Практика надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цели прокурорского надзора можно выделить в две основные части: выявление нарушений законности и реагирование на них. Прежде чем принять меры к устранению нарушений законности, прокурор должен выявить эти нарушения, т.е. получить фактические данные о них. Затем полученные данные исследуются и осмысливаются с точки зрения законности и в результате их правовой оценки выявляются имеющиеся нарушения законности, а также все связанные с правонарушением правовые последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ


1.1. Цели и задачи деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов об охране окружающей природной среды.
6
1.2. Теоретическая и практическая основа прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
11
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

2.1. Предмет прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.
17
2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа содержит 1 файл

Курсач по ЭП.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ  
 
 
      1.1. Цели и задачи деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов об охране окружающей природной среды.  
6
      1.2. Теоретическая и практическая  основа прокурорского надзора  за исполнением природоохранного  законодательства.  
11
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ  
 
      2.1. Предмет прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.  
17
      2.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 23
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ  ЗАКОНОВ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ  
29
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Охрана  окружающей природной среды –  одна из наиболее актуальных проблем современности. Россия относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. О чем нужно не только говорить и писать, необходимо действовать в направлении  конкретных действий в улучшении охраны окружающей природной среды.

     Основным  и единственным органом за исполнением  законов природоохранного и экологического законодательств является прокуратура. Которая непосредственно должна осуществлять прокурорское реагирование в отношении нарушений охраны природы и принимать ужесточенные меры к улучшению и стабильности в данном направлении.

     Предмет прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды можно определить как правовое поведение всех федеральных ведомств, начиная с министерств и заканчивая организаций по наблюдению за точным соблюдением законов в сфере природоохранного законодательства и экологических прав граждан.

     Закон о прокуратуре не упоминает граждан, очевидно исходя из того, что постоянное осуществление надзора за гражданами достаточно затруднительно и нецелесообразно, а прокурорский надзор представляет собой все-таки осуществление постоянного наблюдения за исполнением законов, путем проведения проверок соответствия деятельности поднадзорных субъектов закону. Надзорная деятельность обладает своими особенностями и складывается из определенных, связанных между собою действий.

     Говоря  о предмете прокурорского надзора, следует остановиться на таком понятии, как объект прокурорского надзора. В отличие от общепринятого в правовой теории, в данном случае под объектом надзора понимаются не вещи или иные материальные и нематериальные блага, а те органы, организации, предприятия и учреждения и должностные лица, на которые распространяется прокурорский надзор.

     Цели  прокурорского надзора можно выделить в две основные части: выявление нарушений законности и реагирование на них. Прежде чем принять меры к устранению нарушений законности, прокурор должен выявить эти нарушения, т.е. получить фактические данные о них. Затем полученные данные исследуются и осмысливаются с точки зрения законности и в результате их правовой оценки выявляются имеющиеся нарушения законности, а также все связанные с правонарушением правовые последствия.

     Основная  задача прокурорского надзора за исполнением законов в сфере  экологии - охрана жизни и здоровья граждан, соблюдение Конституции Российской Федерации и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории Российской Федерации законов в природоохранной сфере всеми федеральными органами и субъектами Российской Федерации, а также соответствие законам в сфере эколого-правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами.

     Структура его определяется функциями выявления нарушений природоохранного законодательства, установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц, устранение выявленных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям, принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений, принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законодательства и предупреждение нарушений экологического законодательства.

     Прокуратуре принадлежит одно из важных мест в  государственном механизме реализации экологического права. По существу, она  занимает в системе государственных  органов вообще, и реализующих  экологическое право, в частности, самостоятельное место. А также, помимо прокуратуры, вопросами обеспечения законности в природоохранной сфере занимаются другие органы управления и контроля, которым также отведены важные функции в данном направлении.

     В сложившейся экологической ситуации неизменно возрастает роль прокуратуры в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологический правопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее.

     Избранная в работе тема, изучена и просвещенна деятельностью прокуратуры в области экологии. В основу работы легли нормативные акты, труды видных ученых - юристов в области экологии.

  
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

1.1. Цели и задачи деятельности прокуратур по надзору за исполнением законов об охране окружающей природной среды 

     В наше время особенно актуальна тема охраны окружающей природной среды. По лестнице построения правового государства в нашей стране, главный вопрос о соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду и исполнении природоохранного законодательства показывает нам особую значимость. Это построение правового государства бессмысленно без признания ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, без соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

     Конституция Российской Федерации, принятая по результатам  всенародного референдума 12 декабря 1993 года, в ст. 2 провозгласила человека, его права и свободы наивысшей ценностью1. А реализация этой гуманистической концепции, признающей человека, его права и свободы высшей ценностью, возможна только при соблюдении одного из основных прав человека - на благоприятную окружающую среду.

     Что же касается России, ст. 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это положение развито в различных актах экологического законодательства, основным из которых является Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»2.

     Однако, провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью и утверждение, в частности, права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду  еще не означает их реального осуществления на практике - необходим действенный механизм, способствующий эффективной реализации этого права. Преодоление негативных явлений, возникающих в ходе коренных преобразований в экономике и государственном управлении России (несовершенство законодательства, рост правонарушений и т.п.) возможно только при условии обеспечения законности и правопорядка. И прокуратура, как единая федеральная централизованная система органов, независимая от местной власти и обладающая широкими полномочиями, максимально приспособлена для решения этой задачи.

     В связи с этим, возрастает потребность  в научном исследовании взаимосвязи  состояния законности в сфере  экологии и прокурорского надзора  в данной области, руководствуясь опытом действующих природоохранных, территориальных и других прокуратур.

     Кроме этого, актуальность темы обусловлена  реальным состоянием законности в экологической  сфере и экологической ситуацией  в стране. Она не только остается напряженной, но и продолжает ухудшаться. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» в 1996 году отмечалось, что возросшая мощь экономики страны стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества3.

     1/7 территории нашей страны, где сосредоточена основная часть населения и производства, находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Качество окружающей природной среды по своим последствиям является фактором, способным дестабилизировать государственную безопасность Российской Федерации. Удельные показатели вредных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения в России относятся к самым высоким в мире. Почти половина населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей нормативным требованиям.

     Неудовлетворительным  остается экологическое состояние  значительной части используемых в  сельском хозяйстве земель. Огромный вред продолжает наносить браконьерство. Острыми остаются проблемы переработки  бытовых и промышленных отходов, уничтожения химического оружия. Как показывает практика, существенную роль в решении экологических проблем играет деятельность прокуратуры (особенно природоохранной), по осуществлению надзора за исполнением природоохранного законодательства. Ее задачи и компетенция значительно отличаются от задач и компетенции органов экологического контроля и других органов, обеспечивающих законность в природоохранной сфере4.

     Для успешного осуществления практической деятельности по реализации механизма  воздействия органов прокуратуры на правопорядок в экологической

сфере необходимо проведение систематической  и глубокой научной проработки всей совокупности вопросов, от решения  которых зависит улучшение состояния  законности в данной сфере, а также  объективный анализ правопорядка и режима осуществления надзорной деятельности в этой области5.

     Однако, при изучении публикаций по данному  вопросу можно заметить, что основное внимание этой проблеме было уделено  в 1994 - 1997 годах, т.к. именно на этот период приходится наибольшее количество монографических изданий и научных статей. Но актуальность прокурорского надзора за законностью в сфере экологии, как действенного средства ее обеспечения, остается, и по сей день.

     Предмет составляет правовые и организационные механизмы, проблемы теории и практики надзорной деятельности прокуратуры в сфере природоохранного законодательства, и защиты экологических прав граждан6. В работе анализируется сущность прокурорского надзора и его специфика в отношении природоохранного законодательства, определяются основные задачи прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства.

     В научной литературе для обозначения  законодательства в сфере «общество-природа» используются различные термины, в  связи с этим, для уточнения  предмета надзора, авторами предпринята попытка сформулировать само понятие природоохранного законодательства, за соблюдением которого прокуратура осуществляет надзор, авторами оно было определено как «законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления    и

улучшения качества окружающей природной среды, обеспечения экологических прав и свобод человека и гражданина». Отмечено также, что использование термина «природоохранное законодательство» достаточно тесно связано с употреблением термина «экологическое законодательство» в узком смысле слова7.

     В качестве основных целей прокурорской деятельности по надзору за исполнением  природоохранного законодательства авторами выделены такие, как: обеспечение верховенства экологических законов, обеспечение и защита экологических прав граждан, соблюдение интересов общества и государства в области экологии, предупреждение нарушений природоохранного законодательства.

     Отмечается, что одной из важнейших задач  является усиление надзора за органами экологического контроля. В современных  условиях, когда социальная, экономическая и экологическая обстановка продолжает оставаться очень сложной, природоохранные контролирующие органы должны усилить контроль за исполнением природоохранного законодательства. Между тем, на практике наблюдается обратное, в связи с чем необходим поиск современных эффективных форм осуществления надзора за деятельностью указанных органов.

Информация о работе Практика надзора за исполнением законов об охране окружающей природной среды