Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:29, контрольная работа
Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе
бывающих, ...учинены от испытателей натуры и ...сообщены ученому свету, так
чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было...
М.В. Ломоносов.
Введение.............................................................................................................................2
Определение экологического мониторинга....................................................................2
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга.........................................................................3
Рис.2. Классификация экологического мониторинга.......................................................4
Глобальная система мониторинга окружающей среды.................................................4-5
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС .................................................................5-6
Государственный экологический мониторинг................................................................6-8
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.....................8-9
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение ответственности
между государственными органами в РФ.........................................................................9
Заключение.......................................................................................................................... 10
Список литературы............................................................................................................... 11
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных
вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг
водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса
сточных вод.
Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома
России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами
и системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах
Арктики и Крайнего Севера.
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.
Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской
Федерации входит в обязанности различных государственных служб. Это приводит
к некоторой неопределенности (по крайней мере, для общественности) в
отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об
источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.
Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств и ведомств, их
слияния и разделения.
На региональном уровне экологический мониторинг и/или контроль обычно
вменяется в обязанность:
-Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами
действующих предприятий).
-Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).
-Санитарно-
селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов
питания).
-Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).
-Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).
-Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)
Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные
государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области
экологического мониторинга.
В
системе официального экологического
мониторинга задействованы
профессиональные силы. Нужен ли еще общественный экологический мониторинг?
Есть ли для него место в общей системе мониторинга, существующей в Российской
Федерации?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим уровни экологического
мониторинга,
принятые в России (рис. 3).
Рис.3.
Уровни экологического
мониторинга и
распределение ответственности
между государственными
органами в РФ.
Заключение.
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого
развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем
ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности
поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление
кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений
человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной
среды.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья
ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только
при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего
качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно
реализовывать единую государственную политику в области экологии,
направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть
одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так
как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами,
представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-
ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской
Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и
региональных экологических проблем.
Из
всего выше сказанного, следует вывод
о необходимости
системы природопользования в нашей стране. Сохранение природы и улучшение
окружающей среды - приоритетные направления государства и общества. Задачами,
требующими скорейшего разрешения, являются создание единой государственной
структуры, осуществляющей экологический мониторинг, и стимулирование
исследовательской деятельности в области химического анализа компонентов
окружающей среды вкупе с социальными программами, призванными информировать
нацию
о насущных экологических проблемах.
Список литературы.
При подготовке реферата были использованы материалы, опубликованные в сети
Интернет:
1) Экологическая доктрина Российской Федерации.
Официальный сайт государственной службы охраны окружающей природной среды России
- http://www.eco-net.ru/
2)
Глава из книги "Как
экологический мониторинг" под редакцией М.В. Хотулевой. Сайт
методического центра "Эколан" - http://www.ecoline.ru/
3)
Химические основы
(КУЗНЕЦОВ В.В. , 1999), ХИМИЯ. Статьи Соровского образовательного
журнала в текстовом формате - http://www.pereplet.ru/
4)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по
мониторинг" для специальности 320700 - "Охрана окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов" для всех форм обучения/ Утверждено
редакционно-издательским Советом Тюменского государственного нефтегазового
университета. - Тюмень, 2001 - http://promeco.h1.ru/