Общие тенденции развития экологического законодательства России, Европы, США

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление тенденции развития экологического законодательства России, стран Европейского Союза, а так же США. Кроме того, проводимое исследование раскрывает способы и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Выявляя последовательность развития экологического законодательства, мы открываем картину будущих прогрессий экологического права, а так же пути по которому мы должны развивать эту отрасль, если хотим оставит нашу планету экологически безопасной для жизни.

Работа содержит 1 файл

отобранные материалы для курсовой.docx

— 69.40 Кб (Скачать)

       В системе источников экологического права в этот период преобладали  не законы, а подзаконные акты в  виде Постановлений Правительства  СССР и РСФСР, которые требовали  наличие массы ведомственных  правил и инструкций. В то время  именно правительственные постановления, а не законы определяли некоторые  комплексные подходы к регулированию  природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

       Таким образом, в сфере правового регулирования  природопользования наметился переход  от пообъектного регулирования к  комплексному.

       Забота  об охране природы была признана на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г. одной из важнейших государственных  задач. При этом мероприятия по дальнейшему  усилению охраны природы и рациональному  использованию природных ресурсов поручали разработать Правительству  СССР. Эти мероприятия впоследствии были предусмотрены не в законах, а в Совместном Постановлении  ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и  улучшении использования природных  ресурсов» от 29 декабря 1972 г. Наряду с требованиями о развитии экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, с другими мерами это Постановление  предусмотрело необходимость обязательного  планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в  системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим  органом представительной власти, становился юридически обязательным.

       Позже, 1 декабря 1978 г., было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и  СМ СССР - «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению  использования природных ресурсов».

       С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественных отношений  в сфере природопользования, с  целью его совершенствования  Постановление предусматривало  новую форму предпланового документа - территориальную комплексную схему  охраны природы.

       Усилия  по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые  на основе природноресурсового законодательства и правительственных постановлений, не давали, однако, ощутимого результата. В конце 1980-х годов ЦК КПСС и  Правительство СССР поняли, что основными  причинами резкого ухудшения  окружающей природной среды являлись:

       1) слабое правовое регулирование  природопользования и охраны  природы;

       2) несовместимая организация государственного  управления с контролем в этой  сфере;

       3) «остаточный» принцип финансирования  природоохранной деятельности;

       4) отсутствие у природопользователей  экономических стимулов к рациональному  использованию природных ресурсов  и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совета  Министров в СССР приняли Постановление  «О коренной перестройке дела  охраны природы в стране».

       Это Постановление дало ряд существенных директив. Основные из них сводились  к следующему:

       1) консолидация государственного  управления природопользованием  и охраной окружающей среды  путем образования Государственного  комитета СССР по охране природы  на основе природно-ресурсных  министерств и ведомств, которые  дублировали друг друга;

       2) совершенствования экономического  механизма, обеспечивающего эффективное  использование и охрану природных  богатств путем регулирования  платы за природные ресурсы  и загрязнение окружающей среды;

       3) подготовка проекта закона СССР  «Об охране природы».

       Случилось так, что применительно к России эти директивы предстояло выполнять  уже в новых политических и  социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

       Экологическое законодательство РФ в начале 1990-х  годов определяется как слаборазвитое. В его системе отсутствовал ряд  важнейших законов, принятых, к примеру, в США 20-25 лет назад. Такие, как признание прав животных.

       Приоритетной  стала задача создания современного экологического законодательства.

       Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от идеологических догм в праве, стремление российского общества к  созданию в перспективе правового  государства, к установлению природоохранительных правовых норм преимущественно в  законах, а не в подзаконных актах - это те явления в экологическом  праве, которые знаменуют начало нового этапа в его развитии.

       На  современном этапе экологическое  право развивается с учетом следующих  важнейших факторов:

       1) кризисного состояния окружающей  среды в стране и общественных  потребностей в восстановлении  благоприятной окружающей среды;

       2) тенденций развития взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире.

       3) глобальные проблемы загрязнения  окружающей среды, взаимодействие  стран участников ООН в устранение  проблем экологической безопасности.

       Основным  приоритетом стало взаимодействия с другими странами.  Отсутствие блокады между странами породило возможность обогащения собственного законодательства за счёт уже принятых международных законов. 

       2.1 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

       Так же остро стоит проблема глобализации экологического права, что в свою очередь создаёт ряд проблем  интеграции российского экологического права с международными стандартами. Охрана экологической стабильности в наше время является уже не государственной  проблемой, а международной.

       Говоря  об интеграции международных экологических  правовых норм в российском законодательстве необходимо выделить три аспекта: во-первых, это нормы международных конвенций, стандартов и других правовых и директивных  документов, которые приняты Россией  и действуют в России в установленном  формате; во-вторых, это деятельность по разработке гармонизированной нормативной  правовой базы в области охраны окружающей среды, направленной прежде всего на распространение в России рыночных инструментов природоохранного регулирования, принятых в европейском сообществе; в-третьих, это модельное законотворчество, осуществляемое Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ и  обеспечивающее унифицированные подходы  к обеспечению экологической  безопасности на постсоветском пространстве.

       По  первому направлению, например, в  России ратифицированы и действуют  нормы Базельской конвенции, регулирующей трансграничные отходы, Рамсарской конвенции, направленной на сохранение водно-болотных угодий, Рамочной конвенции Организации  Объединенных Наций об изменении  климата и Киотского протокола, связанных с регулированием антропогенных  выбросов в атмосферу парниковых газов и целого ряда других аналогичных  международных документов, касающихся регулирования глобальных и международных  вопросов экологии.

       По  второму направлению по соглашению Правительства Российской Федерации  с Европейским Союзом осуществляется проект «Гармонизация экологических  стандартов», первая фаза которого уже  завершена, и по её итогам выработаны рекомендации по комплексному контролю и предотвращению загрязнений. Сейчас и на период, включая 2009 год, осуществляется вторая фаза этого проекта, к ожидаемым  результатам которого следует отнести  рекомендации по включению в российское законодательство норм, предусматривающих  внедрение наилучших существующих доступных методов природопользования в отраслях экономики, применение новых  методов управления природоохранной  деятельности, в том числе элементов  экологического менеджмента, основанных на использовании международных  стандартов серии ИСО 14000, экологического аудита, экологической сертификации, страхования и других экономических методов, направленных на обеспечение экологической безопасности и наиболее эффективных с экологической точки зрения в рыночных условиях.

       По  третьему направлению результатом  работы Межпарламентской Ассамблеи  государств – участников СНГ являются модельные законодательные акты, которые могут использоваться в  качестве основы при разработке национального  законодательства. Так, например, к  последним разработкам МПА относятся  проект Экологического кодекса стран  СНГ, проекты модельных законов  «О зонах экологического бедствия», «Об экологическом страховании» и другие.  
Вопрос о том, не противоречит ли нынешнее экологическое законодательство нормам международного права, не однозначен. К решению экологических проблем существуют разные подходы. Например, негативное воздействие в России и за рубежом нормируется по-разному, отсюда формируются разные по своим подходам механизмы регулирования этого воздействия, которые включают требования, санкции, стимулы, запреты, ограничения и т.п. регуляторы, опирающиеся на определенную систему нормирования. Сейчас ведется работа по сближению подходов, однако специфика российской действительности, в том числе географические, отраслевые, региональные особенности диктуют необходимость учета этих особенностей. Но это нельзя рассматривать как противоречие.9
 

       «Россия вступает в общечеловеческий дом со своими нерешенными экологическими проблемами, имеющими глобальный характер, что диктует необходимость активизации цивилизованных усилий по охране окружающей среды, а это предполагает учет, анализ и использование узловых правовых достижений, накопленных мировым сообществом в области экологии, непредвзятое сопоставление их с имеющимися в нашей стране традиционными формами природопользования ... В настоящее время и законодательство Российской Федерации, и, что не менее важно, правовая практика начинают отходить от стереотипных идеологических догматов, ищут и используют новые для нас пути сбережения природных ресурсов, давно уже апробированные за рубежом.»10

       Централизованная  система нашего государства предполагала  отсутствие сомнения в ответственности  за охрану окружающей среды. Ответственность  лежала на плечах государственных комитетов. С установлением правового государства и принятием прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обозначило позицию свободной воли в создании общественных объединений. 11

       В странах Европы и США подобные объединения являются гарантом действительной заботы об окружающей чистоте. В силу того,  что корпорации и даже само государство сильно зависят от доходов  промышленности, то они, зачастую, жертвуют экологической безопасностью в угоду экономической стабильности. Конституционные права граждан наделяют их правом бороться за экологическую безопасность. Вступив в новую эру правовой жизни, наша страна обернулась монетой с разными сторонами. С одной стороны мы имеем возможность учиться на ошибках развитых стран, а с другой мы вошли в общую систему координат страна участников ЕС и США. Теперь наша экономическая стабильность так же остаётся стабильной в ущерб экологической безопасности. 

       Глава 2.Общие тенденции развития экологического права стран Европейского союза.

       Анализ  законодательства Европейского Сообщества (далее - ЕС) в области охраны окружающей среды в промышленности имеет  важное значение для дальнейшего  совершенствования и повышения  эффективности регионального экологического законодательства в Российской Федерации. В настоящее время происходит переход от эпохи противоборства и противостояния двух социально-экономических  систем, к эпохе экологической, когда  общественное производство, и прежде всего в промышленности, должно функционировать  и развиваться не только по экономическим, но и по экологическим законам  и закономерностям с учетом объективно существующих пределов и ограничений  экологического характера. 

       Эти тенденции получают наибольшее развитие в связи с процессами глобализации, информатизации и компьютеризации  производства, развитием микроэлектроники и информатики, системы коммуникаций и массовой информации. Научно-техническая  революция позволяет решать социально-экономические  проблемы, оказывает существенное воздействие  на промышленное производство, его  технику и технологию, выпускаемую  продукцию, а также на окружающую среду. Однако все это не решает экологических проблем.

Информация о работе Общие тенденции развития экологического законодательства России, Европы, США