Понятие, виды и задачи экологического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

Работа содержит 1 файл

эколгический контроль.docx

— 53.82 Кб (Скачать)

     Федеральная служба геодезии и  картографии России (Роскартография) осуществляет:

    • государственный геодезический надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении в РФ топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также за реализацией результатов этих работ;
    • надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм установленных требований и порядка проведения топографо-геодезических и картографических работ;
    • контроль за правильным отображением в картографических материалах Государственной границы РФ, границ континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, субъектов РФ и границ иностранных государств, а также другой информации о местности, включая наименования населенных пунктов и других географических объектов.

     Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) проводит государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.

     Государственный таможенный комитет  РФ осуществляет таможенный контроль за ввозом и вывозом продукции, требующей для этого специальных лицензий.

     Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и проводит государственный горный надзор, чтобы обеспечить соблюдение всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа).

     Федеральный надзор России по ядерной  и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.

     Министерство  РФ по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий (МЧС России) осуществляет государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по гражданской обороне, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

     контролирует  выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями  заданий по переселению жителей  из радиоактивно загрязненных районов, созданию для них необходимых  социально-бытовых условий в новых  районах проживания, а также строительству  жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры для граждан, проживающих  в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

      ___________________________

     * В настоящее время - Государственного  комитета РФ по охране окружающей  среды.

     * Алехин В.П., Козлов  Ю.М. Указ. соч. С. 251.

     * Научно-практическая конференция  «Проблемы экологии Волжского  бассейна и практика применения  природоохранительного законождательства». Тверь, 1994. С. 13-14.

     ** Зеленый мир. 1995. № 27. С. 3. 

     Ведомственный и производственный экологический контроль

     Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, - прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

     Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями  о центральных государственных  органах. Например, в соответствии с  Положением о Министерстве топлива  и энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г.*, в области обеспечения промышленной и экологической безопасности организаций  топливно-энергетического комплекса  данное Министерство контролирует выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в отрасли.

     Подчеркнем, что ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием  и охраной окружающей среды, - Министерством  природных ресурсов РФ, Госкомэкологией России и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

     На  вопрос о том, осуществляется ли ведомственный  контроль только государственными органами либо он может проводиться также  негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании  экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических  требований будет влиять на экономические  результаты их деятельности и прибыль.

     Содержание  ведомственного контроля определяется рядом факторов: а) спецификой отрасли; б) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом  и подведомственными объектами  и в) конкретными правами и  обязанностями подразделений и  лиц, осуществляющих ведомственный  контроль.

     Сферой  производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

     Содержание  производственного контроля зависит  прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в  целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические  службы на предприятиях часто отсутствуют.

     Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному  использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий  на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

     Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более  строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного  контроля определяется для каждой организации  с учетом особенностей и условий  выполняемых ею работ и согласовывается  с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения  радиационной безопасности.

     Меры  по пресечению выявляемых нарушений  правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного  контроля принимаются уполномоченными  должностными лицами. На предприятиях это, как правило, - руководитель.

     С учетом высокой общественной опасности  некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный  закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ  с источниками ионизирующего  излучения при выявлении нарушений  санитарных норм, правил и гигиенических  нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

     Эффективность ведомственного и производственного  экологического контроля во многом зависит  от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое  взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия любым  путем, в том числе посредством  сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным  органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства  правонарушениям*. 

     Сотрудничество  органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля - важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в  силу правового статуса зависит  от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при  этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания.

     ________________________

     * СЗРФ. 1996. № 6. Ст. 564.

     * Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей среды: Учебное пособие. 4.3. Екатеринбург, 1994. С. 98-99. 

     Общественный  экологический контроль

     С учетом того, что человек, его права  и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, в российском праве окружающей среды остро  стоит проблема разработки и осуществления  современной концепции общественного  экологического контроля.

     В формируемом правовом механизме  взаимодействия общества и природы  имеется существенный сдвиг в  направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать  в рамках права в обеспечении  выполнения или контроле за выполнением  экологических требований в предпринимательской  и управленческой сферах на стадиях  подготовки и принятия хозяйственных  и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в  рамках ряда следующих процедур, в  большей или меньшей степени  урегулированных в законодательстве.

     В соответствии с Земельным кодексом РСФСР граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд, затрагивающих интересы населения. Прежде чем принять решение об отводе земель под такие объекты уполномоченные государственные органы «выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии» (ст. 28 ЗК РСФСР). К сожалению, при этом в земельном законодательстве не регулируется процедура проведения таких мероприятий и главное - не определяется юридическая сила общественного мнения.

Информация о работе Понятие, виды и задачи экологического контроля