Практика надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цели прокурорского надзора можно выделить в две основные части: выявление нарушений законности и реагирование на них. Прежде чем принять меры к устранению нарушений законности, прокурор должен выявить эти нарушения, т.е. получить фактические данные о них. Затем полученные данные исследуются и осмысливаются с точки зрения законности и в результате их правовой оценки выявляются имеющиеся нарушения законности, а также все связанные с правонарушением правовые последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ


1.1. Цели и задачи деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов об охране окружающей природной среды.
6
1.2. Теоретическая и практическая основа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
11
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

2.1. Предмет прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
17
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Курсач по ЭП.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     При осуществлении надзора природоохранные  прокуратуры не подменяют органы государственного экологического контроля и иные государственные органы.

     Систему органов природоохранной прокуратуры  составляют: Управление по надзору  за исполнением природоохранного законодательства Генеральной прокуратуры, межрегиональные  природоохранные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации (прокуратуры субъектов Российской  Федерации в тех регионах, где не действуют межрегиональные

природоохранные прокуратуры), межрайонные природоохранные  прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов10.

     Конкретный  перечень городов и районов субъектов Российской Федерации, на территории которых распространяются полномочия соответствующей межрегиональной прокуратуры, приравненной к прокуратуре субъекта Российской Федерации, определяется прокурором соответствующей межрегиональной прокуратуры по согласованию с прокурорами субъектов Российской Федерации.

     Природоохранные прокуроры обладают в пределах своей  компетенции полномочиями, определенными  настоящим законом.

     Прокуроры межрегиональных природоохранных  прокуратур, приравненных к прокуратурам субъекта Российской Федерации:

     - осуществляют надзор за правовым поведением представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов контроля, предприятий, организаций и учреждений в сфере природоохранного законодательства и экологических прав граждан;

     - осуществляют уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершенных в органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных на поднадзорной им территории;

     - руководят деятельностью подчиненных им межрайонных прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками; в необходимых случаях могут осуществлять надзор за субъектами, входящими в сферу надзора подчиненных прокуратур.

     Прокуроры межрайонных природоохранных прокуратур, приравненных к районным, осуществляют:

     - надзор за правовым поведением органов местного самоуправления в сфере природоохранного законодательства и экологических прав граждан, а

также за предприятиями, организациями и учреждениями, перечень которых устанавливается прокурорами соответствующих межрегиональных прокуратур (прокурорами субъектов Российской Федерации);

     - уголовное преследование по делам об экологических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях, перечень которых определяется прокурорами соответствующих межрегиональных прокуратур (прокурорами субъектов Российской Федерации)11.

     С целью решения проблемы разграничения  компетенции прокуратуры и органов  государственного экологического контроля с экологической сфере целесообразно обозначить роль прокуратуры в обеспечении экологических прав граждан и охраны окружающей среды. Для этого необходимы следующие изменения в законодательство:

     А. Включить прокуратуру в перечень органов, осуществляющих охрану окружающей среды, установленный ч. 11 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

     Б. Дополнить Федеральный закон «Об охране окружающей среды» главой XI.I. «Прокурорский надзор в сфере охраны окружающей среды».

     Прокурорский надзор в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности в сфере охраны окружающей среды, защиты экологических прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в области экологии, предупреждения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

     При осуществлении надзора в области  охраны окружающей среды органы прокуратуры  не подменяют органы государственного экологического контроля и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций,    не могут    приостанавливать    хозяйственную     деятельность

юридических и физических лиц при нарушении  ими законодательства в области  охраны окружающей среды12.

     При осуществлении надзора в сфере  охраны окружающей среды прокурор имеет  право: посещать в целях проверки органы и предприятия, указанные  в п. 1 ст. 69 настоящего закона; требовать проведения от руководителей и должностных лиц указанных органов проверок по поступившим в органы материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

     - в случае необходимости проверки оперативно-хозяйственной деятельности предприятия для решения вопроса о том, имеет место ли нарушение закона, прокурор имеет право поручить проверку соответствующему органу государственного экологического контроля;

     - ставить вопрос об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды перед органами, компетентными устранить данное нарушение;

     - привлекать к административной и уголовной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, по основаниям, установленным законом;

     - осуществлять иные, определенные законом о прокуратуре и другими законами полномочия.

     Неисполнение  требований прокурора, вытекающих из его  полномочий, влечет за собой установленную  законом ответственность13.

     Необходимость создания специализированных природоохранных  прокуратур, помимо более высокой  результативности их деятельности по сравнению с территориальными прокуратурами, обусловлена также тем, что многие   федеральные   контролирующие   природоохранные   органы    имеют

территориальные бассейновые органы, действующие  в определенном географическом экологическом регионе и осуществляющие свою деятельность в пределах нескольких областей. В связи с этим надзор территориальными органами прокуратуры, действующими в пределах одной области, не может достаточно эффективно осуществляться.

     Как показывает практика, наибольшей эффективностью среди природоохранных прокуратур отличается деятельность межрайонных природоохранных прокуратур, объединенных по бассейновому принципу в межрегиональную природоохранную прокуратуру на правах областной. Ярким примером может служить Волжская природоохранная прокуратура.

     Придание  таким межрегиональным прокуратурам статуса областных позволяет  вывести из непосредственного подчинения территориальным прокурорам природоохранные  межрайонные прокуратуры, а также  позволит природоохранным прокуратурам на правах областных осуществлять надзор за законностью правовых актов органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Кроме того, экологические проблемы, как правило, не ограничиваются рамками одной определенной территории и для их решения необходим более глобальный подход.

     Посвящен анализ теоретических и практических вопросов реализации экологической надзорной функции прокуратуры, а также поиску путей повышения эффективности ее осуществления и состоит из шести пунктов. Отмечается, что экологическую функцию прокуратуры можно охарактеризовать как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов, соблюдением прав граждан в области охраны окружающей природной среды. Предметом надзора здесь служит и сам нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие по применению закона или подзаконного акта.

     Анализируются понятия «предмет прокурорского надзора», «объект прокурорского надзора», с учетом специфики надзорной деятельности в экологической сфере, в соответствии с целями и задачами прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.

     Исходя  из целей и задач прокурорского  надзора за исполнением природоохранного законодательства, и руководствуясь положениями закона «О прокуратуре», можно заключить, что предметом прокурорского надзора в экологической сфере является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение природоохранных законов, действующих на территории Российской Федерации, а также соблюдение экологических прав и свобод человека и гражданина поднадзорными субъектами, входящими в надзорную компетенцию прокурора, и обозначенными в ст. 21 и ст. 26 закона «О прокуратуре РФ»14.

     При этом представляется не совсем корректной формулировка, данная в ст. 21 закона, согласно которой предметом надзора прокуратуры является исполнение законов, из чего можно заключить, что в данном случае предметом является именно только исполнение, т.е. активное поведение. Поэтому следует заменить в ст. 21. слова «исполнение законов» словами «правовое поведение», поскольку оно включает в себя все формы непосредственной реализации права, (т.е. осуществление права в фактическом поведении): соблюдение запретов (пассивное поведение), исполнение обязанностей (активное поведение) и использование субъективного права; этим понятием охватывается как правомерное, так и неправомерное поведение.

     При анализе предмета прокурорского  надзора за исполнением природоохранного законодательства отмечается, что он является синтезом предметов двух направлений  надзорной деятельности прокуратуры - «Надзора за исполнением законов»,   осуществление   которого  регулируется главой   I

закона «О прокуратуре РФ», и «Надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», урегулированного главой П этого же закона. Поэтому, осуществляя надзор за исполнением природоохранного законодательства, прокуратура способствует реализации экологических прав граждан, и наоборот.

     Рассматривая  надзор за исполнением природоохранного законодательства, можно отметить, что в случае, если при осуществлении  надзорной деятельности по данному  направлению прокурор обнаруживает нарушения экологических прав и свобод человека и гражданина, то он использует и полномочия, закрепленные в ст. 27 закона «О прокуратуре РФ».

     В соответствии с законом «О прокуратуре  Российской Федерации» прокуратурой осуществляется проверка исполнения законов. Однако, отмечается, что понятие «закон» в современной юридической науке и практике употребляется двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом, и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения. 

     2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 

     Важнейшим звеном в сложном государственном  механизме надзора за исполнением  экологического законодательства являются органы прокуратуры.

     Они призваны вместе со специально уполномоченными  на то государственными органами в  области охраны окружающей природной  среды обеспечивать экологический  правопорядок.

     Надзор  за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды  является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятом Государственной Думой 17 января 1992 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются

общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

     В соответствии с Законом о прокуратуре  РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

     При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов  прокуратуры, независимой от местных  органов, чего нет у других природоохранных  структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.

Информация о работе Практика надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды