Мониторинг и информация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Важно определить современное состояние соответствующей нормативной правовой базы в этой области, степень ее реализации для того, чтобы представлять, кто несет ответственность в настоящее время за своевременную и достоверную информацию, выдаваемую и необходимую участникам предпринимательской деятельности, иным юридическим и физическим лицам для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….….3
1. Понятие и виды государственного экологического мониторинга …………...3
2. Правовые основы использования информационных ресурсов в области
охраны окружающей среды……………………………………………………...8
2.1 Понятие и роль экологически значимой информации …………………………..…8
2.2 Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды ……...….10
2.3 Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих
на здоровье ……………………………………………………………………….….10
2.4 Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации……………………………………………....12
2.5 Правовые ограничения свободного доступа к экологически
значимой информации ……………………………………………………………...15
2.6 Источники нормативной экологически значимой информации……………….…16
2.7 Государственный статистический учет и отчетность……………………………..17
2.8 Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов………...17
Заключение…………………………………………………………………………..…..19
Задача .. ……………………………………………………………………………...…..20
Список использованной литературы…………………………………………….….....23

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Таким образом, действующее  законодательство России достаточно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

 

2.4. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.

В целом в России существует достаточно развитое законодательство по вопросам сбора, накопления, распространения и доступа к экологической информации. Наиболее важные положения содержатся в Конституции РФ. В частности, Конституция устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Это право реализуется  прежде всего через средства массовой информации, предоставляющие возможность  наиболее широкого и доступного поиска, получения и распространения  общественно значимых сведений. В  Законе РФ «О средствах массовой информации» предусматривается, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Важная роль в регулировании  сбора, накопления, распространения  и доступа к экологической  информации принадлежит Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он устанавливает принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

- свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

- установления ограничений доступа  к информации только федеральными  законами;

- достоверности информации и  своевременности ее предоставления.

Закон устанавливает общие требования, касающиеся информационных систем - государственных, муниципальных и иных. Так, государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления – Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В контексте правового  регулирования сбора экологической  информации важно рассмотреть проблему единства измерений в области охраны окружающей среды и природопользования. В науке экологического права и в экологическом законодательстве этой проблеме почти не уделяется внимания, несмотря на ее актуальность.

Адекватного нормативного и технического решения не только в рамках информационного обеспечения охраны окружающей среды применительно, к примеру, к мониторингу, статистической отчетности, ведению кадастров природных ресурсов, но и экологическому контролю и др. требует проблема единства измерений в сфере взаимодействия общества и природы.

Правовые основы обеспечения  единства измерений, в том числе  защита прав и законных интересов  граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных  последствий недостоверных результатов  измерений регулируются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений». Под единством измерений понимается состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Закон предусматривает, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Федеральный закон «Об  информации, информационных технологиях  и о защите информации» закрепляет принцип свободы получения информации любым законным способом (ст. 3). Возможности  свободного получения экологической  информации от предприятий предусмотрены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», некоторыми другими законами. Это существенно расширяет возможности граждан в защите своих интересов, связанных с охраной здоровья не только от вредного воздействия окружающей среды, но и от иных факторов (таких, например, как товары народного потребления - бытовая химия, лекарства и др.), которые при определенных обстоятельствах также могут быть связаны с окружающей средой.

Таким образом, российское законодательство предоставляет гражданам право требовать и получать экологически значимую информацию от основных субъектов - ее обладателей: уполномоченных государственных органов и предприятий (организаций) – природопользователей. С практической точки зрения, однако, важно иметь в виду, что установленное Конституцией РФ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды носит абсолютный характер, то есть касается любой экологически значимой информации, обладающей режимом свободного доступа. Основываясь на этом праве, гражданин может требовать предоставления ему любой «открытой» информации.

Сбор, накопление, распространение, доступ к экологически значимой информации регулируется также рядом природоохранительных актов, предусматривающих разнообразные  пути и формы сбора, накопления и иные виды обращения с такой информацией. Например, одним из средств получения экологически значимой информации служит проведение общественных слушаний при оценке воздействия новой планируемой деятельности на окружающую среду, проведение государственной экологической экспертизы. Другое средство – предоставление предприятием информации государственным природоохранительным органам при обращении к ним с заявками на получение разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Третье – разного рода маркировки потенциально опасных веществ и продуктов и сопроводительные документы на такие вещества и продукты. Четвертое средство – обращение органов экологического контроля к предприятиям с требованием о предоставлении соответствующей информации.

Обязательное информирование населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при  подготовке экологически значимых решений  предусмотрено процедурой оценки воздействия  планируемой деятельности на окружающую среду. Кроме того, оно установлено Земельным кодексом РФ в рамках предварительного согласования места размещения предприятий и иных объектов. В соответствии с Кодексом органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. При этом граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Предусмотренная Федеральным  законом «О защите прав потребителей»  обязанность информирования граждан в связи с использованием экологически потенциально опасных товаров (работ, услуг) соответствует праву потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя. Чрезвычайно важно информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Для обеспечения установленного Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на местную администрацию возложена обязанность предоставления соответствующей информации через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам. И, наконец, обязательное информирование населения предусмотрено при чрезвычайных экологически значимых ситуациях. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Предупреждая об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает тем самым гарантию информирования населения о соответствующих угрозах. Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Меры ответственности за нарушение прав граждан на экологически значимую информацию установлены законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

 

2.5. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации природный информация правовой безопасность

Мировая практика развивается  по пути установления режима ограниченного  доступа в отношении части  экологически значимой информации. Речь идет о сведениях, составляющих тайну. По российскому законодательству существует государственная, служебная, коммерческая, банковская, врачебная тайна, тайна исповеди. В большей или меньшей мере эти разновидности тайны имеют отношение к экологически значимой информации.

Одновременно в Федеральном  законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяются виды информации, на которую запрещено устанавливать режим ограниченного доступа. К таким видам отнесены:

- нормативные правовые  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

- информация о состоянии  окружающей среды.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ «О государственной тайне». В соответствии с Законом под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Так, государственную тайну составляют сведения:

а) о дислокации, режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

б) сведения в области  экономики, науки и техники: о  запасах стратегических видов сырья  и материалов; о запасах платины, металлов платиновой группы, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации. Список таких видов определяется Правительством РФ (ст. 5). По Закону не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина (ст. 7).

Кроме государственной  тайны, законодательством регулируется обращение с экологически значимыми  данными, составляющими предмет служебной и коммерческой тайны. В соответствии с Гражданским кодексом РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Сведения, которые не могут составлять коммерческую или служебную тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Так, в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» не могут составлять коммерческую тайну сведения о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом (ст. 5).

Одновременно Закон  определяет круг государственных органов  и лиц, которым такие сведения могут предоставляться. Законодательством  предусмотрена гарантия сохранения в тайне сведений, отнесенных к  тому или другому ее виду. За разглашение  лицами, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную тайну, с учетом причиненного ущерба они несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.

Таким образом, информация экологического характера в основном должна быть открытой, свободной, доступной.

 

2.6 Источники нормативной экологически значимой информации

Законы и другие нормативные  правовые акты содержат специфическую информацию: их нормы несут информацию о должном поведении субъектов экологических правоотношений. Не обладая такого рода информацией, природопользователи и иные субъекты, которым адресованы нормативные требования, оказываются в затруднительном положении. Незнание закона не освобождает их от ответственности.

Одним из факторов эффективности  права является обладание его  субъектами информацией о нормативных  правовых актах, устанавливающих права  и обязанности в области природопользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, к исполнению которых они призваны. Соответственно, они не всегда знают, что должны делать в охране окружающей среды.

Опубликование природоохранных  нормативных актов – первый шаг  к доступу к правовой информации. Но в какой степени они свободно доступны для общественности, организаций, должностных лиц и даже государственных  органов? Наиболее развиты официальные (государственные) банки правовой информации в форме регулярного издания Собрания законодательства Российской Федерации, Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации, Бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и некоторых др.

 

2.7 Государственный статистический учет и отчетность

Государственный статистический учет в области природопользования и охраны окружающей среды является одним из источников экологически значимой информации. Ведется статистический учет как Федеральной службой государственной статистики (Росстат), так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Информация о работе Мониторинг и информация