Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:29, контрольная работа
Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе
бывающих, ...учинены от испытателей натуры и ...сообщены ученому свету, так
чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было...
М.В. Ломоносов.
Введение.............................................................................................................................2
Определение экологического мониторинга....................................................................2
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга.........................................................................3
Рис.2. Классификация экологического мониторинга.......................................................4
Глобальная система мониторинга окружающей среды.................................................4-5
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС .................................................................5-6
Государственный экологический мониторинг................................................................6-8
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.....................8-9
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение ответственности
между государственными органами в РФ.........................................................................9
Заключение.......................................................................................................................... 10
Список литературы............................................................................................................... 11
веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для
экономики региона ;
-
фоновом (на базе биосферных заповедников,
где исключена всякая хозяйственная деятельность
.
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по
классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС.
Kласс | Загрязняющее вещество | Среда | Тип
программы
(уровень мониторинга) |
1 | Диоксид серы, взвешенные частицы | Воздух | И, Р, Ф |
Радионуклиды | Пища | И, Р | |
2 | Озон | Воздух | И (тропосфера),
Ф (стратосфера) |
Хлорорганические соединения и диоксины | Биота, человек | И, Р | |
Кадмий | Пища, вода, человек | И | |
3 | Нитраты, нитриты | Вода, пища | И |
Оксиды азота | Воздух | И | |
4 | Ртуть | Пища, вода | И, Р |
Свинец | Воздух, пища | И | |
Диоксид углерода | Воздух | Ф | |
5 | Оксид углерода | Воздух | И |
Углеводороды нефти | Морская вода | Р, Ф | |
6 | Фториды | Пресная вода | И |
7 | Асбест | Воздух | И |
Мышьяк | Питьевая сода | И | |
8 | Микробиологические загрязнения | Пища | И, Р |
Реакционноспособные загрязнения | Воздух | И |
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение
сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального
мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние
окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый
мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и
биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что
необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих
первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих
группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности
загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе
ГСМОС, приведены в таблице1.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и
задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет
государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и
местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства
загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности
их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту,
возможность организации измерений и другие факторы.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями
[2] при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным
образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне
оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с
экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа
общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой,
которая
и будет определять приоритеты в данном
случае.
Государственный экологический мониторинг.
Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением
Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей в областях
экологического мониторинга и информационного обеспечения является обеспечение
государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной
информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных
изменениях.
Для этого необходимы:
- развитие единой государственной системы экологического мониторинга
на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических
компонентов природной среды;
-совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный экологический мониторинг, включая
формирование фонда информационных ресурсов;
- совершенствование системы показателей, создание методологии экологического мониторинга
Российской Федерации, а также техническое и материальное обеспечение
деятельности системы экологического мониторинга;
- обеспечение достоверности и сопоставимости, данных экологического мониторинга по
отдельным отраслям экономики и регионам страны;
-совершенствование системы учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и отходов;
- проведение работ по выявлению зон экологического бедствия;
-выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и
населения;
-инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска возникновения
чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;
формирование и ведение кадастров экологически опасных объектов на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель,
пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной
продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды,
природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и
обладающих особым рекреационно-оздоровительным значением;
-формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, особо
охраняемых природных территорий и территорий традиционного
природопользования;
-обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии, жизненно важной для их безопасности;
-
информационное обеспечение
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между
собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы
мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан,
так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято
решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга
(ЕГСЭМ),
которая должна объединить
для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды
в Российской Федерации.
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
-мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую
среду;
-мониторинг загрязнения абиотического компонента
окружающей природной среды;
- мониторинг биотической компоненты
окружающей природной среды;
-социально-гигиенический мониторинг;
-обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
При этом распределение функций между центральными органами федеральной
исполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности
министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга
окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного
воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация
мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры
(кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических
информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами
банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их
использовании.
Росгидромет:
организация мониторинга
поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной
среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной
среды.
Роскомзем: мониторинг земель.