Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление тенденции развития экологического законодательства России, стран Европейского Союза, а так же США. Кроме того, проводимое исследование раскрывает способы и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Выявляя последовательность развития экологического законодательства, мы открываем картину будущих прогрессий экологического права, а так же пути по которому мы должны развивать эту отрасль, если хотим оставит нашу планету экологически безопасной для жизни.
Глава 3.Общие тенденции развития экологического права в США.
На первых порах освоения территории США, когда природа казалась беспредельно богатой и неисчерпаемой, доминировала тенденция рыночной, частнопредпринимательской свободы природопользования, то и дело переходившая в расхищение природных богатств. Когда вредность такой практики стала осознаваться и признаваться официальными властями, появилась тенденция ограничения природопользования экологическими регулирующими требованиями и соответствующими контрольно-надзорными мерами. Часто это выглядело как простое упорядочение природопользования.
В формировании экологического права США большое значение имеет Конституция страны. Конституция США демонстрирует пример закона, живущего своей самостоятельной жизнью. Несмотря на свое давнее происхождение, она оказывается способной решать такую современную, не заложенную в первоначальном смысле ее положений задачу охраны окружающей среды. Достигается это путем применения такого юридического приема как толкование текста Конституции законодателями и судьями на основе общепринятых доктрин, традиций и здравого смысла. Основу развития экологического права составили конституционные нормы. устанавливающие торговое, договорное, адмиралтейское право Конгресса, право Федеральной собственности, право Президента и Федерального правительства принимать нормативные акты, положение об "изъятии" собственности, надлежащая правовая процедура и установленное судами на основании толкования Конституции право граждан на защиту экологических интересов. Отсюда следует говорить не только о возрастании соответствующих правовых институтов, но и повышении внимания к развитию практики реализации и применения конституционных норм и иных законов.
В
Конституции США, в отличие от
Конституции России, не существует
четкого разграничения
Экологическое
право США представляет собой
сложный, динамично развивающийся
компонент американской правовой системы,
формирующийся как отрасль
Современное
экологическое право США
В
свою очередь оба конституционных
принципа служат исходной точкой для
установления законодательной прерогативы
каждого уровня. В США установление
прерогативы или
В
процессе распределения и
В
США, как и в России административно-правовое
регулирование является главным
методом государственной
Самой
сильной исторической тенденцией, радикально
повлиявшей на весь облик экологического
права США, явилась тенденция всесторонней
охраны окружающей среды от загрязнения
всеми видами производственных и бытовых
отходов. Под ее влиянием не только существенно
изменилось содержание законов об охране
природных сред, но и произошел революционный
скачок в арсенале методов природной охраны.
Сделаны акценты на профилактику путем
применения экологической экспертизы
программ, планов и проектов, введены экологическое
нормирование и лицензирование, введен
в практику экономический механизм охраны
окружающей среды и регулирования природопользования.
Параллельно
набирает силу тенденция участия
общественности в охране природы и, соответственно,
в создании и применении правовых нормативных
актов природоохранного направления.
Особенно это коснулось проблемы защиты
природных ресурсов, представляющих исключительную
общественную или научную ценность. Именно
общественность стимулировала возникновение
тенденции охраны ценных природных объектов,
которая на практике реализовывалась
в формировании большого раздела экологического
законодательства об особо охраняемых
природных территориях и объектах
Наконец,
совсем недавно усилила свое влияние
тенденция баланса экологии и
экономики - достаточного согласования
социально-экономического развития с
экологическими требованиями и возможностями.
Концепция устойчивого развития
все более отражается в правовых
нормах и актах экологического законодательства.17
Если
оценить действие этих тенденций
в исторически обозримом
России
необходимо учитывать американский
исторический опыт в том смысле,
что желательно было бы избежать отрицательные
явления, которые были свойственны
американскому экологическому праву
в его стартовый период развития.
По-видимому, если учесть американский
опыт, нам не следует поддаваться
соблазну введения так называемой свободной
имущественной
3.1
Политика США в области
охраны окружающей среды.
Политика
США в области охраны окружающей
среды исходит из широкого вовлечения
граждан и общественности в мероприятия,
связанные с развитием
На
основе специального законодательства,
в первую очередь закона о свободе
информации, в стране практически
обеспечивается довольно высокая информированность
граждан о состоянии дел в
области охраны окружающей среды, об
аварийных ситуациях, о воздействиях
производственной деятельности на окружающую
среду и здоровье людей. Информационный
механизм стимулирует законотворчество,
улучшает исполнение законодательства,
облегчает контрольную работу исполнительных
органов. Хорошо информированное население
понимает смысл государственных экологических
мероприятий, способно оказать массовую
всестороннюю поддержку экологической
политике. Открытый бизнес позитивно воспринимается
населением и тем самым страхует себя
от чрезмерной подозрительности граждан
и разрушительных конфликтов. Информированные
и образованные граждане выступают также
ценным источником знаний правительства
о ситуациях, проблемах и их особенностях,
а также средством внеправового давления
на промышленность.
Источником
информации выступает, в первую очередь,
сами ведомства, в обязанности которых
входит предоставление бесплатно любым
обратившимся к ним лицам, не требуя
предварительных объяснений и обоснований,
копий запрашиваемых
Однако
здесь возникают определенные проблемы.
Они связаны с возрастанием расходов
на содержание дополнительного персонала,
отвечающего за предоставление информации.
Также в процессе сбора информации
генерируется большой объем данных,
которые нуждаются в
Особое
внимание уделяется организации
публичных слушаний, в том числе,
в процедуре экологической
Эффективным
средством влияния на экологическую
политику и ее реализацию является
судебная деятельность. Гражданские
иски, возбуждаемые против предприятий,
заполняют пробелы в судебной
практике государственных контрольных
органов. Судебное преследование самих
административных органов за ненадлежащее
исполнение своих обязательств, дисциплинирует
исполнительную власть. Вместе с тем,
судебное разбирательство остается
дорогим мероприятием, связано с
высоким риском проигрыша и отсюда
расходов. В итоге основная часть
судебных исков приходится на общественные
экологические организации, более
устойчивые, чем отдельные граждане,
к крупным неудачам и потерям.
Они также более приспособлены
к накоплению и использованию
опыта, к необходимой в таких
случаях концентрации усилий. Это
опровергает распространенное в
России мнение о том, что американские
граждане часто и активно прибегают
к помощи судов.
В
сравнительном плане обращает на
себя внимание сходство в принципиальных
подходах США и России в обеспечении
участия граждан в формировании
и реализации экологического права.
В России также декларировано конституционное
право граждан на свободу слова, судебную
защиту и доступ к экологической информации.
В отдельных случаях в российском законодательстве
сделаны и более сильные шаги. Не избирательный,
а общий характер носит общественный контроль.
Наряду с государственной, по инициативе
граждан, может быть проведена и общественная
экологическая экспертиза, что невозможно
в США. В этом смысле российская буква
закона идет впереди американской. Однако
это первенство теряется в области практической
реализации норм. Право граждан на получение
экологической информации существует
в виде декларации. Оно остается юридически
неразработанным ни в материальном, ни
в процессуальном плане. Сами ведомства,
если и способны предоставить экологическую
информацию, то воздерживаются от рекламы
на этот счет. Но в основном значимая экологическая
информация, связанная с хозяйственной
деятельностью не передается для широкого
распространения и ознакомления. Среди
граждан в значительной степени действует
инерция пассивного отношения к своим
правам, стереотип секретности и недоступности
государственной документации. В рамках
концепции российского экологического
права подготовка специального акта об
экологической информации рассматривается
в качестве одного из ее положений. Сомнения
в эффективности вызывает общественная
экологическая экспертиза, а механизм
общественных обсуждений применяется
достаточно узко. Ощущается потребность
во включении механизма общественных
слушаний в процессе подготовки подзаконных
нормативных актов, рассмотрении вопросов
о выдаче разрешительных документов. Можно
констатировать, что в России единственным
средством эффективного влияния граждан
на государственные решения остаются
суды. Но как показывает опыт США, суды
не могут рассматриваться в качестве наиболее
приемлемого, удобного и универсального
способа. Опыт США также показывает, что
судебные споры создают атмосферу враждебности,
затрудняя будущее сотрудничество.
Информация о работе Общие тенденции развития экологического законодательства России, Европы, США