Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:28, контрольная работа
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды». Он предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Введение 2
Понятие, задачи, принципы и виды ответственности по экологическому праву 3
Виды экологических правонарушений 5
Экологические преступления и ответственность за их совершение 9
Классификация экологических преступлений 16
Экологические преступления общего характера 18
Административная ответственность за экологические правонарушения 20
Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения 23
Заключение 26
Литература 27
—порча земли (ст. 254);
— нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
2) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны):
— незаконная добыча водных животных (ст. 256);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
— незаконная охота (ст. 258);
— нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249);
— уничтожение критических
3) преступления, посягающие на общественные
отношения по охране и
— незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
— уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
— нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249);
— незаконная добычаводных растений (ст. 256).
4) преступления, посягающие на общественные
отношения по охране и
— загрязнение вод (ст. 250);
— загрязнение морской среды (ст. 252);
—загрязнение атмосферы (ст. 251).
Определив, какие из преступлений
следует отнести к
Административная
Административная
Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц. Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природоресурсном законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где они в основном группируются в главе «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры».
В своей совокупности административно-наказуемые экологические нарушения по видам составляют одиннадцать групп:
За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.
Административные взыскания
Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить в качестве дополнительного только то административное наказание, которое названо в статье нормативного акта, устанавливающего ответственность за конкретное административное правонарушение. Например, в качестве дополнительного взыскания конфискация предусмотрена в санкции ст. 85 КАП РСФСР об ответственности за нарушение правил охоты, рыболовства и осуществления других видов пользования животным миром.
Лишение права охоты и рыболовства
не может применяться к лицам,
для которых охота или
Предприятия, учреждения, организации, предприниматели — физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические правонарушения в случаях. если нарушение связано с процессом производственной иле иной хозяйственной деятельности.
Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.
По действующему законодательству к должностным лицам могут быть применены лишь два вида административных взысканий — предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.
Отраслевым природоресурсовьш
законодательством
— на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода;
— на работающих граждан — не более суммы месячного дохода;
— на неработающих граждан — не более 50 рублей.
Другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специального законодательства о прохождении службы и дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную на общих основаниях.
Дисциплинарную
Отличительным признаком состава
дисциплинарного проступка
Дисциплинарная
Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.
При наложении дисциплинарного взыскания учитывают тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.
За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания (один год с момента наложения) меры поощрения к работнику не применяются.
Взыскание может быть снято досрочно применившим его органом или должностным лицом по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если виновный не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.
По гражданскому законодательству предприятие, учреждение, организация или иной хозяйствующий субъект отвечает за вред, причиненный его работником во время исполнения своих трудовых обязанностей, перед потерпевшим (ст. 1068 ГК РФ).
В свою очередь, предприятия или иной хозяйствующий субъект имеет право предъявить в суде регрессный иск к своему работнику и взыскать с него все понесенные убытки (ст. 1081 ГКРФ).
Правительство, министерства и ведомства
демонстрируют свою несостоятельность
в обеспечении реализации экологического
законодательства. Ситуация осложняется
распадом прежней системы
На фоне постоянного роста
Это связано с явной недооценкой общественной опасности экологических преступлений работниками правоохранительных и природоохранных органов, с недостатками следствия и дознания, низким профессиональным уровнем, отсутствием у работников природоохранных и правоохранительных органов четких представлений о сущности экологических преступлений, их классификации, разграничении со сходными преступлениями и административными правонарушениями.
Особенно тревожно, что в силу названных причин, а также при значительном общем росте преступности в стране — экономической, корыстной, насильственной, из-за нехватки сил и средств в правоохранительных органах борьба с экологическими преступлениями все больше и больше отходит на задний план. Она ведется в основном против мелких нарушителей экологических норм, те же, кто посягают на экологическую безопасность, подрывают биологические основы жизни и здоровья людей, остаются в массе своей безнаказанными14.
1 Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм// Правоведение, 1971, № 3,с.51.
2 Бачило И.Л. Институт ответственности в управлении //' Советское государство и право, 1977, № 6, с. 48.
3 Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. — М., 1988, с. 73.
4 Шемшученко B.C., Мунтян В.Л., Розовский В.Г Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды,— М., 1978, с. 30.
5 Бюллетень Верховного Суда СССР 1983 г. № 4, с. 7.
6 Изменения преступности в России. Криминологический комментарий статистики преступности. — М.,1994. С .91.
7 Ляпунов Ю.М. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М., 1974, С. 17.
8 Повелицына П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР — М., 1981, С. 7.
9 Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (понятие, виды, квалификация). — М., 2005; Экологические преступления и экологическая преступность. — М., 2006. С. 117.
10 Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений.—М.,1985. С. 192.
11 Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. 1973,с.101-102.
12 Советское уголовное право. Часть Особенная. М., 1979, с. 263
13 Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей природной среды. — М., 1987. С. 119.
14 Шнайдер Г.И. Криминология. - М., 1980. Стр. 125
1