные тенденции и направления развития законодательства об охране окружающей среды РФ // Экологическое право. 2004. № 4. С. 20 – 25.
[6] Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утверждены Минприроды РФ 26 января 1993 г.
[7] Об охране атмосферного воздуха : Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ // Российская газета. 1999. 13 мая.
[8] Об отходах производства и потребления : Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ // Российская газета. 1998. 30 июня.
[9] Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду : Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 31.
[10] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 12 августа.
[11] Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду: Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 30.
[12] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 декабря.
[13] О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»: Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ03-49 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 3.
[14] По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 3.
[15] О признании частично недействующим пункта 4.7 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды РФ 26.01.1993: Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 № ГКПИ07-1000 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2008. № 5. ч. 2.
[16] Лунина Н.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как финансово-правовая мера обеспечения природоохранной (экологической) функции российского государства // Вестник ВГУ. Серия Право. 2008. № 2. С. 224 – 236.
[17] Ялбулганов А.А. Природоресурсные платежи как комплексный правовой институт и учебная дисциплина // Экологическое право. 2008. № 4. C. 12—15.
[18] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят 31 июля 1998 г. // Российская газета. 1998. 06 августа.
[19] О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 31 «Экологический налог»), а также о внесении изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации: Проект Федерального закона № 252795-3.
[20] О признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»: Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 № ГКПИ2002-178 // Налоговый вестник. 2002. № 12.
[21] По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О // Российская газета. 2002. 25 декабря.
[22] Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда как конституционное право. Проблемы правого регулирования платы за негативное воздействие на окружающую среду // Бизнес-адвокат [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2006. - № 1. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
[23] Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. - М.: Зерцало, 2000. С. 115.
[24] Давыдова М.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду: эволюция и проблема правового регулирования // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. 2005. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
[25] См.: О плате за негативное воздействие на окружающую среду : Проект федерального закона № 216152. Внесен в ГД РФ 18.06.2002. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
[26] О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ // Российская газета. 2008. 31 декабря.
Информация о работе Правовое регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду