Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление тенденции развития экологического законодательства России, стран Европейского Союза, а так же США. Кроме того, проводимое исследование раскрывает способы и методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Выявляя последовательность развития экологического законодательства, мы открываем картину будущих прогрессий экологического права, а так же пути по которому мы должны развивать эту отрасль, если хотим оставит нашу планету экологически безопасной для жизни.
Введение
Со второй половины двадцатого столетия рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды становится одной из центральных политических, социальных, экономических проблем. Возрастает значение создания на национальном и международном уровнях правовых основ экологически грамотного хозяйствования и соответствующего правового регулирования. В двадцать первом веке потребность в этом приобретает еще большую остроту, что выражается в "экологизации" международного правосознания, подчеркивается в фундаментальных научных работах. Международное право играет в процессе формирования таких правовых основ и такого регулирования зачастую роль "катализатора". Многие универсальные и региональные конвенции, касающиеся вопросов ресурсопользования, защиты природы, особенно принятые в последнее десятилетие, не только впитали наиболее прогрессивный национальный опыт в этой сфере, но и содержат нормы, опережающие законодательство многих стран в этой области, тем самым побуждая к его совершенствованию. В числе таких международно-правовых актов - Конвенция о биоразнообразии и Картахенский протокол к ней о регулировании генетически модифицированных продуктов; Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Монреальский и Киотский протоколы к ней; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокол к ней о стратегической экологической оценке; Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный деятельностью, опасной для окружающей среды; Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и др.
Современный
мир характеризуется
Целью
данной курсовой работы является выявление
тенденции развития экологического
законодательства России, стран Европейского
Союза, а так же США. Кроме того,
проводимое исследование раскрывает способы
и методы борьбы с загрязнением окружающей
среды. Выявляя последовательность развития
экологического законодательства, мы
открываем картину будущих прогрессий
экологического права, а так же пути по
которому мы должны развивать эту отрасль,
если хотим оставит нашу планету экологически
безопасной для жизни.
Глава
1.Общие тенденции развития
экологического законодательства
России.
1.1
История развития
экологического
Россия до 1917 г. была страной крестьянской. Издревле крестьяне применяли разумное природопользование, основываясь на различных суевериях, народных приметах, хотя и не было никаких специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию природоохранных отношений.
Существовавшие веками приметы, правила, традиции, которые передавали из поколения в поколенье, обычно строго соблюдались. Так, нельзя было собирать кедровые и лесные орехи, разного рода ягоды (землянику, чернику, бруснику, клюкву и т.п.), мед от диких пчел (бортничество), сеять и убирать урожай, косить травы ранее определенного времени. Например, в подмосковных селениях полагали, что земляника начинает поспевать с 29 июня (9 июля нового стиля). Тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором. По замечаниям поселян, 29 мая (11 июня нового стиля) на день св. Федосия начинает рожь колоситься и т.д.
Уже
в те времена человек связывал
природу в единое целое, замечая
последовательность единой экологической
системы, которая поддаётся определению.
В современном понимании экологическая
система является объективно существующая
часть природной среды, которая имеет
пространственно-
Формирование экологического права прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права»; развитие в рамках природно-ресурсового права и современный период развития - выход за рамки природно-ресурсовых отраслей права.
Первый этап охватил 1917-1968 гг. Это было до принятия Основ законодательства о земле, которые отделили иные природно-ресурсовые отрасли (горное, водное, лесное) от земельного права. Второй этап - период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования природопользования и охраны различных природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.). Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по экологическому праву2.
Рассмотрим
эти этапы. Первым нормативно-правовым
актом нового пролетарского государства
по регулированию внутренних отношений
в России явился Декрет от 26 октября
(9 ноября) 1917 г. «О земле», который хотя
и носил экономический
По
утверждению Б.В. Ерофеева, в первые
годы Советской власти была заложена
основа эколого-правового
В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характера. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. в ст. 21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования.
Несмотря на разрозненный, некомплексный подход к правовому регулированию природопользования, как считает Б.В Ерофеев, уже в те годы прослеживались тенденции, которые были направлены:
а) на бережное использование природных объектов. Согласно ст. 61 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть по ходатайству земельного общества или по решению земельных органов лишены этих земель на срок не более одного севооборота без замены их другими для разрешения земельных споров;
б) на создание такого режима использования природных объектов, который бы не осуществлялся за счет другого и во вред другому. Например, в ст. 106 Декрета ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах» указывалось, что расчистка лесных площадей в защитных лесах не может быть разрешена ни при каких условиях, то есть использование земель в данном виде лесов для иных нужд (сельскохозяйственного, промышленного землепользования) запрещалось.4
Вместе
с тем в данном некомплексном
правотворчестве зарождались
Появились первые элементы регулирования, направленные на оптимальное размещение природных объектов. Так, согласно ст. 112 Декрета «О лесах» местные органы Советской власти при проектировании перевода лесных площадей в фонд сельскохозяйственного пользования в местностях с невысоким процентом лесистости были обязаны обратить в лесные угодья имеющуюся неудобство в проектируемых размерах.
В
1920-х годах появляется тенденция
к комплексному правотворчеству
в сфере природопользования, учитывающему
единую, неделимую взаимосвязь
Комплексному подходу в правовом регулировании природопользования способствовало, по мнению Б.В. Ерофеева, и придание статуса единого государственного фонда природным объектам, который постепенно занял прочное место в основных нормативных документах. Так, в ст. 8 Крестьянского наказа, составлявшего основу Декрета «О земле», было сказано, что «вся земля по ее отчуждении поступает в общенародный земельный фонд»,6 в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском Съезде Советов и вошедшей в качестве составной части в Конституцию РСФСР 1918 г., земельный фонд объявлялся всенародным достоянием;7 в Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» в ст. 1 было закреплено, что «вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом».
Но
так как в сфере
В
Социалистической России право в
области природопользования и охраны
окружающей среды развивалось главным
образом применительно к
Массив
природноресурсового
Основное
внимание в природно-ресурсовом законодательстве
уделяли регулированию
Правда,
в начале 1960-х годов в связи
с повышением интенсивности вовлечения
в хозяйственный оборот богатых
природных ресурсов страны в период
«развернутого строительства
Информация о работе Общие тенденции развития экологического законодательства России, Европы, США